Евросоюз не смог улучшить положение прессы в Молдавии
Реализация Плана действий Европейский союз – Республика Молдова (ПДЕСМ) не оказала положительного влияния на положение СМИ в Молдавии. Соответствующее заключение сделали авторы исследования «Развитие свобод средств массовой информации в контексте реализации ПДЕСМ», представленного в Кишиневе, передает Info-Prim Neo.
Одна из авторов Оливия Пырцак заявила, что самыми значимыми мерами стали принятие Кодекса телевидения и радио, а недавно и Закона о защите данных личного характера, призванного реализовать ряд обязательств государства по защите личности от автоматической обработки данных.
«В остальном законодательство фактически осталось прежним. Оно не очень хорошее, но и не очень плохое. Важной проблемой для Молдавии является факт того, что, хотя законы и не столь плохи, на практике они реализуются недобросовестно. Так, всегда находится пробел, упущение для злоупотреблений или оказания давления», – уточнила Оливия Пырцак.
По словам автора, Закон о прессе, регулирующий деятельность периодических публикаций и информационных агентств, – устаревший несоответствующий документ. Некоторые положения этого закона даже опасны и приводили к осуждению Молдавии в ЕСПЧ.
Например, приостановление выпуска периодического издания может быть произведено при любом «систематическом нарушении закона». Не оговорена градация типа нарушений, не обеспечено пропорциональное соотнесение нарушений и санкций, отметила Пырцак.
Эксперт Евгений Рыбка, второй автор исследования, заявил, что в «Кодексе телевидения и радио имеется ряд порочных положений, которые могут быть истолкованы по-разному и которые становятся постоянным источником для оказания политического и экономического давления на средства массовой информации.
Следствием этого факта является и наличие постоянного давления на орган по регулированию в сфере телерадиовещания, отсутствие независимости Координационного совета по телевидению и радио».
По словам Евгения Рыбки, при разработке Кодекса слишком мало внимания было уделено созданию общественной телерадиовещательной структуры, которая была бы действительно общественной, а не компанией, проявляющей себя как государственное учреждение.
«Согласно ПДЕСМ государство обязалось предоставлять печатной и электронной прессе помощь на базе объективных и грамотных критериев. Этого не произошло. К сожалению, имеет место прямое финансирование государством только тех СМИ, которые представляют информацию, полезную публичным органам», – сказал эксперт.
План действий Европейский союз – Республика Молдова был подписан 22 февраля 2005 года в Брюсселе, срок его внедрения истек в феврале 2008 года. В том, что касается средств массовой информации, ПДЕСМ содержит два аспекта: первый специальный – финансовая помощь государства средствам массовой информации предоставляется на основании строгих и объективных критериев, в равной степени использующихся для всех СМИ; второй общий – все остальные аспекты по свободе выражения и свободе прессы должны «соответствовать европейским стандартам».
Исследование «Развитие свобод средств массовой информации в контексте реализации ПДЕСМ» было реализовано в рамках проекта «Отношения Молдова-ЕС – улучшение публичного обсуждения и информирования об основных изменениях», внедренного Ассоциацией за партиципативную демократию «Adept» и профинансированного Фондом Сороса в Молдавии.
http://www.nr2.ru/kishinev/206733.html
.
Одна из авторов Оливия Пырцак заявила, что самыми значимыми мерами стали принятие Кодекса телевидения и радио, а недавно и Закона о защите данных личного характера, призванного реализовать ряд обязательств государства по защите личности от автоматической обработки данных.
«В остальном законодательство фактически осталось прежним. Оно не очень хорошее, но и не очень плохое. Важной проблемой для Молдавии является факт того, что, хотя законы и не столь плохи, на практике они реализуются недобросовестно. Так, всегда находится пробел, упущение для злоупотреблений или оказания давления», – уточнила Оливия Пырцак.
По словам автора, Закон о прессе, регулирующий деятельность периодических публикаций и информационных агентств, – устаревший несоответствующий документ. Некоторые положения этого закона даже опасны и приводили к осуждению Молдавии в ЕСПЧ.
Например, приостановление выпуска периодического издания может быть произведено при любом «систематическом нарушении закона». Не оговорена градация типа нарушений, не обеспечено пропорциональное соотнесение нарушений и санкций, отметила Пырцак.
Эксперт Евгений Рыбка, второй автор исследования, заявил, что в «Кодексе телевидения и радио имеется ряд порочных положений, которые могут быть истолкованы по-разному и которые становятся постоянным источником для оказания политического и экономического давления на средства массовой информации.
Следствием этого факта является и наличие постоянного давления на орган по регулированию в сфере телерадиовещания, отсутствие независимости Координационного совета по телевидению и радио».
По словам Евгения Рыбки, при разработке Кодекса слишком мало внимания было уделено созданию общественной телерадиовещательной структуры, которая была бы действительно общественной, а не компанией, проявляющей себя как государственное учреждение.
«Согласно ПДЕСМ государство обязалось предоставлять печатной и электронной прессе помощь на базе объективных и грамотных критериев. Этого не произошло. К сожалению, имеет место прямое финансирование государством только тех СМИ, которые представляют информацию, полезную публичным органам», – сказал эксперт.
План действий Европейский союз – Республика Молдова был подписан 22 февраля 2005 года в Брюсселе, срок его внедрения истек в феврале 2008 года. В том, что касается средств массовой информации, ПДЕСМ содержит два аспекта: первый специальный – финансовая помощь государства средствам массовой информации предоставляется на основании строгих и объективных критериев, в равной степени использующихся для всех СМИ; второй общий – все остальные аспекты по свободе выражения и свободе прессы должны «соответствовать европейским стандартам».
Исследование «Развитие свобод средств массовой информации в контексте реализации ПДЕСМ» было реализовано в рамках проекта «Отношения Молдова-ЕС – улучшение публичного обсуждения и информирования об основных изменениях», внедренного Ассоциацией за партиципативную демократию «Adept» и профинансированного Фондом Сороса в Молдавии.
http://www.nr2.ru/kishinev/206733.html
.