Образование румынского народа и румынского языка
Образование румынского народа и румынского языка
Теория этногенеза румын
Проблема этногенеза румынского народа является одной из основных в румынской историографии, так как она должна дать ответ на вопрос: где, когда и при каких обстоятельствах образовался румынский народ и румынский язык? Ответы на эти вопросы настолько важны, что вовлекли в споры не только румынских и зарубежных ученых, но и людей, далеких от истории, в особенности зарубежных политиков. Политики, дискутируя проблемы, находящиеся вне их компетенции, оказывали давление на историков, требуя "убедительных исторических аргументов", отвечающих их политическим целям.
ИМИГРАЦИОНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ появилась в конце XVIII в. и полностью оформилась к 60-м годам XIX в. в трудах австрийского историка Роберта Рослера. Согласно этой теории после завоевания Дакии Траяном коренное население было уничтожено, из чего следует вывод, что нельзя говорить о процессе романизации местного населения: в 106 - 271 гг. имела место римская колонизация этих земель.
В 275 г. большая часть населения покинула Дакию, а оставшиеся были уничтожены мигрирующими племенами. Таким образом, эта теория отрицает гето-дакийскую преемственность. Сторонники этой теории считают, что румынский народ сформировался где-то к югу от Дуная, откуда эмигрировал в XII - XIII вв., вернувшись в Трансильванию, где уже проживало венгерское население. Этот "аргумент" преследовал цель "научно" нейтрализовать законные требования румынского населения Трансильвании о предоставлении ему политических прав наравне с другими народами Габсбургской империи. Отдельные зарубежные историки продолжают и сегодня придерживаться данной теории, несмотря на то, что исторические, лингвистические, археологические и другие исследования, предпринятые более ста лет тому назад, доказали ее несостоятельность.
ТЕОРИЯ ДВУХ РОМАНСКИХ НАРОДОВ была выдвинута и поддержана зарубежными историками, на сей раз учеными из бывшего Советского Союза, в тех же политических целях. Под бдительным наблюдением коммунистического руководства, эти историки, преувеличивая роль славян, утверждают, что вследствие их прихода образовались два народа: румыны и волохи. Волохи, по их мнению, отличаются от румын преобладанием славянского элемента, и от них якобы происходят молдоване. Эта теория, которой придерживались только в бывшей советской империи, не имеет никакого научного обоснования, так как ни один письменный источник не делает этнических различий между молдованами, мунтянами, арделянами и другими. Все они упоминаются как румыны. Ни одна романская лингвистическая школа (кроме советской) не признает существование молдавского языка отдельно от румынского.
ТЕОРИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ - единственная теория, основанная на научно-исторических данных и поддержанная большинством румынских и зарубежных ученых. В результате многочисленных исследований они доказали, что румынский народ, имеющий единую культуру, язык и национальную направленность, является прямым продолжателем дако-римлян всей древней Дакии.
Этнические составляющие румынского народа
Основной этнический фонд румынского народа составляют северные фракийцы - гето-дакийцы. Отделившись в VIII в. до н.э. от южных фракийцев, они к I в. н.э. создали собственную цивилизацию, вобравшую в себя прогрессивные элементы греческой и римской культуры. Римская империя, стремясь расширить границы своего государства к северу от Дуная, развязала ряд самых тяжелых в своей истории войн. Эпоха романизации в период римского господства в Дакии была решающим этапом в процессе образования румынского народа. В результате этнокультурного синтеза автохтонного элемента с носителями латинского языка образовалась этническая общность - дако-римляне. Процесс этнокультурного синтеза продолжался и после ухода римских легионов из Дакии в ходе римского влияния с южных берегов Дуная. Вопреки трудным условиям, сложившимся в результате миграции варварских племен, к середине VI в. образуются проторумыны, а о начале VIII в. уже можно говорить как о времени оформления румынского народа.
Территория образования румынского народа
О необоснованности теории по поводу локализации румын где-то на Балканах или между Балканами и Дунаем было сказано выше. Здесь же необходимо отметить, что территория, на которой образовался румынский народ, варьировала по площади от этапа к этапу. На заключительном этапе она составляла приблизительно территорию нынешней Румынии и Республики Молдова. В эпоху романизации это были земли, на которых проживали фракийцы, подвергшиеся романизации: Юго-Восточная Панония, Дакия, Нижняя и Верхняя Мезия, Фракия, Македония. Исключение составляют лишь отдельные регионы Албании, куда романизация не дошла и сохранился фракийский элемент (отсюда и сходство некоторых слов в румынском и албанском языках: это слова фракийского фонда). Одновременно с ликвидацией в 602 году византийской границы на Дунае и миграцией славянских племен и болгар к югу от Дуная эта территория уменьшилась до пределов древней Дакии, так как романизированное население этих территорий было ассимилировано славянами, кроме тех общностей, которые образовали известные нам диалекты: это арумыны, лангленорумыны, истрорумыны.
Образование румынского языка
Румынский язык является прямым преемником народного латинского языка, на котором говорили на территории, охваченной провинцией Дакия, Балканскими горами и Черным морем. На первоначальном этапе он включал в себя и фракийские лингвистические элементы языка коренного населения. До настоящего времени сохранилось около 100 слов фракийского происхождения. На следующем этапе, от ухода римлян (275 г.) до исчезновения византийских границ на Дунае, народная латынь распространяется по всему Балкано-Карпатскому региону, характеризуясь единой структурой на обоих берегах Дуная. В начале VII в., в связи с миграцией славян на Балканы, единый проторумынский язык разделяется на четыре диалекта: арумынский, мегленорумынский, истрорумынский и дорумынский, который к VIII в. становится румынским и оформляется как отдельный романский язык.
Румынский язык сходен с остальными романскими языками (итальянским, французским, испанским, португальским). В то же время он отличается от них своим неолатинским характером. Изолированно развиваясь на юго-востоке Европы, он остался более архаичным и более близким к латинскому языку. Румынский язык содержит в своем лингвистическом фонде значительный процент славянских слов. Было установлено, что все они южно-славянского происхождения, т.е. болгарского, и, следовательно, не могли проникнуть в румынский язык раньше чем в IX в., когда появляется южно-славянская ветвь. К этому времени процесс образования румынского языка завершился. Следовательно, славянскому влиянию был подвергнут не народный латинский язык, а румынский. Грамматическая структура (морфология, синтаксис и др.) румынского языка сохранила свое латинское происхождение.
Значение термина влах
Источники раннего средневековья называют румын влахами. Влах - это термин германского происхождения. Германцы называли народы романского происхождения влахами. В языке южных славян встречается термин влах, у византийцев - блахус или влахус, у восточных славян - волох, у венгров - олах. Факт, что восточные славяне называют романское население левобережья Дуная волохами (но не влахами), доказывает, что им уже было известно это романское население, и без посредства южных славян. Если же предположить, что румыны мигрировали в IX - XIII вв. с юга, то восточные славяне называли бы их тогда южнославянским термином - влахами.
Признание соседними народами юго-восточной Европы этнической общности латинского происхождения и ее наименования является еще одним убедительным аргументом, что к этому времени процесс образования румынского народа был завершен.
Румыны именовали себя всегда "ромынами" или "румынами" (от латинского слова romanus), а язык называли румынским.
Теория этногенеза румын
Проблема этногенеза румынского народа является одной из основных в румынской историографии, так как она должна дать ответ на вопрос: где, когда и при каких обстоятельствах образовался румынский народ и румынский язык? Ответы на эти вопросы настолько важны, что вовлекли в споры не только румынских и зарубежных ученых, но и людей, далеких от истории, в особенности зарубежных политиков. Политики, дискутируя проблемы, находящиеся вне их компетенции, оказывали давление на историков, требуя "убедительных исторических аргументов", отвечающих их политическим целям.
ИМИГРАЦИОНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ появилась в конце XVIII в. и полностью оформилась к 60-м годам XIX в. в трудах австрийского историка Роберта Рослера. Согласно этой теории после завоевания Дакии Траяном коренное население было уничтожено, из чего следует вывод, что нельзя говорить о процессе романизации местного населения: в 106 - 271 гг. имела место римская колонизация этих земель.
В 275 г. большая часть населения покинула Дакию, а оставшиеся были уничтожены мигрирующими племенами. Таким образом, эта теория отрицает гето-дакийскую преемственность. Сторонники этой теории считают, что румынский народ сформировался где-то к югу от Дуная, откуда эмигрировал в XII - XIII вв., вернувшись в Трансильванию, где уже проживало венгерское население. Этот "аргумент" преследовал цель "научно" нейтрализовать законные требования румынского населения Трансильвании о предоставлении ему политических прав наравне с другими народами Габсбургской империи. Отдельные зарубежные историки продолжают и сегодня придерживаться данной теории, несмотря на то, что исторические, лингвистические, археологические и другие исследования, предпринятые более ста лет тому назад, доказали ее несостоятельность.
ТЕОРИЯ ДВУХ РОМАНСКИХ НАРОДОВ была выдвинута и поддержана зарубежными историками, на сей раз учеными из бывшего Советского Союза, в тех же политических целях. Под бдительным наблюдением коммунистического руководства, эти историки, преувеличивая роль славян, утверждают, что вследствие их прихода образовались два народа: румыны и волохи. Волохи, по их мнению, отличаются от румын преобладанием славянского элемента, и от них якобы происходят молдоване. Эта теория, которой придерживались только в бывшей советской империи, не имеет никакого научного обоснования, так как ни один письменный источник не делает этнических различий между молдованами, мунтянами, арделянами и другими. Все они упоминаются как румыны. Ни одна романская лингвистическая школа (кроме советской) не признает существование молдавского языка отдельно от румынского.
ТЕОРИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ - единственная теория, основанная на научно-исторических данных и поддержанная большинством румынских и зарубежных ученых. В результате многочисленных исследований они доказали, что румынский народ, имеющий единую культуру, язык и национальную направленность, является прямым продолжателем дако-римлян всей древней Дакии.
Этнические составляющие румынского народа
Основной этнический фонд румынского народа составляют северные фракийцы - гето-дакийцы. Отделившись в VIII в. до н.э. от южных фракийцев, они к I в. н.э. создали собственную цивилизацию, вобравшую в себя прогрессивные элементы греческой и римской культуры. Римская империя, стремясь расширить границы своего государства к северу от Дуная, развязала ряд самых тяжелых в своей истории войн. Эпоха романизации в период римского господства в Дакии была решающим этапом в процессе образования румынского народа. В результате этнокультурного синтеза автохтонного элемента с носителями латинского языка образовалась этническая общность - дако-римляне. Процесс этнокультурного синтеза продолжался и после ухода римских легионов из Дакии в ходе римского влияния с южных берегов Дуная. Вопреки трудным условиям, сложившимся в результате миграции варварских племен, к середине VI в. образуются проторумыны, а о начале VIII в. уже можно говорить как о времени оформления румынского народа.
Территория образования румынского народа
О необоснованности теории по поводу локализации румын где-то на Балканах или между Балканами и Дунаем было сказано выше. Здесь же необходимо отметить, что территория, на которой образовался румынский народ, варьировала по площади от этапа к этапу. На заключительном этапе она составляла приблизительно территорию нынешней Румынии и Республики Молдова. В эпоху романизации это были земли, на которых проживали фракийцы, подвергшиеся романизации: Юго-Восточная Панония, Дакия, Нижняя и Верхняя Мезия, Фракия, Македония. Исключение составляют лишь отдельные регионы Албании, куда романизация не дошла и сохранился фракийский элемент (отсюда и сходство некоторых слов в румынском и албанском языках: это слова фракийского фонда). Одновременно с ликвидацией в 602 году византийской границы на Дунае и миграцией славянских племен и болгар к югу от Дуная эта территория уменьшилась до пределов древней Дакии, так как романизированное население этих территорий было ассимилировано славянами, кроме тех общностей, которые образовали известные нам диалекты: это арумыны, лангленорумыны, истрорумыны.
Образование румынского языка
Румынский язык является прямым преемником народного латинского языка, на котором говорили на территории, охваченной провинцией Дакия, Балканскими горами и Черным морем. На первоначальном этапе он включал в себя и фракийские лингвистические элементы языка коренного населения. До настоящего времени сохранилось около 100 слов фракийского происхождения. На следующем этапе, от ухода римлян (275 г.) до исчезновения византийских границ на Дунае, народная латынь распространяется по всему Балкано-Карпатскому региону, характеризуясь единой структурой на обоих берегах Дуная. В начале VII в., в связи с миграцией славян на Балканы, единый проторумынский язык разделяется на четыре диалекта: арумынский, мегленорумынский, истрорумынский и дорумынский, который к VIII в. становится румынским и оформляется как отдельный романский язык.
Румынский язык сходен с остальными романскими языками (итальянским, французским, испанским, португальским). В то же время он отличается от них своим неолатинским характером. Изолированно развиваясь на юго-востоке Европы, он остался более архаичным и более близким к латинскому языку. Румынский язык содержит в своем лингвистическом фонде значительный процент славянских слов. Было установлено, что все они южно-славянского происхождения, т.е. болгарского, и, следовательно, не могли проникнуть в румынский язык раньше чем в IX в., когда появляется южно-славянская ветвь. К этому времени процесс образования румынского языка завершился. Следовательно, славянскому влиянию был подвергнут не народный латинский язык, а румынский. Грамматическая структура (морфология, синтаксис и др.) румынского языка сохранила свое латинское происхождение.
Значение термина влах
Источники раннего средневековья называют румын влахами. Влах - это термин германского происхождения. Германцы называли народы романского происхождения влахами. В языке южных славян встречается термин влах, у византийцев - блахус или влахус, у восточных славян - волох, у венгров - олах. Факт, что восточные славяне называют романское население левобережья Дуная волохами (но не влахами), доказывает, что им уже было известно это романское население, и без посредства южных славян. Если же предположить, что румыны мигрировали в IX - XIII вв. с юга, то восточные славяне называли бы их тогда южнославянским термином - влахами.
Признание соседними народами юго-восточной Европы этнической общности латинского происхождения и ее наименования является еще одним убедительным аргументом, что к этому времени процесс образования румынского народа был завершен.
Румыны именовали себя всегда "ромынами" или "румынами" (от латинского слова romanus), а язык называли румынским.