947

Иллюзии о потенциале и устойчивости российской экономики разрушены окончательно

Мощнейший экономический кризис, охвативший мировую экономику в 2008 году и по силе сравниваемый с Великой депрессией 1929–1932 годов, наверняка войдет в историю как главное событие не только уходящего года, но и всего завершающегося десятилетия.

Экономика большинства развитых стран вступала в 2008 год не в лучшем состоянии, так как разразившийся в августе 2007 года в США кризис на рынке ипотечного кредитования подорвал стабильность банковской системы, стройиндустрии и ее смежников во многих государствах. Впрочем, в России о кризисе тогда больше говорили, чем его ощущали. Нашим банкам и строительной отрасли вроде бы ничто не угрожало, фондовые индексы уверенно росли, а главный источник благополучия отечественной экономики – цены на нефть, газ и металлы постоянно повышались, проливая на страну дождь сверхдоходов.
Первый серьезный сигнал о неблагополучии прозвучал в январе, когда фондовые индексы страны упали вслед за мировыми фондовыми площадками примерно на четверть. Иностранные инвесторы, столкнувшись с кризисом ликвидности, вынуждены были выводить капиталы из казавшейся благополучной России, чтобы закрыть свои текущие дыры в балансах.

Тогда же стало ясно, что кризис ликвидности на мировых финансовых рынках не позволит перекредитоваться многим российским компаниям и банкам, успевшим за годы благополучия назанимать за рубежом сотни миллиардов долларов на собственное развитие. Впрочем, до середины мая фондовый рынок России успел не только отыграть потери января, но и вырасти еще примерно на четверть, чему способствовал бурный рост мировых цен на нефть и сырье. В июле цены на нефть установили исторический максимум в 147 долл. за баррель, после чего начали стремительно снижаться, что в итоге привело к снижению котировок на фондовом рынке, переросшим в обвал. Это и стало спусковым крючком для начала полномасштабного кризиса в России.

Сначала он развивался как кризис доверия на банковском рынке. Потеряв возможность перекредитовываться за рубежом, банки столкнулись с неплатежеспособностью испытывавших те же проблемы крупных компаний. Из-за обвала на фондовом рынке резко обесценились отданные ими в залог под кредиты банкам пакеты акций, восполнить залоги они оказались не в состоянии. Одновременно прогорели на биржевых спекуляциях ряд крупных инвесткомпаний. В межбанковских расчетах возникла пирамида неплатежей, парализовавшая в сентябре весь банковский рынок. Банки фактически перестали кого-либо кредитовать, а если и выдавали кредиты, то под в несколько раз более высокие, чем ранее, проценты, что делало нерентабельным какой-либо бизнес.

В октябре кризис из банковского сектора перешел на промышленность, которая в отсутствие дешевых кредитов не смогла развиваться. Проблемы одних предприятий по цепочке накрыли всю промышленность, резко сократились заказы и выросли неплатежи. В стране начались массовые увольнения и сокращения зарплат. Россия оказалась мировым лидером по снижению капитализации компаний. В ноябре фондовые индексы упали по сравнению с майскими максимумами в четыре раза, в то время как в развитых странах падение фондовых рынков ограничилось несколькими десятками процентов. Это еще больше усугубило проблемы набравших кредиты олигархов и предприятий. Чтобы не допустить распродажи иностранцам заложенных ими стратегических активов, государство было вынуждено объявить о выделении 50 млрд. долл. из резервов.

По оценке экспертов Всемирного банка, в результате падения фондового рынка с 19 мая по 7 ноября 2008 года богатство в России сократилось примерно на 1 трлн. долл., или примерно на 84% российского ВВП за 2007 год. Из-за обрушения биржевых индексов богатство состоятельных россиян сократилось на 300 млрд. долл. Вдвое больше потеряли нефтегазовые госкомпании и смежные отрасли.
Численность безработных стремительно увеличивается и в ближайшие месяцы может вырасти с 4 млн. человек в середине 2008 года до 6–6,5 млн. человек по международной методологии. Такие данные приводит Минздравсоцразвития. Небывалый масштаб кризиса подтверждают и данные о падении промышленного производства. В ноябре промпроизводство, по данным Росстата, упало на 8,7% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Независимые эксперты оценивают ноябрьский спад даже выше 10%. Максимальные потери понесли отрасли, связанные с инвестициями. Производство цемента упало почти на треть, а производство чугуна и стали – более чем на 40%. Кризис затронул практически все сферы производства, и в начале 2009 года мы можем увидеть еще более негативные данные за декабрь. Впрочем, потери объемов производства, вероятно, будут через несколько лет восстановлены. Иллюзии же о потенциале и устойчивости российской экономики разрушены окончательно. Кризис показал, что строить модель экономического развития страны лишь в расчете на продажу за рубеж сырья крайне недальновидно и небезопасно.

http://www.ng.ru/itog/2008-12-30/1_crisis.html?mthree=4
0