1620

FORTA ROMANA!

Страной, которая может сыграть для Республики Молдова роль даже более важную, чем Греция для Кипра, является Румыния. Следует отметить, что дипломатия Румынии ещё со времени объединения румынских княжеств традиционно является одной из сильнейших в Европе, а после вступления Румынии в ЕС она получила серьёзные возможности для усиления своей деятельности. Одним из свежих примеров служит тот факт, что один из важнейших и ответственных постов среди комиссаров ЕС - комиссара по сельскому хозяйству - с очень крупным бюджетом, достался именно Румынии, дипломатия которой оказалась сильнее традиционно считающейся самой сильной европейской дипломатии - дипломатии Соединённого Королевства, тоже претендовавшего на этот пост. Кроме позиций в ЕС Румыния также является основным стратегическим партнёром Соединённых Штатов Америки в регионе Чёрного моря, которым она стала после 2003 года, когда де-факто заменила Турцию. Следует отметить и тот факт, что после изменения намерений властей США о расположении элементов противоракетной обороны и смещения акцентов на их размещение в регионе Чёрного моря, Румыния претендует на то, чтобы стать основным стратегическим партнёром США не только в этом регионе, но и во всей Восточной Европе. Ввиду этого Вашингтон будет готов в ещё большей степени принимать во внимание позицию страны - основного экспортёра безопасности в Восточной Европе и регионе Чёрного моря. Следует отметить, что во время визита в Соединённые Штаты Америки премьер-министра РМ Влад Филат, вице-президент Джозеф Байден отметил, что "США будут поддерживать РМ на пути вступления в Европейский Союз". Используя свои возможности, дипломатия Румынии способна качественно усилить эту поддержку Вашингтона, которая будет весьма важной при выработке со стороны Брюсселя политики в отношении вхождения РМ в ЕС. После установления в 2009 году в РМ демократической власти, руководство Румынии продемонстрировало свою готовность продвигать интересы РМ и стать её европейским партнёром, о чём заявляло и ранее. Президент Румынии Траян Бэсеску является сильным и тонким политиком, способным, как доводилось отмечать несколько лет назад, в перспективе стать одним из самых высокопоставленных политиков Евросоюза. Наилучшим образом представляя интересы Румынии, этот политик может также оказать очень серьёзную помощь по содействию вступления РМ в ЕС. Созданный по инициативе Румынии клуб друзей РМ в ЕС, состоящий из 16 министров иностранных дел стран-членов ЕС, - один из примеров того, что румынская дипломатия начала активные действия по продвижению интересов РМ. Это является только началом тому реальному содействию и поддержке, которые способна оказать Румыния в европейском партнёрстве для РМ. Усилия Румынии в продвижении РМ по пути вступления в Евросоюз только возрастут после того, как между Бухарестом и Кишинёвом будет заключёно Соглашение о европейском партнёрстве. Это Соглашение, несомненно, должно быть более глубоким и насыщенным, чем стандартный базовый договор между государствами. Кроме того, что Румыния в состоянии оказать исключительно серьёзную помощь в реализации обшенациональной идеи РМ - вступлении в ЕС, Румынию и РМ объединяет общее этно-лингвистическое пространство и игнорирование этого факта при подписании межгосударственного соглашения было бы не только неразумным действием, но и проявлением не вполне адекватного восприятия реальности. Обозначение этно-лингвистической идентичности при заключении Соглашения о европейском партнёрстве между Румынией и РМ также повысит ответственность Евросоюза перед РМ, так как ЕС не сможет игнорировать тот факт, что часть молдавских румын, составляющих мажоритарную нацию РМ, находится за пределами ЕС, в то время как большая часть румын находится в ЕС. В Соглашение о европейском партнёрстве между Румынией и РМ может войти и согласие о создании Совета по вступлению РМ в ЕС, - структуры, в которую могли бы войти политики, чиновники и эксперты из Бухареста и Кишинёва, которые бы занимались реализацией программы по приведению законодательства и государственных структур РМ в соответствие со стандартами и нормами Европейского Союза. Такая помощь со стороны Румынии, прошедшей путь по вступлению в ЕС, и располагающей большим количеством высококлассных специалистов во всех областях, смогла бы содействовать качественной трансформации законодательства и государственных структур РМ с приближением их к стандартам ЕС. Со стороны Кишинёва Совет по вступлению РМ в ЕС может быть основан на базе Национального совета участия (НСУ), созданного правительством РМ. В Соглашении о европейском партнёрстве между Румынией и РМ могут быть и прописаны солидарные действия дипломатии Бухареста и Кишинёва по реализации общенациональной идеи РМ - вступлению в Евросоюз. Во время визита президента Траяна Бэсеску в январе 2010 года был предложен ряд инициатив со стороны Румынии, включающих в себя выделение Бухарестом гранта в размере 100 миллионов евро и поддержку реформ в сфере образования в РМ. Следует отметить, что уровень образования, включая высшее, в РМ весьма невысокий, дипломы не признаются в Европе ввиду как низкого качества преподавания, так и ввиду высокого уровня коррумпированности в ВУЗ-ах. Ввиду этого содействие в сфере образования со стороны Румынии является очень важным решением, которое способно оказать существенную помощь по качественному реформированию этой сферы. Представляется целесообразным в процессе содействия развитию образования открыть в Кишинёве филиал Бухарестского университета с организацией преподавания профессорами из Бухареста. Бухарестский университет является высококлассным высшим учебным заведением с профессурой европейского уровня, и реализация такого проекта окажет весьма серьёзное содействие по выводу образования в РМ на качественно более высокий уровень. Также представляется целесообразным организация регулярных стажировок в ВУЗах Румынии для преподавательского состава учебных заведений РМ. Отдельно следует отметить и необходимость эффективного просвещения русскоязычных граждан Республики Молдова, которые, в том числе, ввиду массированной пропаганды со стороны медиа-структур, подконтрольных ПКРМ, пребывают в неведении относительно как политики Румынии, в частности, так и, по сути, относительно румынской культуры и истории в целом. Программа по просвещению русскоязычных граждан РМ также будет содействовать установлению гармонии в сфере межнациональных отношений в РМ, которая оказалась нарушенной ввиду беспрецедентного количества лжи, обрушенной за несколько лет на умы людей путём прямых или завуалированных ксенофобских месседжей через контролируемые ПКРМ медиа-ресурсы. Как результат, политика по просвещению русскоязычных граждан будет способствовать повышению уровня их культуры, в том числе, и политической, что возымеет выгодное последствие как для самих граждан, так и для Республики Молдова. Относительно вопроса, связанного с границей между Румынией и РМ следует понимать, что требования со стороны некоторых бессарабских политических сил о подписании стандартного договора о границе не только не учитывают исторический контекст вопроса, но, по сути, являются актом антиевропейского характера. Граница с Румынией является одновременно границей с Европейским Союзом, и, руководствуясь стремлением вступления в ЕС, Кишинёву не следует выдвигать бюрократические требования, а вместо этого надлежит прикладывать усилия к максимальному снятию барьеров и границ для свободного передвижения граждан, а также товаров, услуг и капитала. Вопрос о регламентации границы был политизирован представителями вульгарного молдовенизма, даунировавших бессарабскую политику на протяжении нескольких лет, на деле являясь техническим вопросом, который легко решается подписанием соглашения о пограничном режиме. Следует отметить и знаковость решения о ликвидации рудимента советских времён - колючей проволоки на границе. Кроме естественной необходимости ликвидации этого позорного анахронизма, данное решение являет собой символический акт сближения с Европейским Союзом, граница с которым по Пруту, к сожалению, пока ещё разделяет людей. Власти Румынии также готовы вывести на качественно более высокий уровень процесс восстановления румынского гражданства для тех граждан, которые имеют на это право. Это решение представляется весьма важным ввиду того, что в результате происходит повышение индивидуального уровня свобод у тех, кто становится гражданами Евросоюза. Если по форме восстановление гражданства Румынии является актом справедливости в отношении тех, кто утерял его не по своей вине (и их потомков), то по содержанию этот процесс является актом непосредственного приближения граждан РМ к Евросоюзу, который происходит не на государственном, а на индивидуальном уровне. Власти Румынии также уже пошли на беспрецедентный шаг, обратившись в Брюссель с просьбой об изъятии требования о наличии суммы в 500 евро для тех граждан РМ, которые открывают визу в Румынию. Это требование является обязательным стандартным требованием Европейского Союза для государств-членов ЕС, которые должны строго его придерживаться в отношении желающих открыть визу граждан других государств. В случае, если Брюссель выразит согласие с этой просьбой Бухареста, то это будет означать не только ещё один успех дипломатии Румынии и не только то, что Румыния старается для граждан Республики Молдова, но и ещё одним подтверждением того, что Евросоюз готов идти навстречу инициативам Румынии относительно Республики Молдова. В принципе, Брюссель уже обозначил свою новую политику в отношении РМ, и одним из её первых знаковых моментов явилось назначение нового председателя европарламентской комиссии ЕС-РМ, которым стала европарламентарий из Румынии Моника Маковей.
0