Обращение ученых ноосферного крыла
ОбращениеАВДЕЕВ С.В., АНИСИМОВ О.С., БАЛАНДИНА О.В., БАТУРИН В.К., ГАЛИЕВ Г.Т., ГОРБУНОВ А.А., ГРИГОРЬЕВ С.И., ЕГОРЫЧЕВ А.М., ИМАНОВ Г.М., ИВАНОВ В.Н., КУЛИКОВ В.Ф., В.Л. МИРГОРОДСКИЙ В.Н., ПАЛЬЧЕВСКИЙ Б.В. (БЕЛОРУССИЯ), ПАТРУШЕВ В.И., СУБЕТТО А.И., СУСЛОВ Ю.Е., СУРМИН Ю.П. (УКРАИНА), ЧУПРОВ А.Н., ЦОЙ В.И. (КАЗАХСТАН)Обращение ученых ноосферного крыла к мировому сообществу: разрушение мировой цивилизации в двадцать первом веке еще можно предотвратитьУважаемые земляне!К Вам обращается группа ученых с очень тревожным посланием, суть которого достаточно проста: человеческая цивилизация в своем неуправляемом, безумном и уродливом развитии действительно подошла к самому краю пропасти. Еще один – два шага в прежних форматах и традициях – и все, нас всех ожидает принципиальный цивилизационный тупик и, скорее всего, полная гибель и катастрофическое само исчезновение человечества.Необходимо, с одной стороны, осознать весь трагизм положения современной земной цивилизации, а, с другой стороны все же попытаться преодолеть сегодняшние исторические вызовы, продолжить свое дальнейшее существование. Человечеству предстоит круто измениться, полностью переделать себя. Предстоит заново сконструировать и реализовать принципиально новую цивилизационную мироструктурную конструкцию на совершенно новых онтологических, аксиологических, социально – хозяйственных, нравственно – культурных и иных принципах и началах, которые вбирают в себя все позитивное из исторического опыта человечества. В старых, давно отживших ценностных и онтологических формах человечеству больше не жить, ибо именно они – главные причины катастрофического положения дел земной цивилизации и самые главные факторы самоуничтожения человечества. Иначе говоря, нас всех губит именно то, что нами самими придумано и используется в различных экономических, политических, культурных, информационных и иных цивилизационных практиках. Эти практики – принципиально неверные, разрушительные, неэффективные. Какой толк от всей нашей экономической мировой системы, например, если она при всем своем достаточно высоком уровне техники и технологии так и не может большую часть населения планеты накормить, одеть, обогреть, обучить, вылечить, позаботится о людях в их старости?Две трети населения Земли не живут, а влачат нищенское существование, каждый день сражаются за свое выживание. По подсчетам экспертов ООН, коэффициент полезного действия всей современной экономики мира не дотягивает даже до … двух процентов! Разве это не позор для всего человечества? И таких поразительных оценок и характеристик чудовищных провалов и нерешенных современной цивилизацией задач и проблем своего развития - несть числа.Более того, мировая финансовая капиталократия в США предложила модель 20%:80%, по которой 80% работников мира с позиций воспроизводства мирового капитала – «лишние» и должны уйти в небытие в течение XXI века.В двадцать первом веке так жить нельзя, нужно осознанно и системно осуществить проектирование и строительство принципиально новой цивилизации, в которой станет возможным для всех людей на Земле достойно жить и творить. Уважаемые земляне! По сути, в данном обращении мы преследуем достижение только двух принципиально научных целей: - последовательно описать, объяснить и убедить всех землян в том, что современное положение дел в нашем мире, которое иначе как катастрофическим названо быть не может, не должно никого больше останавливать от незамедлительных и радикальных преобразований и изменений; - примерно наметить и обосновать генеральные направления этих принципиальных и масштабных изменений, которые помогут человечеству в преодолении исторических угроз и вызовов наиболее оперативным и эффективным путем.На сегодняшний день перед человечеством стоит только одна глобальная цивилизационная задача, которая звучит в виде следующего глобального вопроса: как должен развиваться мир дальше, чтобы не ставилась под угрозу сама возможность существования земной цивилизации?Определенное решение этой задачи и представлено в этом нашем обращении. В свое время, а именно в середине девятнадцатого века, великий русский писатель Н.В. Гоголь пророчески воскликнул о будущей судьбе России: «Соотечественники! Страшно!». Вот и теперь вполне уместно повторить слова Н.В. Гоголя, но с той лишь существенной разницей, что теперь тревожное предостережение следует адресовать населению не одной какой – либо отдельной страны, а всем жителям планеты Земля, миру в целом.Подобного рода предостережения и пророчества – принципиально не новы; достаточно упомянуть здесь работы только относительно последнего времени – Д.Кортена, А.Тойнби, К.Ясперса, А.Гора, С.Хантингтона, Б.Коммонера, И.Валенстайна, Д.С.Львова, Н.Н. Моисеева, А.И.Субетто, В.П.Казначеева, А.П.Федорова, О.Л.Кузнецова многих других. И хотя осмысление угроз миру еще не вполне состоялось, началась некая определенная работа по формированию цивилизационных планов действий мирового сообщества по противодействию глобальным проявлениям мирового общесистемного кризиса. Выработаны, например, концепция устойчивого развития на конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992г.) и резолюция Мирового саммита Земли в Йоханнесбурге (2002 г.). ??? Кишинев – 2012 г. Подготовлены и стали определенным образом осуществляться планы G – 8 и G – 20 по борьбе с мировым финансовым кризисом (2008 и 2009гг.) и др. Но все это – только робкие начальные усилия человечества и в таком своем виде они не способны дать необходимого спасительного для мира эффекта; такими действиями цивилизацию не спасти, нужны принципиально иные масштабы и совсем другая общая наша активность. Прежде чем сформулировать нашу Программу необходимых действий по переходу к новой мировой цивилизационной конструкции, следует критически оценить и проанализировать существующие человеческие практики, обоснованно показать их принципиальную ограниченность, неэффективность, неспособность справиться с глобальным мировым кризисом.Катастрофические пороки господствующей цивилизационной конструкции мира в ХXI векеСовременный мировой общесистемный кризис – кризис, прежде всего, Западной цивилизации. Присущие ей базовые черты составляют ядро либерально – рыночной мироструктурной конструкции, господствующей в мире с Нового времени и до наших дней. Среди этих «замечательных» черт современной западной цивилизации следует отметить эгоистическое соперничество, аксиологию и практику безудержного потребления, хищническое истощение природных ресурсов, доминирование грубой физической силы и дезинформации общественного мнения, принципиальную неразвитость духа, душевную пустоту, отсутствие смысла человеческого существования, падение нравов, господство антикультуры, т.е. «культуры» насилия, секса, наживы, вседозволенности, человеконенавистничества. Этот абсолютно печальный список цивилизационных «достижений» человечества можно и продолжить, но суть мировой западной конструкции принципиально ясна: она принципиально несостоятельна, неэффективна, агрессивна, антиинтеллектуальна, антидуховна, антиэкологична, направлена против интересов мирового сообщества и против интересов Природы, ущербно урбанистична, постоянно криминогенна.Суть либерального рыночного фундаментализма хорошо была исследована российскими учеными И.В. Бестужевым – Ладой, А.А.Зиновьевым, А.С.Панариным, А.И.Субетто. Они вскрыли глубинные корни западной цивилизации. Либеральный рыночный либерализм рождает следующие ложные положения:· биосфера якобы перегружена высокой рождаемостью, отчего на планете есть некий лишний избыток населения, не дающий человечеству в полной мере жить достойно и обеспеченно;·на нашей планете якобы нет и не может быть единой и целостной цивилизации, поскольку для малой эгоистической части расколотого мирового сообщества (для т.н. «золотого миллиарда») принципиально выгодно беспредельное снижение рождаемости, увеличение смертности, захват сырьевых рынков, программирование и насильственное удержание основной части человечества в состоянии культурной, технической, технологической, информационной и др. формах отсталости;·цивилизационное развитие якобы возможно (в силу ограниченности природных ресурсов Земли) только для малой части мирового сообщества в интересах крупных финансовых центров и общества материального сверх потребления, в том числе за счет вымирания и деградации большинства других народов. Суть либерального рыночного фундаментализма, как хорошо видно, проста и даже примитивна – глобальный колониализм и продолжение чудовищной, вплоть до полного истребления, эксплуатации большинства населения мира ради групповых интересов элиты стран «золотого миллиарда».Для еще более полного и ясного осознания нынешнего положения дел в мире, можно утверждать, что планета Земля вот уже несколько веков подобна захваченному пиратами кораблю со всеми «прелестями» пиратства как преступного явления. «Цивилизационного» пиратства над целыми странами, народами и континентами, включая убийства, обман, насилие, мародерство, геноцид, разгул диких страстей и абсолютное игнорирование будущих последствий этого безумного поведения «человека экономического», всегда живущего по принципу «После нас - хоть потоп!».Современная цивилизация – фактически пиратская, а, следовательно, преступная, бандитская цивилизация; какой еще нужен диагноз для того, чтобы осознать всю чудовищность и безумие мироструктурной ценностно – онтологической конструкции современного мира людей?Современный мир в целом пребывает ныне в проблемном поле системного и всеохватного кризиса. Он порожден вовсе не только роковыми ошибками ведущих политических и экономических организаций глобальной цивилизационной инфраструктуры – правительствами стран, ведущими банками, крупнейшими ипотечными компаниями, принципиально – спекулятивными фондовыми и сырьевыми биржами и т.д., но и гораздо более фундаментальными причинами, носящими общесистемный аксиологический и онтологический характер.Во – первых, системный кризис – это кризис мировой экономики. Он имеет, по А.И. Субетто, внешнее и внутреннее измерения.Внешнее измерение отражает несоответствие глобальной или мировой рыночно-капиталистической экономики задачам выхода человечества из углубляющегося глобального экологического кризиса. Это «измерение» системного кризиса обозначилось давно, приблизительно с 1960 года. На это указывали многие отечественные и зарубежные ученые. Американский эколог Б.Коммонер еще в конце 60-х годов ХХ века написал работу «Замыкающийся круг», в которой вынес вердикт: технологии на базе частной собственности уничтожают самое большое богатство человечества – экосистемы. На Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в 1992 году в Рио-де-Жанейро, в научной дискуссии, как отметил В.А.Коптюг, было зафиксировано положение, что частная капиталистическая собственность препятствует установлению устойчивого развития человечества на Земле.Это системное несоответствие мировой капиталистической системы Большой Логике Социоприродной Эволюции и привело к первой фазе Глобальной Экологической Катастрофы. Здесь человечество столкнулось с особым типом исторического отрицания капитализма, о котором не ведали ни К.Маркс, ни В.И.Ленин, ни вся теоретическая система марксизма, – эволюционного отрицания капитализма Природой – Биосферой и планетой Земля как суперорганизмами, их гомеостатическими механизмами. Это «отрицание», начавшееся в ХХ-ом веке, порождено тем, что синтез «большой энергетики хозяйствования» со стихийными регуляторами развития, с институтами рынка и частной собственности, обусловил резкие темпы энтропийного «давления» рыночно-капиталистического хозяйства на Природу (здесь слова К.Маркса – культура, которая развивается стихийно, оставляет после себя пустыню – приобрели глобально-экологический характер). В итоге сформировалась интеллектно-информационно-энергетическая асимметрия человеческого разума, заставляющая человечество быть похожим в своем устройстве на динозавра: маленькая «головка» отражает низкую прогностическую способность и низкое качество управления будущим, а большое «тело» есть образ большой энергетики мирохозяйствования, которое в своей стихийной, частнособственнической парадигме развития, уничтожает вокруг себя Природу. Если Человечество не обретет свой истинный разум, достойный той мощи природных сил, которыми оно, человечество, овладевает, благодаря успехам науки, в первую очередь естествознания и инженерии, то оно, как динозавры, погибнет, но, в отличие от динозавров, в порожденной им же самим экологической катастрофе.И тот процесс уже запущен, на наших глазах глобальный экологический кризис уже стал перерастать в Глобальную Экологическую Катастрофу.Глобальная Экологическая Катастрофа включает в себя эндоэкологическую катастрофу живого вещества человечества, которая проявляется в виде нарастающего потока различного рода эпидемий, генетических заболеваний, СПИДа, раковых заболеваний, «геномного дефолта» (по В.П.Казначееву), роста агрессивности микробно-вирусной составляющей Биосферы, играющей роль обратной связи в ее гомеостазисе. Глобальная патология Земли, порождаемая рыночно-капиталистическим хозяйством человечества, имеет своим «откликом» глобальную патологию человечества.Поэтому выход из тупика первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы несет в себе смысл оздоровления человечества, выход его на уровень настоящей человечности – ноосферной.Внутреннее измерение системного кризиса определяет его не как системный кризис мировой экономики вообще, а именно, как системный кризис глобальной системы капитализма. Латентный период этого кризиса начался еще в 80-х годах ХХ века и длился он до наших дней. Осенью 2008 года он вышел на поверхность бытия. О нем предупреждали в 90-х годах и сами адепты капитализма с мировыми именами, такие, например, как А. Гор, Дж. Сорос, Д. Кортен и другие. Что собой представляет этот кризис? Это есть кризис мировой финансовой капиталократии, всей «пирамиды» мирового капиталовластия, включая «пирамиду транснациональных компаний».Это есть крах мирового рынка и мировых денег. За последние 40 лет в логике бытия мировой финансовой капиталократии произошли три революции, меняющие облик функционирования капитализма, - этой Глобальной Капитал - Мегамашины: монетарная, электронно-компьютерная революции и «революция ТНК». Главный их результат – появление особого типа «денег» – «денег над деньгами», появление особого типа капитала – отчужденного от физического капитала, капитала виртуального. Его называют еще фиктивным капиталом. Например, в США сейчас до 95% именно фиктивного капитала. Если в 1973 году спекулятивных долларов было всего 17%, то к концу XX века их объем достиг 95-99%. Мировой рынок таких фиктивных денег (ценных бумаг) перераспределял фиктивные капиталы за один день объемом на порядок больший, чем оценивается ВВП Германии, производимый за год. Какие здесь проявились закономерности в развитии капитализма? Закономерность к дематериализации капитала, тенденция к его фетишной форме освобождения и от физической оболочки, и от человека, человеческого труда вообще, чтобы приблизить скорость своего оборота к скорости света. За рубежом такой тип капитализма назвали «турбокапитализмом». Это есть, таким образом, кризис всей глобальной системы капитализма, начало его краха уже во Внутренней Логике Социального Развития. Этот системный кризис уникален, его нельзя сравнивать с прошлыми кризисами, хотя по определенным его аспектам можно найти аналогии. Этот кризис олицетворяет собой начало целой Эпохи, длиной в 30-40 лет, перехода человечества от старой онто – аксиологической конструкции мира, в основе которой лежит экономоцентризм и турбокапитализм, – к новой, ноосферной цивилизации, в основе которой Социализм нового качества – Духовный, Экологический Социализм – Социализм XXI века.Экономической составляющей мирового кризиса, рассмотренной нами выше, он принципиально не исчерпывается, поскольку есть и другие наиважнейшие содержательные аспекты кризиса, которые будут проанализированы ниже.Во – вторых, все человечество, начиная приблизительно с 1990 года, оказалось в состоянии первой фазы Глобальной Экологической Катастрофы. Возник императив выживаемости человечества и России в XXI веке как императив выхода из возникшего Экологического Тупика истории, преодоления ускоряющегося процесса погружения человечества в «пропасть экологической гибели», которая может произойти уже к середине XXI века. Нашим современником, доктором технических наук, А.П.Федотовым были выявлены фундаментальные закономерности динамики саморазрушения современного мира. Его исследования показали, что по «индексу социально-экономической дисгармонии» мир вступил в «область саморазрушения» приблизительно в 1910-1920гг., что совпадает с началом империалистической эпохи капитализма, а по «индексу устойчивости развития мира» – в 1960 году, что совпадает, по оценке А.И.Субетто, с началом становления глобального империализма. Моделирование динамики этих индикаторов показало, что сверхнапряженность во взаимодействии между человечеством и биосферой введет мировую систему в коллапс в 2020-2030гг.В – третьих, согласно исследованиям В.К.Батурина, современный мировой кризис – это кризис той принципиально примитивной и ущербной онтологии и той радикальным образом деформированной системы ценностей, которая и завела человечество в цивилизационный тупик. Мировой глобальный кризис чаще всего рассматривается как только кризис экономический и финансовый. Нет ничего более далекого от Истины, чем утверждения подобного рода. На самом деле мировой кризис потому и разразился, что человечество слишком надолго задержалось в принципиально отжившей, экономоцентристской своей цивилизационной конструкции. Причем абсолютно неважно, в какой конкретно экономике мы все задержались – Смита, Кейнса или Хайека. Важно только то, что человеческое сообщество до сих пор соизволило пребывать в онтологических конструкциях, генерированных господствующим экономическим началом. Пора осознать, что любая, даже самая наилучшая экономика, принципиально не способна задать адекватную онтологическую и аксиологическую конструкцию для существования Человека, поскольку для решения этой принципиально целостной, принципиально философской задачи у всех экономик, вместе взятых, нет достаточных средств и инструментов. Уважаемые экономисты принципиально не должны решать задачи подобного класса – сложные задачи, в которых ставятся вопросы о базовых цивилизационных практиках человека, о целях развития мирового сообщества, о том будущем, которого нам всем бы хотелось достичь, о правилах поведения и ценностях человека на этой планете. Все это принципиально мировоззренческие, принципиально философские материи, а вовсе не экономические.Если быть еще более точным, то мир до сих пор пребывает даже не в экономических, а, по Аристотелю, в хрематистических конструкциях, принципиальная особенность которых состоит в том, что главной целью ведения хозяйственной деятельности объявляется не удовлетворение насущных потребностей с наименьшими затратами (как в экономике, по Аристотелю), а, наоборот, максимально затратная практика для безграничного личного эгоистического обогащения. Мировое сообщество проживает в настоящее время в онтологии именно Хрематистики, фундаментальной особенностью которой (и именно это замечательно понимал еще великий Аристотель!) является только один глобальный процесс – постоянного катастрофического саморазрушения с всё нарастающими последствиями и проявлениями. Тогда вовсе не надо удивляться, что мир непрерывно трясет и лихорадит, или «кошмарит», как любят говорить наши отечественные лидеры. Цивилизация именно такая, какую мы сами построили. Какая онтологическая модель человека реализуется сегодня? К сожалению, самая наихудшая. Это – модель играющего экономического человека, которая, по своей сути, есть модель, «онтологический дом» для… паразитария, который для своего личного обогащения играет (спекулирует) на биржах, в банках и не приносит вообще никакой пользы для общества. Этот феномен еще в 19 веке замечательно описал Т.Веблен в своей «теории неработающего класса». Об этом же в свое время были сказаны великие и пророческие слова Ф.М.Достоевского: «в мире ныне господствуют «несвятые святыни». Об этом предупреждал и отечественный философ К.Н.Леонтьев, утверждавший, что «на Западе возобладал самый худший сорт людей – буржуа»? О коренных пороках западной цивилизационной конструкции писал и А.С. Хомяков, утверждавший, что католицизм перенес в святилище веры полный механизм банкирского дома и произвел на свет божий ту онтологию, которая стала господствующей сначала в Европе, а затем и в определенной части (слава богу, что не везде) всего мира. Вот почему Ф.М.Достоевский совсем не стеснялся называть Запад самым богатым в мире… кладбищем, а А.И.Герцен – констатировать, что «Европа успокоилась в мещанском своем устройстве». Теперь сформулируем несколько базовых тезисов об онтологической модели общества: какая из них является ныне господствующей? Тоже, к сожалению, принципиально наихудшая из всех принципиально возможных альтернатив, поскольку современный мир – это по-прежнему тот самый мир, который онтологически построил еще шотландец Джон Ло (1671–1729) в 17 веке! Это он «открыл» для человечества якобы вторую Индию в форме всемерного развития именно того, что ранее, начиная с Аристотеля, запрещалось и сдерживалось, – развития банков и кредита как лучшего способа… увеличения денег. Именно Дж. Ло – тот самый финансовый авантюрист, который под бизнесом стал понимать некую чисто финансовую спекулятивную игру; именно он – создатель спекулятивных ценных бумаг и первых финансовых пирамид («Всеобщий банк», «Мобильный кредит» и др.); именно Дж. Ло, наконец, «изобретатель» бумажных денег (для бедных), а также всякого рода акций, в противовес якобы деньгам для богатых (золота), после появления которых, согласно его воззрениям, сразу же наступит эпоха всеобщего благоденствия и процветания, ибо все станут членами ассоциации держателей акций, с помощью чего мир сможет навсегда победить буржуазную конкуренцию. Чисто денежные инструменты, как спасение, на самом деле стали инструментами превращения справедливого товарного обмена в непрерывный обман и несправедливое обогащение именно тех лиц, которые вообще не участвуют ни в каком труде. Итак, мир для паразитариев, каким предстает перед нами мир капиталократии, – вот в каком и сегодня мире мы все проживаем; именно этот мир Дж. Ло и разваливается на наших глазах. Удивляться следует здесь только одному: как все-таки долго он сумел продержаться! Удивляться надо и нашей невежественной слепоте. Что, о принципиальной пагубности финансово-спекулятивных онтологий никто мировое сообщество не предупреждал? А Буагильбер и Оуэн, они разве не об этом говорили, утверждая, что деньги – крайне опасное искусственное мерило стоимости, вытеснившее мерило естественное – сам реальный труд? Только кто их услышал. В дальнейшем цивилизационном развитии всё получилось прямо- таки по А. Швейцеру: «Человек овладевает природой, еще не научившись владеть собой». Что ж тогда удивляться, что мы «кошмарим» и мир, и самих себя по полной программе, «без перекуров», в погоне за эгоистическими, принципиально разрушающими мир, общество, человека ценностями, которые ценностями вовсе и не являются? И вообще, как можно признать мир начала ХХI века более или менее современным, если мировое сообщество живет по правилам экономических практик, установленных еще в древнейшие времена? Если говорить о принципах рыночного фундаментализма в их научно осмысленной форме, например, то все они, по своей сути, «продукты» Новоевропейского времени, которые и до сих пор «правят бал» в качестве якобы объективных законов развития и функционирования общества. Можно со всей определенностью и с сожалением констатировать (согласно исследованиям В.К. Батурина): 21 век… вообще еще не наступил, он лишь длит времена века 16-го! Сколько времени еще нужно всем нам, чтобы осознать, что пора, наконец, начать демонтировать нами самими принятую и до сих пор действующую, но принципиально негодную для всех, саморазрушающуюся либерально-рыночную онтологию, ярким примером максимально уродливого воплощения которой и является пресловутая концепция однополярного мира?Пора, наконец, осознать, что современный глобальный кризис – это кризис Человека вообще, который за все тысячелетия своего существования пока так и не прошел цикл своего становления, пока так и не смог состояться. Вспомним слова нашего великого соотечественника Ф.М.Достоевского: «человек – это пробное существо, созданное в насмешку». С этим тезисом трудно пока не согласиться. Общие контуры будущей человеческой цивилизацииЧрезвычайно важен ответ на следующий принципиальный вопрос: а какая онтология мира, общества и человека будет наиболее приемлемой и адекватной? Ясно, что ответ следует искать на пути к максимальной полноте и целостности подобного рода цивилизационных конструкций и принципиального цивилизационного отхода от экономоцентристких практик. Необходимо четко осознать: даже самая совершенная экономика – это на самом деле тоже некая философия, но только всегда принципиально примитивная, неполная, учитывающая только хозяйственные процессы и явления, такие же связи и отношения, к которым всё многообразие мира, человека и общества никогда не сводилось и не сводится. В этом отношении мы все и сегодня живем в том Онтологическом Доме, который построили такие замечательные «философы», как… торговец, ростовщик, буржуа, мещанин и, что самое отвратительное, как уже отмечалось, паразитарий. Известно, что онтология – философское учение о фундаментальных принципах бытия окружающего нас мира, существования и активности самого человека, а также того общества, которое по определенным правилам и началам, всегда принципиально ценностным, построено и функционирует. Из этих трех основных онтологических «заготовок» – мира в целом, человека, общества могут быть сконструированы и реализованы совсем разные цивилизационные конструкции, в том числе и для осуществления хозяйственной деятельности. Какие? Социальная философия открыла только две принципиально отличные друг от друга онтологические модели общества – альтруистическую (коллективистскую, кооперативную, мутуалистскую, солидарную, социалистическую) и эгоистическую (конкурентную, капиталистическую). Если анализировать подобные онтологические модели применительно к человеку, то за всю историю мирового развития, с точки зрения философской антропологии, было генерировано всего лишь семь подобных конструкций: человек мифологический, философский, теологический, научный, экономический, экономический играющий, человек глобального информационного общества (последняя модель человека фактически еще только становится, зарождается). Каждая из этих моделей обладает своей собственной тонкой структурой. Например, для построения той или иной модели экономического человека важно ответить на вопрос о том, кто будет признаваться в качестве хозяйствующего субъекта. Если им признается отдельный индивид (Дж. Локк, Т. Гоббс, А. Смит, Д. Риккардо), мы попадаем в англосаксонскую онтологию экономического человека с его неограниченным и всеразрушающим индивидуальным эгоизмом. Если в качестве хозяйствующего субъекта признается общество (народ) в целом (И.Посошков, Г. Гегель, Ф. Лист, Н.Г.Чернышевский, С.Н.Булгаков), мы попадаем в онтологию хозяйствования немецкой и российской школ экономики и хозяйства.Века господства чистой экономики в построении онтологических моделей мира, человека и общества необходимо незамедлительно раз и навсегда прекратить. Нужны совершенно иные, принципиально-целостные, одновременно охватывающие в их единстве, – политологические, философские, социологические, хозяйственные, геополитические, этико-нравственные, культурологические, антропологические, психологические, медицинские, этно-демографические подходы онтологического производства мира для человека. Но как раз такого – всеохватного, целостного, общесистемного цивилизационного проектирования Мировой Онтологии у человечества на протяжении всей его истории еще никогда и не было! Мир людей – действительно некий конструктор, его можно собирать совершенно по-разному, и та конструкция мира, которая господствует ныне, давно исчерпала себя, необходима принципиально другая Онтология мира в целом, вот и всё. Сам человек (отметим, что далеко не каждый) сначала строит некую онтологическую модель мира в соответствии со своими ценностями, а затем «выпускает» в этот построенный Онтологический Дом других людей (как рыбок в аквариум). Вернее сказать, людей в той онтологической их модели, которая подходит более всего тем, кто как раз и занимается подобным конструированием – как самого Дома (Проекта), так и его обитателей. Например, для разного рода паразитариев, которым, во-первых, в свой Онтологический дом нужно впустить «правильных», на них работающих «рыбок» и, во – вторых, не дать никому осуществить какую – либо иную модель мироустройства. Для решения второй задачи замечательно помогают такие цивилизационные «инструменты» паразитариев, т.е. капиталократии и глобального империализма, как авианосцы, ракеты, лживые СМИ, массовая культура моральной вседозволенности и открытого, даже не маскирующегося разврата, насаждаемые «ценности» потребительства и мещанства.Человеческому обществу настала пора очень предметно разобраться с самим замыслом проектируемой Цивилизации, о чем выдающиеся умы человечества писали уже не раз. Они же отчетливо понимали и то, какими гигантскими должны быть усилия человека, чтобы сделать это по-настоящему достойно. Наш великий философ Н.А. Бердяев, например, предложил в свое время гениальный план Эсхатологической Метафизики, суть которого в самом простом изложении такова: человек довел мир, в котором живет, до предельного – разрушительного и гибельного – состояния. Теперь человечеству необходимо объединять свои усилия для героического поведения всех ради только одной глобальной цели – спасения от стремительно приближающегося Апокалипсиса. Других, более легких и мягких (негероических) сценариев у человечества уже не осталось. Такая вот философия получается.Выход из мирового глобального кризиса, по – настоящему эффективный и спасительный для людей, только один – переход человеческой цивилизации из старой, давно отжившей свой век онтологии и аксиологии – экономоцентристской, – в новую цивилизационную онто – аксиологическую конструкцию – ноосферную. В такую онто – аксиологическую конструкцию новой ноосферной цивилизации, которая будет очищена, прежде всего, от фундаментальных пороков старой, ныне до сих пор действующей, принципиально порочной и неэффективной конструкции экономоцентристского мироустройства.Несколько основных тезисов о сути ноосферной цивилизации.Россия – родина учения о ноосфере В.И.Вернадского, которая благодаря усилиям многих отечественных ученых перерастает в ноосферизм (понятие, введенное А.И. Субетто) – ноосферную научно-мировоззренческую систему XXI века, ноосферную идеологию и одновременно идеал мироустроения в виде ноосферного социализма, базирующегося на управлении социоприродной гармонией, задействования духовного и творческого потенциала людей, идеальной детерминации в будущее истории через общественный интеллект, его функции управления будущим.Единственной моделью спасения человечества в XXI веке является именно «ноосфера будущего» – управляемая социоприродная эволюция на базе общественного интеллекта и образовательного общества. Это и есть возможный вариант будущего «устойчивого развития». Фундаментальной идеей, определяющей цивилизационную конструкцию Будущего, на наш взгляд, является именно ноосферизм – ноосферный, духовный, экологический социализм, с приматом духовных потребностей над материальными, альтруизма над эгоизмом, с преодолением отчуждения человека не только от средств производства, от основ собственного бытия, но и от самого себя, своего смысла жизни, предназначения, наконец, от самой природы. Только ноосферизм способен преодолеть онтологическую ложь пока еще не состоявшейся истории Человека, поскольку то, что выдается за историю, – не более как фальшивка, как некая амальгама, отражающая развитие не мира как такового, но особого его экономоцентристкого конструкта как «мира для паразитариев» – капиталократии, капиталорационализации всех форм человеческих отношений и самого человека, эксплуатации человека человеком. Капитализм превратился в онтологическую ложь истории.Системный мировой кризис порожден взаимодействием двух Логик развития – Внутренней Логики Социального Развития и Большой Логики Социоприродной Эволюции. Большая Логика Социоприродной Эволюции, законы, отражающие действие гомеостатических механизмов Биосферы и Зе