431

Путин, современный империалист ("Le Point", Франция)

Марк Дюген (Marc Dugain) во время работы над книгой 'Обычная экзекуция' (Une exеcution ordinaire, изд. Gallimard, 2007), подробно изучил, как функционирует российская власть, а также личность Владимира Путина. Специально для Le Point он рисует его жесткий портрет.

Чтобы понять Владимира Путина, истинного властелина России, нужно вернуться в конец XIX века. Русские аристократы томно влачат свое существование и, как будто в произведениях Чехова, недоумевают, почему их жизнь так никчемна, и почему они не могут принять себя такими, какие они есть. Они осознают, что принадлежат к миру прошлого, но не могут, да и не хотят покончить с безвольной апатией. Как это все не похоже на капиталистическое общество, описанное Марксом и Энгельсом. Для Западной Европы Россия - постфеодальное общество, где никак не могут уверовать в достоинства либерализма, превозносимого немногочисленной предприимчивой буржуазией, которой противостоит мировоззрение не только образованной аристократии, но и потомков неграмотных крепостных.

Травма

Великая Россия, которая любит подчеркивать свою особенность по сравнению с прочими европейскими странами, слишком любит веселье, и поэтому не готова променять доход от ренты на корыстную погоню за прибылью. За отсутствием настоящего капитализма там растут и ширятся революционные настроения, прямо пропорциональные размаху несправедливости и презрения сильных к слабым. Реакция властей на заграничные идеалы не нова: полиция без лишнего рвения преследует самых ярых оппозиционеров, а затем ссылает их на Дальний Восток, где существует только два времени года - сезон комаров и сезон полярного холода. Революция расцвела на благодатной почве поражения в войне с Германией. Она закаляется в крови, потому что нужно побороть сопротивление новым идеям. Затем благородные идеалы присваиваются кучкой людей с менталитетом убийц, которые считают террор единственным способом правления. Большевики не позволяют себе покуситься на основы Вечной России, заложенные при Иване Грозном, когда за неистовым и имперским национализмом скрывается неизменное презрение к человеческой жизни и свободам. Власти возрождают слежку за гражданами и ссылку тех инакомыслящих, которым смерть не даровала свободу.

Путин родился за несколько месяцев до кончины Сталина, о котором он, судя по всему, не слышал ничего иного, кроме приторных славословий своего деда, служившего у тирана поваром. Детство в петербуржской коммунальной квартире приобщило Путина к радостям и лишениям социализма. Он, как и все дети его возраста, мечтал о приключениях. Он хотел стать разведчиком. Потребность в них у государства была велика, поэтому Путину не составило большого труда сделать свою мечту явью, хотя он из-за вспыльчивого характера и средних - как считало начальство - умственных способностей не смог стать частью элиты, работавшей по ту сторону 'железного занавеса'. Первые шаги по службе он делает на родной земле, следит за политическими оппозиционерами, в чем преуспевает. Затем его направляют в Дрезден, в братскую страну, где Штази мечтает о слиянии с КГБ. Его пребывание в Восточной Германии не было отмечено чем-либо запоминающимся, знак того, что он ничего выдающегося не совершил, разве что уехал после падения Берлинской стены, увозя в багажнике автомобиля стиральную машину. Этот крах вызвал в нем недоумение: как мог такой образцово-показательный строй сдаться без боя перед реакционным давлением? Однако Путин не позволил себе впасть в посткоммунистическую депрессию, он привел в порядок свои мысли и расставил приоритеты. В первую очередь он - православный русский. Затем - сотрудник спецслужб, каким бы ни был режим в стране. Что не помешало ему испытать настоящее возмущение при виде 'расчленения' КГБ и открытия его архивов. Нравственное унижение его коллег не останется неотомщенным. Однако эта травма не повлияла на его способности к адаптации.

Развенчанный наставник

В то время, когда с благословения Ельцина в стране полным ходом шла самая жестокая приватизация за всю историю экономики на фоне коррупции, развала армии и муниципальных служб, Путин начинает работать в команде мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, и вскоре становится председателем комитета по внешним связям мэрии. В последствие против Собчака, известного своей коррумпированностью, было возбуждено уголовное дело, но его ближайший сотрудник вышел из этой истории незапятнанным. Правда, госслужащий Путин смог позволить себе дом за полмиллиона евро, который потом сгорел из-за неисправной сауны. После того, как его наставник был развенчан, Путин оказывается в Москве, где благодаря стараниям своих бывших коллег становится главой ФСБ (новая аббревиатура КГБ). Не вызывает сомнений, что таким стремительным возвышением он обязан в первую очередь своим личным качествам и поразительной энергии, однако немалую роль здесь сыграло желание реванша и жажда денег когда-то могущественного сословия, которое обошли на повороте олигархи (многие из них принадлежали к коммунистической номенклатуре). На Путина, возносимого к вершинам власти призраками старого строя, была возложена миссия вернуть то, что было похищено 'космополитичными оппортунистами'.

Россияне еще помнят о ельцинской эпохе, когда можно было говорить о чем угодно где угодно. По понятной причине - цензоры Вечной России занимались другим делом, они безудержно набивали свою мошну. Сам президент и его семья не остались от этого в стороне. Уход символа краха коммунизма, ослабленного алкоголизмом, махинациями и войной в Чечне, стал делом неизбежным. Тогда окружение Ельцина и его сторонники-олигархи остановили свой выбор на самом незначительном 'общем знаменателе' - Владимире Путине. Он станет премьер-министром, затем, к всеобщему удивлению - президентом, он не откажется от своих обязательств перед семьей Ельцина, которая избежит вполне законных преследований. Но олигархов, почитавших себя кукловодами выдвинутой ими марионетки, ждал неприятный сюрприз. Путин изгнал их из страны, а тем, кто остался, запретил заниматься политикой. Нефтяной магнат Ходорковский не воспринял Путина всерьез. Он был осужден за налоговые преступления и сослан в сибирскую колонию, расположенную по соседству с урановым рудником. Постепенно 'люди из тени' восстанавливают свои политические позиции и обретают экономическое влияние, о котором и не мечтали.

Путин осознал, что он - государственный деятель, когда, подталкиваемый своей воинственной природой, осознанно решил избавиться от чувства уважения к человеческой жизни. В истории с подлодкой 'Курск', театром в Москве или школой в Беслане, этот одержимый боевым духом человек, ставит силовые методы на службу своим идеалам. Чечня угрожает его империалистической политике - он усмиряет ее огнем и мечом. Украина заглядывается на НАТО - он перекрывает ей газовый кран. Грузия присягает на верность Европе - он вторгается на ее территорию. Он - типичный представитель политиков России, которые всегда были героями не своего времени. Однако он вполне вписывается в свою эпоху, когда культивирует образ молодого руководителя, предпочитающего свободный стиль одежды, но его выдает один верный признак - челюсти у него всегда плотно сжаты.

На него напрасно возлагали вину за убийство журналиста Политковской. Ее смерть была даром чеченских вассалов Путину, знаком преданности и верности в лучших традициях, восходящих к Ивану Грозному. Иногда в нем чувствуется некое отчаяние, от того, что он не может предложить новой модели развития страны, кроме неловкой политики отрицания позиций Запада и проецирования в мир картины ультралиберализма (подпорченного возмутительными захватами собственности), где под одной крышей сосуществуют беспрецедентное количество мафиозных миллиардеров и одурманенный народ, которого убедили голосовать за человека, вернувшего стране честь и достоинство. Этот пожизненный президент, искусно жонглирующий конституцией, с помощью угроз физической расправы обезвредил оппозицию и полагает, что на его веку не случится предвещаемого конца нефти и газа. Он использует эти редкие ресурсы, чтобы заставить умолкнуть критические голоса международного сообщества - успокоенного консенсусом, достигнутым после падения Стены, - которое начинает понимать, что терроризм - не единственная угроза миру во всем мире. Как далеко готов он зайти, чтобы потешить гордость, обретенную народом под его стягами? Далеко, я уверен, слишком далеко для нас, позабывших о том, какой грубой бывает сила. А пошатнувшиеся позиции США, виной чему порожденный ими финансовый кризис, не раз предоставят Путину возможность выйти на передний план.
http://www.inosmi.ru/stories/01/05/29/2996/245568.html

.
0