У конфедерации Молдавии, Приднестровья и Гагаузии нет будущего
"Федерация равноправных субъектов - Молдавии и Гагаузии - оптимальный вариант": онлайн-конференция Ивана Бургуджи в ИА REGNUM
У обсуждаемого в Молдавии проекта конфедеративного переустройства Молдавии, Приднестровья и Гагаузии "нет никакого будущего". Об этом сегодня, 10 декабря, заявил в ходе онлайн-конференции в пресс-центре ИА REGNUM гагаузский правозащитник и общественный деятель Иван Бургуджи. "Разве что будет добрая воля народов Приднестровья, Молдавии и Гагаузии о создании нового договорного союзного государства", - добавил он.
Отвечая на вопрос о том, на какие уступки Приднестровью и Гагаузии должен пойти Кишинев для того, чтобы конфедеративный проект стал возможен, Бургуджи заявил: "Во-первых, на мой взгляд, Приднестровью от Молдавии ничего не нужно. Приднестровье - состоявшееся, самодостаточное государство, некоторые элементы государственных атрибутов власти которого гораздо сильнее выражены и укреплены, чем в самой Молдавии. Пожалуй, Приднестровье ожидает от Молдавии только одного: чтобы она была доброй и миролюбивой соседкой, поскольку это как раз тот случай, когда соседей не выбирают. Во-вторых, о каких-то уступках со стороны официального Кишинева как метрополии можно говорить, если речь идет об урегулирований отношений между Гагаузией и Молдавией. В этом случае, самым нормальным, оптимальным и справедливым было бы образование федеративного государства, состоящего из двух равноправных субъектов - Молдавии и Гагаузии. Это, на мой взгляд, будет самым разумным балансом. В противном случае, не имеет вообще никакого смысла пытаться сохранить это псевдогосударство в его нынешнем виде".
"Если говорить о построении нового государственного образования на территории бывшей Молдавской ССР, состоящего из трех равноправных субъектов, то таковым на данном этапе, может быть создание договорного союзного государства, - считает Бургуджи. - Но, это только в том случае, если народ Приднестровья изменит свое волеизъявление, высказанное на всенародном референдуме в сентябре 2006 года и согласится на построение такого государственного образования (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM)".
Говоря о международно-правовом аспекте образования новых государств на территории бывшей Молдавской ССР, гагаузский общественный деятель обратился к истории распада СССР. "Схожесть ситуации между Приднестровьем и Гагаузией состоит в том, что эти две республики образовались на территории бывшей Молдавской ССР после того, как парламент Молдавии самоликвидировал союзную республику, приняв постановление, что закон Союза СССР об образовании МССР от 2 августа 1940 года недействителен. 19 августа 1990 гагаузский народ самоопределился, образовав, на съезде депутатов всех уровней независимую Гагаузскую республику, принял декларацию о независимости и суверенитете. 2 сентября 1990 народ Приднестровья самоопределился, образовав Приднестровскую Молдавскую Республику и приняв декларацию о независимости и суверенитете. И лишь через год, 27 августа 1991 года объявила о своей независимости собственно Республика Молдова. Другой разговор, что международное сообщество, в нарушение всех международно-правовых норм признало независимость только Республики Молдова. Вопреки нормам и принципам международного права международным сообществом не замечается тот факт, что пришедшие к власти политические силы бывших союзных республик СССР провозгласили создание своих государств с охватом территорий легитимно, с точки зрения законодательства Союза ССР и международного права, образованных на бывшей территории постсоветского пространства. А правящие бал в ООН ведущие державы мира в состоянии эйфории от дикого расчленения Советского Союза молниеносно удовлетворили их требование вопреки очевидному противоречию внутренним законам и международному праву. При этом на международном уровне была признана не только Республика Молдова, но и наличие неурегулированных конфликтов, образовавшихся после самоликвидации ССР Молдова", - заявил он.
"Основное отличие между Гагаузией и Приднестровьем состоит в том, что руководство Гагаузской республики в силу ряда объективных и субъективных причин пошло на поводу у руководства Молдавии и согласилось, чтобы независимая Гагаузская республика вошла в состав Молдавии в качестве автономии. А руководство Приднестровья твёрдо и чётко выполняет по сей день волю народа Приднестровья о создании и функционировании независимого государства Приднестровская Молдавская Республика, подтвержденного на многочисленных общереспубликанских референдумах. И на сегодняшний день Гагаузия существует в качестве аморфного образования в составе Молдавии, называемого автономией, хотя руководство Молдавии на практике относится к ней, как к обыкновенному заурядному району, напрочь забыв все политические договорённости, оформленные как закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" от 1994 г. До сих пор официальный Кишинёв торпедирует исполнение норм этого закона в полном объеме. Приднестровье же состоялось как независимое самодостаточное государство, в котором функционируют все атрибуты власти государства и оно на сегодняшний день в какой-то мере даже больше государство, хоть и непризнанное, чем собственно Республика Молдова", - считает Бургуджи.
"Гагаузия, в соответствии с законом "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" должна участвовать в выработке и осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающейся её интересов. Гагаузия должна иметь во всех высших органах власти и управления своих представителей. Но Гагаузия действительно не может реализовать свои права и полномочия, закрепленные в этом законе, так как руководство Молдавии всячески препятствует этому", - подчеркнул гагаузский правозащитник.
Отвечая на вопрос о том, в каком виде возможно существование Гагаузии вне политического пространства Молдавии, Иван Бургуджи заявил: "В качестве самостоятельного государства, в первую очередь, если Республика Молдова изменит свой статус независимого государства. В любом случае это произойдет в соответствии с волеизъявлением народа Гагаузии. Кстати, это прописано и в законе "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Так что если Молдавия вдруг решится объединиться с Румынией, то это право молдавского народа, но это уже произойдет без Гагаузии. Народ Гагаузии тогда сам определит, как и с кем жить и дружить".
Полный текст ответов на все заданные Ивану Бургуджи вопросы можно прочитать на странице онлайн-конференции.
http://www.regnum.ru/news/1097091.html
полный текст здесь - http://www.regnum.ru/pressroom/press-burgudji/
У обсуждаемого в Молдавии проекта конфедеративного переустройства Молдавии, Приднестровья и Гагаузии "нет никакого будущего". Об этом сегодня, 10 декабря, заявил в ходе онлайн-конференции в пресс-центре ИА REGNUM гагаузский правозащитник и общественный деятель Иван Бургуджи. "Разве что будет добрая воля народов Приднестровья, Молдавии и Гагаузии о создании нового договорного союзного государства", - добавил он.
Отвечая на вопрос о том, на какие уступки Приднестровью и Гагаузии должен пойти Кишинев для того, чтобы конфедеративный проект стал возможен, Бургуджи заявил: "Во-первых, на мой взгляд, Приднестровью от Молдавии ничего не нужно. Приднестровье - состоявшееся, самодостаточное государство, некоторые элементы государственных атрибутов власти которого гораздо сильнее выражены и укреплены, чем в самой Молдавии. Пожалуй, Приднестровье ожидает от Молдавии только одного: чтобы она была доброй и миролюбивой соседкой, поскольку это как раз тот случай, когда соседей не выбирают. Во-вторых, о каких-то уступках со стороны официального Кишинева как метрополии можно говорить, если речь идет об урегулирований отношений между Гагаузией и Молдавией. В этом случае, самым нормальным, оптимальным и справедливым было бы образование федеративного государства, состоящего из двух равноправных субъектов - Молдавии и Гагаузии. Это, на мой взгляд, будет самым разумным балансом. В противном случае, не имеет вообще никакого смысла пытаться сохранить это псевдогосударство в его нынешнем виде".
"Если говорить о построении нового государственного образования на территории бывшей Молдавской ССР, состоящего из трех равноправных субъектов, то таковым на данном этапе, может быть создание договорного союзного государства, - считает Бургуджи. - Но, это только в том случае, если народ Приднестровья изменит свое волеизъявление, высказанное на всенародном референдуме в сентябре 2006 года и согласится на построение такого государственного образования (17 сентября 2006 года в Приднестровье состоялся референдум о статусе республики, в ходе которого более 97% проголосовавших высказалось за независимость и последующее свободное присоединение Приднестровской Молдавской Республики к Российской Федерации - прим. ИА REGNUM)".
Говоря о международно-правовом аспекте образования новых государств на территории бывшей Молдавской ССР, гагаузский общественный деятель обратился к истории распада СССР. "Схожесть ситуации между Приднестровьем и Гагаузией состоит в том, что эти две республики образовались на территории бывшей Молдавской ССР после того, как парламент Молдавии самоликвидировал союзную республику, приняв постановление, что закон Союза СССР об образовании МССР от 2 августа 1940 года недействителен. 19 августа 1990 гагаузский народ самоопределился, образовав, на съезде депутатов всех уровней независимую Гагаузскую республику, принял декларацию о независимости и суверенитете. 2 сентября 1990 народ Приднестровья самоопределился, образовав Приднестровскую Молдавскую Республику и приняв декларацию о независимости и суверенитете. И лишь через год, 27 августа 1991 года объявила о своей независимости собственно Республика Молдова. Другой разговор, что международное сообщество, в нарушение всех международно-правовых норм признало независимость только Республики Молдова. Вопреки нормам и принципам международного права международным сообществом не замечается тот факт, что пришедшие к власти политические силы бывших союзных республик СССР провозгласили создание своих государств с охватом территорий легитимно, с точки зрения законодательства Союза ССР и международного права, образованных на бывшей территории постсоветского пространства. А правящие бал в ООН ведущие державы мира в состоянии эйфории от дикого расчленения Советского Союза молниеносно удовлетворили их требование вопреки очевидному противоречию внутренним законам и международному праву. При этом на международном уровне была признана не только Республика Молдова, но и наличие неурегулированных конфликтов, образовавшихся после самоликвидации ССР Молдова", - заявил он.
"Основное отличие между Гагаузией и Приднестровьем состоит в том, что руководство Гагаузской республики в силу ряда объективных и субъективных причин пошло на поводу у руководства Молдавии и согласилось, чтобы независимая Гагаузская республика вошла в состав Молдавии в качестве автономии. А руководство Приднестровья твёрдо и чётко выполняет по сей день волю народа Приднестровья о создании и функционировании независимого государства Приднестровская Молдавская Республика, подтвержденного на многочисленных общереспубликанских референдумах. И на сегодняшний день Гагаузия существует в качестве аморфного образования в составе Молдавии, называемого автономией, хотя руководство Молдавии на практике относится к ней, как к обыкновенному заурядному району, напрочь забыв все политические договорённости, оформленные как закон "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" от 1994 г. До сих пор официальный Кишинёв торпедирует исполнение норм этого закона в полном объеме. Приднестровье же состоялось как независимое самодостаточное государство, в котором функционируют все атрибуты власти государства и оно на сегодняшний день в какой-то мере даже больше государство, хоть и непризнанное, чем собственно Республика Молдова", - считает Бургуджи.
"Гагаузия, в соответствии с законом "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)" должна участвовать в выработке и осуществлении внутренней и внешней политики Республики Молдова, касающейся её интересов. Гагаузия должна иметь во всех высших органах власти и управления своих представителей. Но Гагаузия действительно не может реализовать свои права и полномочия, закрепленные в этом законе, так как руководство Молдавии всячески препятствует этому", - подчеркнул гагаузский правозащитник.
Отвечая на вопрос о том, в каком виде возможно существование Гагаузии вне политического пространства Молдавии, Иван Бургуджи заявил: "В качестве самостоятельного государства, в первую очередь, если Республика Молдова изменит свой статус независимого государства. В любом случае это произойдет в соответствии с волеизъявлением народа Гагаузии. Кстати, это прописано и в законе "Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)". Так что если Молдавия вдруг решится объединиться с Румынией, то это право молдавского народа, но это уже произойдет без Гагаузии. Народ Гагаузии тогда сам определит, как и с кем жить и дружить".
Полный текст ответов на все заданные Ивану Бургуджи вопросы можно прочитать на странице онлайн-конференции.
http://www.regnum.ru/news/1097091.html
полный текст здесь - http://www.regnum.ru/pressroom/press-burgudji/