1122

Американо-российская оттепель

Москва отказалась от планов размещения ракет в Калининградской области. Означает ли это, что отношения с Америкой становятся более зрелыми?

Надо полагать, это начало оттепели, важный шаг к более зрелым отношениям между США и Россией. Известия о том, что Москва отказалась от планов размещения тактических ракет в Калининградской области, российском анклаве, граничащем с Польшей, в ответ на злополучный план Вашингтона по созданию в Польше и Чехии элементов его противоракетного 'щита', - хороший знак.
Партнеры






Оливковая ветвь Кремля - это ответ на звучащие в лагере Барака Обамы предложения новому американскому президенту критически взглянуть на весь американский проект противоракетной обороны. Советники Обамы четко дали понять, что скептически относятся к технологии и озабочены расходами. Возможно, это удобный аргумент, особенно, для американского общественного мнения. Но, что касается Москвы, то речь для нее шла о политике, дипломатии и, прежде всего, сохранении лица.

Несколько 'сырых' ракет-перехватчиков, которые администрация Буша планировала разместить в Польше, не представляли военной угрозы безопасности России. По заверениям Вашингтона, они предназначались для отражения иранских ядерных ракет. Но в свете расширения НАТО на прибалтийские государства и распространенного среди россиян мнения, что их страна уже достаточно унижена, это было чрезмерным шагом.

Вашингтон подчеркивал, что против Ирана предназначен и большой радар Х-диапазона, который США планируют разместить в Чехии (аналогичный установленному в Файлингдейлсе в Северном Йоркшире). Более того, заявлял Вашингтон, России он мог бы быть так же полезен, как и всей остальной Европе. Но ослаблять подозрения и даже паранойю россиян было не в интересах Кремля.

Теперь на место принципа 'око за око' может прийти принцип 'баш на баш'. Обама готов протянуть руку Ирану, если Тегеран разожмет кулак. Обама знает, что его стремление решить противоречия дипломатическим путем должно сопровождаться существующими санкциями и угрозой новых. Ему понадобится поддержка России.

Все это немного отдает спешкой, но не отчаянием. По словам экспертов, в этом году Иран, возможно, сумеет получить достаточно низкообогащенного урана для создания одной ядерной боеголовки. Российская экономика тоже переживает нелегкие времена, и, если Владимир Путин и его военачальники хотят ввести свои вооруженные силы в XXI век, то у них должно быть множество других приоритетов, помимо демонстративного размещения пары ракет. Тем временем, у Грузии и Украины практически нет шансов на вступление в НАТО в ближайшем будущем. Москва знает это и знает, что у НАТО проблемы в Афганистане.

Кремль может позволить себе расслабиться.

guardian.co.uk

После долгих лет недоверия Кремль протягивает США оливковую ветвь мира

Заявление России об отмене планов развертывания ракет в своем западном калининградском анклаве стало своеобразной оливковой ветвью мира, протянутой администрации Обамы. В практическом плане это мало что меняет. Но данный шаг может открыть новую главу в непростой истории отношений двух крупнейших ядерных держав в области противоракетной обороны, которая началась в 1972 году подписанием Договора по ПРО. Ограничив количество средств противоракетной обороны с обеих сторон, данный договор законодательно закрепил ядерное равновесие страха, или доктрину гарантированного взаимного уничтожения.

Первая угроза в его адрес прозвучала в 1983 году, когда Рональд Рейган провозгласил Стратегическую оборонную инициативу (программа "звездных войн"). Она предусматривала создание ракетной системы космического базирования с использованием технологий, которые он предложил даже Советскому Союзу. Однако программа СОИ оказалась непрактичной, и Соединенные Штаты переключились на создание ограниченной системы противоракетной обороны против деструктивных государств, которые могли стать обладателями ядерного оружия. Среди них были Северная Корея и Иран. Все это время республиканские администрации отстаивали данную программу намного активнее, чем демократы.

Джордж Буш-старший, став президентом, ревностно продвигал систему ПРО, однако при Билле Клинтоне объем финансирования и испытаний был сокращен. Буш-младший возродил идею противоракетной обороны ("превратив ее в религию", как сказал один ведущий представитель Демократической партии). Расходы на систему ПРО увеличились до 10 миллиардов долларов в год, хотя результаты испытаний были довольно противоречивы. Чтобы развязать США руки, Буш в 2002 году вышел из Договора по противоракетной обороне. Затем он ускорил реализацию планов создания элементов ПРО на Аляске и в Калифорнии - для противодействия атакам со стороны Северной Кореи, а также в Польше и Чехии - для защиты от ракетных пусков с территории Ирана. Однако вторая часть этого проекта, предусматривающая размещение американских ракет у бывших советских сателлитов, вызвала негодование у Москвы, которая считает, что в первую очередь эти ракеты будут нацелены на нее, а уж потом - на Иран. Вашингтон напрасно пытался убедить всех, что это не так, хотя настойчиво заявлял, что Россия в ходе массированного применения своего ракетного арсенала легко сможет уничтожить немногочисленные американские ракеты.

Сразу после победы Обамы Россия объявила о том, что разместит ракеты "Искандер" в Калининградской области, которая граничит с Польшей. Однако сейчас она, возможно, поверила в то, что новый президент-демократ, столкнувшись с огромными финансовыми проблемами, последует примеру Клинтона и откажется рассматривать систему ПРО в качестве главного приоритета. И это сигнал о том, что Москва готова вести переговоры.

"The Independent"
0