888

На ссерть Трахтенберга

Умер известный шоумен Роман Трахтенберг. Смерть его действительно «нелепая», «случайная». Этот штамп для него стал правдой. «Шёл – умер». Я Роману симпатизировал и мечтал с ним познакомиться. Но не довелось. Увидел я его случайно по телевизору и он мне очень не понравился. В мелком шоу кривлялось какое-то полуголое существо с крашеной бородкой. Шутки казались вымученными, в этих «домашних заготовках» было мало смешного. Постепенно я стал натыкаться на Трахтенберга чаще и чаще, и сразу автоматически переключал канал. Пока, наконец, не увидел передачу, где он держал внимание публики полтора часа на грани фола, и где не было НИ ОДНОЙ неверной фразы, ни одного неверного жеста. Из чела что называется «пёрло». Он лежал пьяный в кресле, и за пять секунд сворачивал в самое смешное из возможных ответвлений импровизационной беседы. Это мог сделать только очень талантливый человек, и человек, который занимался СВОИМ делом. Он действительно всю жизнь профессионально занимался шоу и это дело любил. Русский комизм сатирический и злой, русским свойственно чувство смешного, они хорошие артисты, но их всегда сносит в забивание свай и «борьбу». Юмор же штука лёгкая и двусмысленная, поэтому русских юмористов нет. Есть хмурая социальная сатира.В переходе от сатиры 90-х к юмору 00-х хорошего мало, Трахтенберг стал востребованным потому, что вписался в политический поворот. Но исходящие от него приколы, а иногда и скабрёзности были гораздо естественнее и живее КВНа 90-х. Юмор 90-х, основывающийся на таком же, но порезанном юморе 70-80-х, был, во-первых, постановочным, а, во-вторых, любительским. Про неизбежную вторичность и не говорю. Трахтенберг же на сцене жил. На сцене и умер. Как актёр. Думаю это единственный человек, которого бы адекватно восприняли в Европе и в Америке. Ведь даже Жванецкий (это лучшее) в общем несмешной. Это острящий «инженер», иногда острящий «еврей», а и инженеры, и евреи неинтересны. Острить должен комик. Комик это человек, который умеет смеяться, и умеет рассмешить, точнее «заразить» своим смехом, своей жизненной энергией. В Трахтенберге это было. Он был не унылым Райкиным, а мощным человеком с отлично работающими мозгами.Только Райкин до 80-ти лет имитировал инфаркты, чтобы проворачивать свои околотеатральные гешефты, а Трахтенберг, значит, взял и честно от инфаркта умер. В 41 год.Очень жалко.Роман был человеком, который доволен жизнью и которому было хорошо, от того, что он делал. Бесчисленные советские сатирики, все эти шендеровичи, задорновы, петросяны, райкины, собчаки, евдокимовы, хазановы считали, что они в своей роли оказались неправильно, что на самом деле они трагики, бюрократы, деловые люди, политики, и от этой мировой скорби на челе клоуна Красти хотелось блевать. Трахтенберг был просто Трахтенбергом. Постепенно спивающимся, постоянно кутящим русским второстепенным актёром – добрым и искренним обормотом, живущим свою жизнь и говорящим от себя. По меркам мирка РФ это не так мало. Это МНОГО. Ну а претензии к ставшему кем-то человеку, почему он кем-то не стал, это советское безумие. Жил-был весёлый остроумный человек, через 90 лет показавший как надо рассказывать анекдоты. Не как Стоянов и Олейников, а быстро и к месту. О-хо-хо(с) Д. галковский
0