Кому в Молдове была выгодна отмена талонов на бензин?
Рынок нефтепродуктов: меняется форма – усиливается конкуренцияИА "Infomarket"Молдавский рынок нефтепродуктов ожидают большие изменения, и потому серьезно изменятся правила игры Судя по всему, Минфин доведет начатую инициативу по отмене талонов на бензин и дизтопливо до конца, а значит, правила игры изменятся. Причем, большинство импортеров нефтепродуктов уверены в том, что от этого выиграет не только бюджет страны, но и потребитель; хотя сам потребитель еще должен будет привыкнуть к новым правилам игры.Талоны на топливо – это результат плановой экономики СССР и все признают, что они давно уже стали атавизмом. И даже в правопреемнике СССР – Российской Федерации, при всех ее масштабах, таких талонов давно нет. Предпоследней в зоне бывшего Союза талоны отменила соседняя с Молдовой Украина – с 1 января 2010 г.В истории современной Молдовы талоны обрели «вторую жизнь» в 90-е годы, когда нестабильность на рынках стимулировала импортеров получать предоплату за топливо (выдавая клиентам талоны), тем самым минимирузуя и валютные риски.В конце января 2010 года Минфин выступил с инициативой изменить правила реализации нефтепродуктов в стране. Если в двух словах, то их суть сводится к тому, что отменяются талоны на горюче-смазочные материалы (ГСМ), реализация на АЗС будет осуществляться только по ценам, указанным на панно, а также полностью будет изменена система предлагаемых импортерами нефтепродуктами скидок и бонусов, которые они предоставляют крупным и лояльным клиентам.Шум поднялся из-за разночтений, допущенных журналистами и аналитиками, пояснительной записки Минфина, в которой тот разъяснял мотивы и прогнозируемый эффект предстоящих изменений.В частности, Минфин подчеркнул, что если все оставить так, как есть, то возможные потери бюджета по НДСу составят в 2010 году 270 млн. леев. Подчеркнем: эти потери прогнозируются в случае, если ничего не будет изменено. (В то время, как некоторые почему-то посчитали, что эти потери будут по причине введения новых правил, что, в общем-то нелогично для Минфина, чьей целью является как раз пополнение бюджета).Но вернемся к текущей ситуации. Годовой объем розничных продаж нефтепродуктов в Молдове составляет 450 тыс. тонн, из которых 55% приходится на талоны. То есть рынок талонов превышает 3 млрд. леев ежегодно! Фактически, талоны являются ликвидной валютой, которой некоторые даже расчитываются с чиновниками за «мелкие услуги». Может ли государство согласиться с тем, что определенный объем денежной массы в стране был выражен в практически неконтролируемой «валюте»?Молдова стремится в Евросоюз? Что ж, талонов там точно нет. Там есть различного рода дисконтные карты и даже карты, в которых указано топливо в литрах. Но из-за сложности в налогообложении, валометрическая система применяется редко. Цивилизованные страны привыкли к тому, что на определенные товары – в числе которых и топливо – цены могут меняться стремительно. Этот сегмент как никакой другой привязан к котировкам на мировых рынках нефти и нефтепродуктов.Очень трудно менять привычки, и, видимо поэтому некоторые эксперты поспешили раскритиковать инициативу Минфина. Сегодня ведь как получается? Организация или компания перечисляет деньги поставщику топлива, тот по текущей цене и с оговоренно заранее скидкой выписывает в обмен талоны, с четко оговоренным объемом топлива (валометрические). Это в идеале. На практике же крупные организации редко когда перечисляют средства за топливо авансом – как правило, расчет производится к концу месяца. Что же касается государсвтенных структур, чьи заказы проходят через Агентство по госзакупкам, то расчеты производятся раз в квартал и пост-фактум.Тем самым нивелируются заявления ряда экспертов о том, что экономические агенты кредитуют топливные компании – малый и средний бизнес предпочитает платить понемногу, а крупный запрашивает большие скидки и с отсрочкой платежа.Как было указано выше, в стране ежегодно ходит 3 млрд. леев «денежного сурогата». С точки зрения государства, из-за этого сурогата бюджет ежегодно недополучает порядка 270 млн. леев только по НДС – расчет основан лишь на семи основных молдавских импортерах нефтепродуктов.И для потребителей ситуация не является равной, как того требуют транспарентные рыночные условия. Ни для кого ни секрет, что на определенных АЗС скидки при оплате наличными за определенный объем (выписываются талоны) достигают 10% от цены, указанной на панно. Кто-то об этом знает и пользуется, а кто-то платит «по прайсу». Да и по перечислению ситуация та же: скидки на топливо при реализации талонов достигают 5-7% от цены, указанной в рознице на панно. И всех эта ситуация, как буд-то устраивает. Именно договорными скидками объясняется тот факт, что практически на всех АЗС указывается в общем-то одинаковая цена на топливо. Настоящая конкуренция и борьба за клиента на этом сегменте ведется не «на улице», а в кабинетах, где покупатели выторговывают скидки на талоны за объем и способ (нал/безнал) расчета.Переворот рынка, который задумало министерство финансов, заставит все АЗС работать по одним правилам. А значит вся конкуренция между АЗС будет видна издалека – на их панно. Но это вовсе не означает, что крупные потребители вдруг лишатся скидок.Да, талоны отменят, а схема поощрения клиентов будет выглядеть примерно следующим образом. Компания заключает договор, в котором оговорена определенна скидка, при условии, что компания потребит определенное количество топлива. Например, за 5000 литров топлива – 1%; за 10000 литров – 2%; за 15000 литров – 3% и т.д. Некоторые эксперты, ориентируясь на опыт европейских стран, утверждают, что больше, чем 3-4% скидки не будет, так как максимальная наценка на этот вид товара составляет не более 10%.Заключив договор, компания получает именные карточки (об их пользе – чуть ниже) и заправляется ... внимание, по розничной цене. Но, по истечении месяца, нефтеимпортер, оценив ход выполнения договора, зачисляет на карточку клиента сумму, равную предоставленной скидке (по бухгалтерии выписывает минусовую накладную). Таким образом, потратив, скажем 10000 леев на топливо, клиент в конце месяца получит в качестве бонуса еще 300 леев на карточку. Скидка эта будет начислена, скорее всего, за счет прибыли топливной компании, что хорошо отслеживается с точки зрения налогообложения.Кроме того, с ужесточением конкуренции, когда закрытая борьба за клиента путем скидок, переместится на панно АЗС, сами станции начнут повышать уровень обслуживания клиента: протрут стекла во время заправки, подарят освежитель воздуха или, как это делает одна из команий, за определенный объем заправки – бесплатно помоет автомобиль. Клиент от такого сервиса только выиграет.Ряд экспертов раскритиковали решение Минфина с точки зрения того, что данное нововведение будет на руку крупным игрокам рынка, а мелкие АЗС пострадают. Сегодня в стране насчитывается 592 автозаправочные станции. Большинство из них принадлежат семи крупнейшим импортерам нефтепродуктов. 231 АЗС находится во владении малого бизнеса – у тех, кто владеет от одной до четырех АЗС. Т.е. за малыми компаниями – 40% рынка. А поскольку они малые, у них административные расходы ниже. И там, где крупная компания берет объемом, малая – сервисом и экономным ведением бизнеса. По практике Европы и США, в качестве бизнеса продается до половины действующих там АЗС – они переходят из владения крупного в малый, семейный бизнес. И связано это именно с тем, что для крупных компаний содержание АЗС низкорентабельно из-за высоких административных расходов.В прессе также прозвучали заявления транспортрных компаний о том, что отмена талонной системы нанесет вред их бизнесу. Правда, рассматривалось это почему-то с одной стороны: нет талонов – нет скидок. И при том, что скидки все равно есть и они будут (форму их предоставления будет решать каждая компания в отдельности), есть еще один важный аспект, который без сомнения будет полезен транспортному бизнесу.Основные поставщики топлива планируют выпускать карточки, с четкой привязкой к конкретному автомобилю. Это значит, что водитель с этой карточкой не сможет заправить, например, свое личное авто. Согласитесь, при такой схеме намного сложнее будет «договариваться» на АЗС, чем если бы заправка осуществлялась по почти безликим талонам.Транспортники утверждают, что новая система заставит их создавать собственные АЗС, чтобы они могли приобретать топливо для своих машин по оптовым ценам. Также они утверждают, что закупка топлива на АЗС будет для них дороже, чем если бы они покупали талоны.Пожалуй, в своем заявлении транспортники четко сформулировали мысль о том, что изменения Минфина ставят перед собой главную цель: аннулировать разницу в ценах на панно и в талонах. При этом, сказав «А», они не сказали «Б», - скидки, которые предоставляются при покупке талонов, компании будут предоставлять и дальше, только механизм будет другой. Один из вариантов был приведен выше, но каждая компания сама для себя решит наилучший способ удержать своего потребителя. С другой стороны, когда речь идет об уравнивании оптовых и розничных цен (то, как мы это понимаем сегодня), баланс итоговой цены при ужесточении конкуренции скорее склонится к опту, нежели к рознице.В конечном итоге, Минфин стремится лишь к тому, чтобы налогообложение осуществлялось в момент отпуска товара, а все бонусы и скидки топливные компании предоставляли открыто, в том числе за счет своей прибыли (с точки зрения формы налогообложения). Другими словами, речь идет о монетизации рынка нефтепродуктов: там место бумажек займут предназначенные для этого деньги.А раз конкуренция выльется на панно, то и цены на них будут меняться значительно чаще, чем сейчас, и будут напрямую зависеть от закупки той или иной партии топлива. И клиента будет привлекать не только цена, но и сервис.По своей сути талоны - скидки, которые они в себе несут – являются ни чем иным, как формой стимулирования потребителя, способом его завоевать и удержать. Но они – лишь форма. От того, что форма эта изменится, борьба топливных компаний за клиента не ослабеет, наоборот – есть большая вероятность, что усилится; и выиграть от этого должен потребитель.