772

Молдова должна выйти из ГУАМ

Опасные связи

Молдова должна выйти из ГУАМ, если хочет вернуть Приднестровье


В результате нападения на Цхинвали и последовавшего за ним сокрушительного ответа России Грузия навсегда потеряла шансы вернуть под свой контроль Южную Осетию и Абхазию. Таков один из главных выводов, который красной нитью, с редким единодушием, проходит через комментарии не только российской, но и значительной части европейской прессы.
В ходе шестидневной войны в Южной Осетии Грузия потерпела военное и дипломатическое поражение, которое будет иметь далеко идущие последствия не только для нее самой, но и для общей геополитической ситуации в Европе. Рикошетом эта война ударит и по Молдове, подрывая и ее возможности хоть как-то реально вернуть в своей состав Приднестровье, которое, как и Абхазия с Южной Осетией, добивается признания своей независимости.
Президенту Молдовы Владимиру Воронину будет очень трудно объяснить, почему среди его ближайших политических друзей продолжает оставаться президент Грузии Михаил Саакашвили, которого приднестровцы, в не меньшей степени, чем абхазы с осетинами, считают мясником и фашистом, и с которым, поместив его в разряд «отморозков» и «ублюдков», отказывается иметь дело руководство России.

«Когда мы едины ― мы непобедимы!»

2 марта 2005 года, за четыре дня до парламентских выборов в Молдове, президент Грузии, уже тогда известный своей откровенно антироссийской политикой, неожиданно посетил Кишинев, чтобы выразить свою поддержку Владимиру Воронину. Два лидера подписали совместный документ о ликвидации сепаратистских режимов.
«Этот документ посвящен тем черным дырам, благодаря которым и существуют сепаратистские лидеры. В Грузии такая же ситуация, как в Молдове: мы нашли очень много схожего. Вот наша декларация как раз направлена на ликвидацию "черных дыр", на которых зиждется сепаратизм все эти годы», - сказал тогда Воронин.
А Саакашвили добавил:
«Создался практически сепаратистский интернационал. Лидеры этих регионов общаются и помогают друг другу. Это одна сторона вопроса. Другая сторона в том, что здесь происходит большое отмывание денег. Это происходит и в Приднестровье, и в Абхазии. Есть у сепаратистских лидеров другие общие интересы. Они всеми силами стремятся сохранить статус-кво.
Еще никто и никогда не подписывал декларацию о дырах, тем более черных. Но это "черные дыры" не только для нас, но и для всей Европы. Потому что туда льется вся грязь, которая есть в Европе. Грязные деньги, нелегальная торговля оружием, наркотики. Там нет законов и нет порядка. Поэтому это не только наш двусторонний вопрос. Я приветствую конкретные шаги Украины в решении приднестровского вопроса. Потому что это вопрос порядка и законности во всем регионе и во всей Европе.
Мне просто жаль тех людей, которые живут при сепаратистских режимах и которые вынуждены терпеть эту ситуацию. Бороться с ней в одиночку невозможно. Если уж криминал объединяется, то нам, порядочным странам, давно пора было это сделать».
В Кишиневской декларация президентов Молдовы и Грузии против «черных дыр» в Европе говорилось:
«Зоны конфликтов и сепаратистские территории стали «черными дырами» в наших странах и открыто поддерживаются извне... Присутствие и прямое участие иностранных военных формирований в Республике Молдова и Грузии явились главным катализатором этих конфликтов. Именно поэтому, скорейший вывод иностранных вооруженных сил с территории двух государств входит в общие интересы наших стран и всего региона. Вывод военных формирований с территорий наших государств находится в интересах самой России; хорошие отношения с Россией являются важным приоритетом для Республики Молдова и Грузии. Развитие дружественного и безопасного региона должно соответствовать также и интересам России.
Агрессивный сепаратизм в Республике Молдова и Грузии создал благоприятную почву для имперских амбиций тех, кто не хочет, чтобы наши государства были свободными и процветающими. Именно поэтому вооруженный сепаратизм является не просто термином, а преступной деятельностью; не только нашей «частной проблемой», но, скорее, проблемой для всей Европы. Поэтому, мы твердо верим, что Европа не должна и не будет терпима к наличию этих «черных дыр» на новой европейской границе».
«Настоящим мы подтверждаем и заявляем, что важнейшей задачей Республики Молдова и Грузии является завершение процесса объединения с Европой. Давайте все вместе присоединимся к Европе и поможем завершить третью волну освобождения Европы», - заявили Воронин и Саакашвили.
Грузинский президент выразил возмущение «грубым вмешательством» России во внутренние дела Молдовы и выразил убежденность, что «демократические силы», то есть коммунист Воронин, к тому времени де-факто узурпировавший власть в своей стране, все равно победят.
Тот визит грузинского президента в Кишинев, как и состоявшаяся накануне поездка Воронина в Киев для встречи с украинским лидером Виктором Ющенко, сыграли важную роль в сохранении власти в Молдове лидером партии коммунистов. Солидарность «патентованных демократов» Саакашвили и Ющенко с коммунистом Ворониным, на первый взгляд, выглядела странной. Но только на первый взгляд. В реальности, всех троих объединяло участие в организации ГУАМ, которая была создана при активной поддержке США, и которую в Москве не без оснований считают антироссийской.
Суть отношений Саакашвили с Ворониным хорошо передал заголовок об их встрече с одной из правительственных газет: «Когда мы едины ― мы непобедимы!».

ГУАМом по сепаратизму

Спустя полтора месяца в Кишиневе прошел саммит организации ГУАМ, на котором Воронин заявил:
«Угроза, исходящая от сепаратистских анклавов в нашем регионе, и их заявления являются оскорблением для цивилизованного сообщества и вызовом здравому смыслу.
В этом контексте мы с интересом рассмотрим инициативу по приднестровскому урегулированию, выдвинутую сегодня Украиной. Мы намерены внимательно и всесторонне изучить эти предложения, особенно с учетом того, что Украина является нашим соседом, имеющим непосредственную границу с приднестровским сепаратистским анклавом.
Считаем важным то обстоятельство, что у стран ГУУАМ совпадают позиции по вопросу о невозможности сохранения прежних, и, как оказалось, неэффективных подходов к решению этих проблем».
В декларации саммита высказано «намерение наладить военно-политическое и военное сотрудничество, в том числе в сфере миротворческих операций», отмечена «бесперспективность и пагубность сепаратизма», подчеркнута «важность интенсификации совместных усилий государств ГУУАМ и международного сообщества в урегулировании приднестровской проблемы и конфликтов в Азербайджане и Грузии на основе норм и принципов международного права путем реинтеграции неконтролируемых территорий в государства, частью которых они являются», подтвержден призыв «ко всем государствам ОБСЕ приложить максимум усилий для исполнения Россией принятых обязательств о полном выводе российских войск и вооружений из Республики Молдова и Грузии».
Год спустя на Киевском саммите ГУАМ был принят устав организации. Фракция ПКРМ в молдавском парламенте единодушно ратифицировала документ, в отличие, например, от своих украинских товарищей-коммунистов, которые отказались голосовать в Верховной Раде за ратификацию устава ГУАМ на том основании, что эта организация носит явно антироссийский характер.
В последний год президент Молдовы Владимир Воронин, видимо, чувствуя, что лучше держаться от ГУАМ подальше, воздержался от участия в ряде саммитов организации. Но о выходе из нее Молдовы, по примеру Узбекистана, который сделал это в 2005 году, речь пока не идет.
Более того, хотя руководство Молдовы, в отличие от лидеров Грузии и Украины, говорит, что оно не намерено вступать в НАТО, это руководство подписало Индивидуальный план действий с НАТО, который предусматривает перевод вооруженных сил Молдовы на стандарты Североатлантического альянса. Недавно президент Воронин вновь призвал к своевременной реализации этого плана.

Готова ли Молдова к войне с Россией?

Как показали последние события в Южной Осетии, страны ГУАМ, которые активно перестраивают свои армии по натовским стандартам, в какой-то момент должны быть готовы к войне с Россией. Причем к войне, которую они неизбежно проиграют, даже если перед этим вооружатся до зубов на деньги Запада и пройдут военную подготовку под руководством натовских специалистов. Удел этих стран в такой ситуации – сыграть роль подопытного кролика в очередной «игре» западных стратегов по проверке «на прочность» современной России. Последняя кровавая игра, обернувшаяся тысячами человеческих жертв с обеих сторон, надо полагать, стратегов разочаровала – Россия Медведева-Путина продемонстрировала способность являть в подобных «играх» и прочность, и оперативность, и, что немаловажно, вполне очевидное моральное превосходство.
Грузия, напавшая на российских миротворцев в Южной Осетии, и развязавшая конфликт, в результате которого погибли сотни российских граждан, испытала на собственной шкуре всю мощь военной машины России. Украинские политики и пресса с тревогой заговорили о том, что этот опыт Россия может применить и в отношении Крыма. Что касается Приднестровья, то его армия вполне способна вести войну с молдавской армией самостоятельно. Можно не сомневаться, что любая попытка Кишинева, если здешней политической элите вдруг отшибет память и она забудет о кровавом позоре 1992 года, решить приднестровский конфликт силой закончится таким же сокрушительным поражением, как и бесславный блицкриг Саакашвили в Южной Осетии.
Впрочем, кишиневское руководство, по крайней мере, на словах, не собирается воевать с Приднестровьем. Но отказ этого руководства отмежеваться от таких одиозных и неадекватных личностей, как Саакашвили, делает перспективы приднестровского урегулирования еще более туманными и отдаленными, чем они виделись до сих пор.
Реакция официального Кишинева на события в Южной Осетии была весьма невнятной. Министерство иностранных дел и европейской интеграции ограничилось сообщением для печати о поддержке заявления Европейского союза по поводу «осложнения ситуации в Южной Осетии». У молдавских властей не нашлось ни слова сожаления по поводу многочисленных жертв среди мирного населения и гуманитарной катастрофы. Президент Воронин никак не отреагировал на приказ своего коллеги по ГУАМ Саакашвили расстреливать ночной Цхинвали из реактивных установок залпового огня.
Реакция Тирасполя была совсем другой. В городе прошли митинги, началась отправка добровольцев в Южную Осетию и Абхазию. Наконец, внешнеполитическое ведомство Приднестровья выступило с заявлением о прекращении всех контактов с Кишиневом до тех пор, пока власти Молдовы «решительно не осудят агресссию Грузии».
Таким образом, воронинский «друг Миша» своими действиями не только окончательно отсек от Грузии Южную Осетию и Абхазию, но и усугубил раскол Молдовы. А фактическое молчание официального Кишинева по поводу событий в Южной Осетии только усугубляет этот раскол.
Сегодня мы имеем следующую картину. Для России Саакашвили больше не является партнером ― для Воронина он по-прежнему партнер по ГУАМ. Кишинев не осуждает действия Тбилиси ― Тирасполь осуждает. Южная Осетия и Абхазия заявляют, что никогда не вернутся в состав Грузии ― Приднестровье не собирается от них отставать и не намерено входить в состав Молдовы.

Молдова должна срочно выйти из ГУАМ
Скоротечный военный конфликт вокруг Южной Осетии завершился на условиях России, и Запад не смог ничего с этим поделать. Грузия заплатит дорогую цену за драматическую ошибку Саакашвили ― окончательно потеряет мятежные провинции. Руководство Грузии в политическом дефолте. Саакашвили — сумасшедший. Все это цитаты из комментариев европейской прессы.
Правильно говорят руководители России: «Если ты хочешь, чтобы с тобой вместе жили, ты должен доказать, что жить с тобой лучше, чем раздельно». Руководству Грузии уже невозможно будет убедить осетин и абхазов жить вместе. Если раньше американцы пытались всех купить за свои доллары, то теперь и это не проходит. У России у самой, если на то пошло, денег немеряно. Она выделяет полмиллиарда долларов на восстановление Цхинвали, разрушенного оружием, закупленным на средства, выделенные Грузии американцами. И с кем должны жить вместе после всего случившегося осетины?
США просто использовали Саакашвили, как цепного пса, которого заставляли гавкать на Россию. Однако, когда пес попытался укусить, он получил военным сапогом по морде. Шокированные этим, американские хозяева ограничились «решительными» декларациями, но ничего не смогли сделать, чтобы защитить своего пса.
Никто на Западе не собирается начинать ядерную войну с Россией из-за Грузии ― это тоже цитата из европейской прессы.
Какой вывод из случившегося должно сделать руководство Молдовы? Как минимум, для начала оно должно отмежеваться от действий своего союзника по ГУАМ и срочно принять решение о выходе из этой организации.
Воронин по-прежнему пытается заигрывать с Саакашвили и его кумом Виктором Ющенко, но после того, что натворил грузинский лидер, ГУАМ ― это уже не просто политический труп. Это труп, начавший активно разлагаться. Цепляться за эту мертвечину бессмысленно. Единственное, чего может добиться Воронин, так это того, что его партнеры по ГУАМ втянут и Молдову в войну с Россией. Как и у Грузии, у Молдовы нет никаких шансов выиграть такую войну. И никакой Запад ― ни США с НАТО, ни тем более, Евросоюз ― тут не помогут.
0