"В молдавской политике нет дураков, в ней много популистов!"
Известный российский журналист и писатель автор "Бандитского Петербурга" Андрей Константинов рассказал "Комсомолке", почему власть опирается на мифологемы, существует ли у криминала национальный окрас и как бандитские сериалы влияют на сознание.Дарья ЗИМБЕЛЬСКАЯАндрей Константинов в нашей стране впервые. Приезд в Кишинев автора нашумевших книг "Бандитский Петербург", "Адвокат", "Преступный мир России" стал возможен благодаря международному медиа-клубу "Формат-А3", который был создан московскими журналистами для поддержания деловых контактов в постсоветских странах. Творческий вечер Константинова - это первое мероприятие клуба в Кишиневе (отчет о нем читайте в "КП" 26 ноября). Корреспондент "Комсомолки" встретился с Андреем Константиновым, автором "Бандитского Петербурга" и расспросил его о жизни и работе.В странах, где были войны - народ красивый- Какой вы себе представляли нашу страну перед поездкой?- Я знал, что это нормальная страна, знал, что люди нормальные. Красивая природа, гостеприимный Кишинев. Меня очень радовало, что будет тепло.- Предубеждений не было?- Что я еду в чужое место? Абсолютно никаких. Я всегда далек от стереотипов. Мне много приходилось ездить по миру, я убедился в том, что если и есть какие-либо устоявшиеся мифы, то они оказываются неправильными. У меня была прививка в свое время, когда я первый раз попал в западную страну, это была Швеция, 90-е годы. У меня были определенные стереотипы. Мне, например, шведы представлялись скучными, холодными, скупыми. В фильме "Интердевочка" Яковлева играла проститутку, которая вышла замуж за шведа, они ее замучили. Этот фильм сыграл свою роль в формировании моих стереотипов, но оказалось, что Стокгольм - это очень веселый город, который по ночам не спит: по пятницам, субботам, воскресеньям там шумные мероприятия проходят. И выяснилось, что они совсем не жадные, а жадными оказались, например, французы. Странно, особенно если учесть, что я вырос на "Трех мушкетерах", там нет этой черты, и Дюма о ней не писал, не писал Гюго. Постепенно, поскольку у меня есть шведский друг в Стокгольме, все мифы развенчались. Я думаю, так с каждой страной. Нужно от таких предубеждений отказываться. Если я еду на Украину, это ведь не значит, что на меня будут наваливаться какие-то щедрые украинцы и всюду будут совать свое сало или горилку. И в России ведь по улицам не ездят тройки, не стоят везде самовары и матрешки. Было всегда интересно посмотреть, какая она - Молдова. И когда получил приглашение от медиа-клуба "Формат-А3" очень ему обрадовался. В целом, у вас меня впечатлили люди.- Чем?- Красивые. Это вообще характерная черта тех стран, где было много войн - Молдовы, Украины, России, Польши, Чехии. Здесь перемешалось много крови, поэтому очень красивый народ. Хотя это тоже достаточно "попсовое" представление: сами понимаете, однозначным быть нельзя, зависит от того, на кого попадешь... Малые народы испытывают национальное унижение- Но, согласитесь, что после развала Советского Союза во многих независимых республиках появились свои мифы, которые вовсю поддерживаются властью, в том числе и у нас в Молдове. Например, политики наши периодически позволяют себе неоднозначные высказывания по поводу, скажем, того, что во время Советского Союза здесь была оккупация... - Я бы назвал это скорее не мифологией, а государственной политикой. Это характерная черта для многих независимых республик, и мне, как русскому человеку, она не может нравиться.- Есть что-то криминальное в попытках переписать историю?- Я не вижу в этом ничего криминального, я просто понимаю, почему это происходит. Когда люди разводятся, очень велик соблазн наговорить плохое о втором человеке. Хотя мы понимаем, что говоря плохо о том, с кем ты жил, ты говоришь плохо сам о себе. Сам плохой, раз мог с таким чудовищем сосуществовать. Не всегда хватает благородства и душевных сил сохранить какую-то великодушную объективность.- Почему?- Обиды накопились. У малых народов, безусловно, был элемент национального унижения, не на почве того, что русские их плетками стегали, нет. Я много разговаривал на эти темы и от собеседников слышал, что, мол, вам, русским, никогда этого не понять. Вы всегда были первыми, главными, легко в себе растворяли. А когда ты маленький, вроде как и не до конца в собственном доме хозяин. Это, получается, как ноющая боль зубная. И потом реакция следует. Чем интеллектуально развитее человек, тем эта реакция более сглаженная. Чем человек менее образован, менее интеллигентен, это больше выпирает. Нужно время, чтобы эти вещи устаканились.- Вывод: те, кто у власти, не столь образованны?- Нет, что вы! Часто же бывает, что люди говорят не то, что думают. Думаю, что в молдавской политике нет дураков, в ней просто много популистов. Ведь есть же такое понятие, как использование настроений. Владимир Жириновский очень образованный человек. Он знает пять языков, мы с ним коллеги, он тоже был военным переводчиком, работал на турецкой границе. Когда нет камеры журналистов, он совершенно по-другому говорит. Когда появляются камеры, он начинает балаганить, потому что другим его уже и не воспринимают. Это его роль. К истории очень трудно объективно относиться. И мне сейчас легко рассуждать. Те русские, которые живут в других республиках, они гораздо болезненнее и острее это воспринимают, потому что это по ним ударяет. И очень трудно найти эликсир, чтобы все сразу угомонилось и успокоилось. Только время может помочь, спокойное общение и чувство юмора. У кого оно хорошее, тот меньше подвержен всем этим вещам. В Советском Союзе много хорошего было. Но были и обиды.