465

ложка дегтя

http://www.inopressa.ru/wsj/2008/08/26/17:14:51/slaba
Россия опасна, но слаба
Брет Стивенс

"В России, – написал много лет назад Дитрих Гейер, блестящий исследователь российского империализма, – экспансия была выражением экономической слабости, а не безудержной силы".

Не упускайте это замечание из виду сейчас, когда Владимир Путин и его приближенные нежатся в лучах славы благодаря западным журналам, помещающим на видном месте сообщения о "возрождении" России после ее великолепной мелкой войны с гордой маленькой Грузией. Сегодня Кремль определенно уверен в себе, опираясь на многолетний период подорожания сырья и воинственный внешнеполитический курс, воспринимающий страх как уважение – то же сочетание факторов, которое в 1970-е годы создавало видимость непобедимости Советского Союза.

Но Советский Союз не был непобедимым. Поделюсь одной шальной мыслью: те же законы социальной, экономической и геополитической гравитации, которые действовали в брежневском СССР, столь же действенны и в кагэбэшном государстве Путина.

Возьмем столь основополагающую сферу как демография. "В ближайшие 40 лет, – отметил в начале нынешнего года директор ЦРУ Майкл Хейден, – мы ожидаем, что население России сократится на 32 млн человек. Это означает, что Россия потеряет примерно четверть своего населения. Чтобы ее экономика работала, России все активнее придется искать рабочую силу в других странах. Некоторые работники – русские иммигранты – приедут из бывших республик СССР, которые россияне называют ближним зарубежьем. Но их недостаточно, чтобы восполнить убыль населения. Среди работников будут также китайцы и лица нерусской национальности с Кавказа, из Центральной Азии и других регионов, что в потенциале обострит и без того бурные межрасовые и межрелигиозные трения в России".

Или взять добычу нефти и газа, на которую приходится треть бюджета страны, 64% доходов от экспорта, 30% прямых зарубежных инвестиций и чуть более 20% ВВП.

Тут тоже новости плохие. В нынешнем году впервые за 10 лет объемы добычи нефти должны снизиться, причем, по широко распространенному мнению, в 2010 году эта тенденция резко ускорится. Из 14 крупнейших нефтяных месторождений в России семь истощены более чем на 50%. Падает добыча и на четырех крупнейших газовых месторождениях. В прошлом году в России пробурили новые скважины общей глубиной примерно в 4 млн футов. В 1990 году было пробурено 17 млн.

Причина отнюдь не в том, будто в России иссякают запасы нефти и газа: работу на существующих месторождениях можно было бы наладить более дельно, а громадные территории остаются неразведанными. Нет, это следствие недофинансирования, некомпетентности, коррупции, вмешательства политических сил и грубой жажды наживы. "Если ты руководишь "Газпромом", но не являешься его истинным владельцем, то тебе выгодны максимальные прибыли в ближайшей перспективе, а не долговременное развитие", – сказал Тому Лассетеру из McClatchy один западный дипломат.

Поразительно, что эта система разработана целенаправленно, словно бы крах коммунистического режима никого ничему не научил. Государственные компании редко бывают эффективными. Тем не менее, Путин фактически национализировал целые отрасли. Иностранные инвесторы жаждут предсказуемости. Тем не менее, Путин создал условия, которые его собственный президент Дмитрий Медведев называет "правовым нигилизмом". Иностранные потребители российского сырья жаждут надежности поставок. Тем не менее, Путин не скрывает своей готовности перекрывать вентиль всякий раз, когда ему это выгодно в политическом плане.

Ни один лидер, кроме Путина (и Роберта Мугабе), столь всецело не подрубил сук, на котором сидит, и не употребил впустую доброе отношение международного сообщества. В 2003 году Путин вместе с Германией и Францией сформировал коалицию противников вторжения в Ирак. Возможно, он создал эту коалицию, чтобы упрочить место России в Европе – возможно, даже во главе Европы. Казалось, даже Кондолиза Райс была готова это одобрить – по слухам, она обронила нелепое замечание, что Соединенным Штатам следует "простить" Россию, зато Германию "проигнорировать" и Францию "наказать".

Вместо этого мы наблюдаем картину злокозненного вмешательства России в ход президентских выборов на Украине в 2004 году (результаты выборов были оспорены), убийство бывшего сотрудника КГБ Александра Литвиненко в Великобритании в 2006-м и венец всего – кампанию в Грузии несколько недель назад.

Теперь польское руководство согласилось разместить в своей стране элементы американской ПРО, призыв Маккейна исключить Россию из G8 внезапно стал казаться благоразумным, и даже европейские левые косо смотрят на человека, которому когда-то аплодировали за его позицию по иракскому вопросу. Несомненно, всех этих людей Путин презирает – и может себе это позволить, пока Европа зависит преимущественно от российских энергоносителей, а цены на энергоносители остаются высокими.

Но эти цены непременно упадут, как случалось всегда. С чем тогда останется Россия? И что это будет значить для клики Путина, где вероятность междоусобицы только повышается после раскола на две фракции – его приятелей-силовиков, бывших кагэбэшников, которые хотели посадить в президентское кресло своего человека, с одной стороны, и сторонников Медведева, которые провели в президенты своего?

На протяжении значительной части своей истории Россия была слабым государством, выдающим себя за сильное, – в психологическом плане это типичный комплекс неуверенности себе. Вот почему она обычно стремится утвердиться на международной арене за счет того, что, пользуясь удобным случаем, срывает усилия других (как сейчас в случае с Ираном), а не как конструктивно настроенный партнер, стремящийся наращивать свое влияние (а-ля Великобритания), или как укрепляющаяся держава, постепенно и терпеливо закрепляющая за собой свое место (а-ля Китай).

Как общаться с невротиком? Только не потакая ему. Россия опасна, но в то же самое время слаба, и следовало бы найти способ напомнить ей об этом последнем обстоятельстве. Для начала можно снабдить Грузию ракетами Stinger.

http://www.inopressa.ru/wsj/2008/08/26/17:14:51/slaba
0