В Молдове выросли акцизы на дорогие авто
Покупатель не просто переплатил, а дал денег на развитие страны.Дарья ЗИМБЕЛЬСКАЯ- С этого года в стране выросли акцизы на ряд товаров, в том числе и на дорогие автомобили. Скажите, какие автомобили в Молдове считаются таковыми?Дориан ХАРГЕЛ:- В молдавских законах нигде нет определения того, что такое дорогой автомобиль. Основной показатель в этом вопросе - объем двигателя: если у машины его объем превышает три литра, то, следовательно, потребление топлива высокое и доходов для содержания необходимо больше.- То есть можно купить Lexus с двигателем в два литра по прежней цене и ничего не переплачивать?Дориан ХАРГЕЛ:- Нет таких «Лексусов».Наталья БУСУЕК:- Что касается авто премиум-класса, то, скажем, у Audi есть двигатели объемом в два литра. И на такие машины в общем-то повышение акцизов не сказалось. Поймите: многое зависит от бренда. Есть производители, которые и маленькие авто снабжают мощными двигателями. Акцизы на них выросли практически в два раза. Это существенно отразится прежде всего на потребителях.Дориан ХАРГЕЛ:- Есть Mazda CX-9 с двигателем свыше трех литров - вот эта модель практически становится недоступной по цене для молдавского рынка и потребителя. Есть Lexus RX400, который при определенных обстоятельствах можно купить дешевле немецких авто того же класса. Все, теперь его не купишь за рациональные деньги, потому как выбрасывать лишние 6-7 тысяч евро за акциз не для всех разумно.Наталья БУСУЕК:- Те клиенты, которые готовы были потратиться на акциз, сейчас чисто психологически от этого шага откажутся. Сделают это принципиально.Дориан ХАРГЕЛ:- Если человек считает, что он должен ездить на машине бизнес-класса, он будет на ней ездить, но объем двигателя будет уже меньше.- Что изменилось в законах с нового года, когда вступило в силу решение правительства на этот счет?Алла ЛИТОВЧЕНКО:- В части администрирования здесь изменений нет: есть увеличение ставки акциза и прежняя облагаемая база. В большей мере увеличение коснулось автомобилей с мощностью двигателя свыше 2500 см3. Конечно, повышение налога сказывается и на цене на эти товары. Однако нельзя сказать, что цена зависит только от величины включенных в нее налогов. Учитывая, что это налог косвенный, основное бремя ложится не на экономического агента, а конечного потребителя. Если мы говорим об авто, на которые существенно повысился акциз, это все же коснулось людей не со средним доходом. А что касается людей со средним достатком, в Молдове, впрочем, как и в других странах, они в основном стали ориентироваться на экономичные авто.Дориан ХАРГЕЛ:- Развитие крупных автомобильных концернов за последние годы доказывает, что инженеры-конструкторы ставят перед собой задачу сделать автомобили менее прожорливыми, с меньшими вредными выбросами двигателя, но и более мощными.Виктор МОРОЗ:- Сегодня в Париже, чтобы поехать на джипе, нужно заплатить специальный налог. А у нас сколько их - взгляните на улицы... У нас в принципе модель потребления неверная, и правительство сейчас своей программой выводит население на иной уровень. Да, повышение налогов никому не может понравиться. Маяковский как-то обратился в налоговую инспекцию с просьбой, чтобы ему уменьшили ставку подоходного налога. Ему не уменьшили, и он написал стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». И люди, которые покупают люксовые машины, думаю, с ростом акциза чувствуют себя ущемленными.Дориан ХАРГЕЛ:- Люди, которые готовы оплатить разницу акцизов этого года и прошлого, должны осознавать, что тем самым они способствуют политике государства - накоплению финансовых ресурсов для обеспечения других социальных программ. У нас есть немецкие партнеры, которые гордятся тем, что они оплачивают много налогов: они не строят заборы вокруг своих дорогих владений, они спокойно ходят по ночам и не боятся. Они знают, что государство помогает всем тем, кому не так повезло, как им. Это компенсирует их каждодневную спокойную жизнь. Вот в чем мораль.- Скажите, всех ли машин коснулось новое правило? Подержанных тоже?Алла ЛИТОВЧЕНКО:- Увеличение ставок акциза коснулось всех автомобилей, однако по автомобилям с мощностью двигателя меньше 2500 см3 это увеличение составляет порядка 3%. Что касается увеличения налога в зависимости от срока эксплуатации автомобиля, то в этой части изменений по сравнению с прошлым годом в законе нет.Дориан ХАРГЕЛ:- Мы рекомендовали, чтобы ограничение по возрасту было пять лет, а не семь. Но не у каждого есть возможность позволить себе пятилетний автомобиль... И, тем не менее, мы видим, что Кишинев обновляет свой автопарк.- На ваш взгляд, повышение цен на бензин скажется на потребителях? Люди станут меньше ездить?Наталья БУСУЕК:- Это на более бедном населении скажется.Алла ЛИТОВЧЕНКО:- Они еще раньше нынешних повышений цен на бензин стали думать - ехать на работу на авто или на общественном транспорте. Соответственно, стали экономить. Дориан ХАРГЕЛ:- В Германии есть налог на бензин и акциз, и чем больше человек потребляет топлива, тем больше способствует накоплению в бюджете. Ведь если все по совести делать, то человек через определенное время поймет и почувствует: по хорошим дорогам и качественному покрытию, которое соответствует нормам, машина потребляет меньше топлива и реже ломается.- А из чего формируется дорожный налог, из средств которого должен производиться ремонт?Алла ЛИТОВЧЕНКО:- Источниками образования дорожного фонда являются:- не менее 50 процентов в 2010 году, 65 процентов - в 2011 году, 80 процентов - в 2012 году и в последующие годы от общего объема акцизов на подакцизные нефте-продукты;- дорожные сборы, взимаемые в соответствии с налоговым законодательством;- сборы за выдачу разрешений на осуществление международных автотранспортных перевозок грузов и, по случаю, пассажиров;- и другие средства, предусмотренные Законом о дорожном фонде. - На ваш взгляд, правильно ли поступают местные власти, которые ввели налог на въезд-выезд из Молдовы?Дориан ХАРГЕЛ:- У местных бюджетов есть свои полномочия и права. Я считаю, что если, например, Унгены находятся на подступах к Европейскому союзу, они имеют полное право собрать немного денег и сделать вход красивым. Если исходить из логики - собираем и что-то делаем, то почему бы и нет. Человек должен чувствовать отдачу: и чтобы фонари освещали дороги, и чтобы разметка была четкая, и столбики вдоль трассы, и само полотно ровное... Тогда человек просто не почувствует того, что потратился.Виктор МОРОЗ:- Но у нас ничего похожего, к сожалению, нет. Кроме трассы Киев-Одесса в ближайшее время мы ничего не увидим.Алла ЛИТОВЧЕНКО:- Этот сбор предназначен для благоустройства населенных пунктов, расположенных в пограничной зоне и имеющих таможни (таможенные посты), и взимается при пересечении таможенной границы. Начиная с 2010 года этот сбор составляет 40 леев и будет взиматься только с автобусов, микроавтобусов, грузовых автомобилей, тракторов с прицепами, въезжающих в Республику Молдова и/или выезжающих из Республики Молдова.- Что бы вы могли сказать в заключение о тех нововведениях, которые вступили в силу в автосекторе?Наталья БУСУЕК:- Возникла паника, хотя ничего страшного не произошло. Очень бы хотелось, чтобы те деньги, которые будут уплачиваться, шли на благие цели. Даже при акцизах на данный момент мы подготовили для всех клиентов Audi специальную программу, которая в разы облегчит процедуру покупки автомобиля. Эта программа будет объявлена 15 февраля.Дориан ХАРГЕЛ:- Люди, которые переосмыслят желание купить меньший двигатель в том же классе, будут, во-первых, способствовать повышению собственного благосостояния путем экономии и, во-вторых, позаботятся об окружающей среде. Алла ЛИТОВЧЕНКО:- Увеличение расходов на приобретение мощного автомобиля, а также на его эксплуатацию, связанных с увеличением налогов, реориентирует покупателей на более экономные автомобили. А налогоплательщики, для которых величина налога соразмерна получаемым доходам, сохранят свой интерес к тем видам авто, которые считают для себя приемлемыми. И бюджет выиграет от поступления налогов, уплаченных налогоплательщиками с высокими доходами..Виктор МОРОЗ:- У нас страна бедная. И, возможно, из-за этого нерационально построена система потребления. Согласитесь, это, мягко говоря, странно, когда человек покупает машину и не может оплатить покупку зимней резины, когда человек строит огромный дом и сам живет в одной комнате, потому как больше отопить не может. Идея, что нам необходимо жить по средствам, верна по своей сути. И правительство хочет уменьшить престижное потребление: нормальная человеческая жизнь возможна и без предметов роскоши. Кризис надолго, и нам нужно думать о будущем. Партнер «Дискуссионного клуба» - компания Aquatrade, производитель воды Gura Cainarului, Aqualife.