Гергиев: Оргкомитет ХIV конкурса Чайковского вернет престиж соревнованию
МОСКВА, 26 октября / РИА Новости /. Оргкомитет ХIV международного музыкального конкурса Чайковского, который возглавил маэстро Валерий Гергиев, намерен вернуть мировой престиж знаменитому музыкальному смотру с помощью авторитетного жюри и социальных сетей. Проведение конкурса запланировано на 2011 год с 14 июня по 2 июля 2011 года в Московской консерватории. "Конкурс начинался 50 лет назад с размахом, и мы понимаем, что сейчас находимся не на этом уровне. Мы не являемся безоговорочно первыми в мире - это нужно признать. Задача совершенно понятна - нужно вернуть конкурс на то место, которое ему подобает занять в мире. Легкая ли это работа - нет", - отметил на пресс-конференции в понедельник Гергиев. Он подчеркнул, что первостепенная задача оргкомитета, "опираясь на лучшие традиции конкурса, собрать такой же представительный состав жури, как и в 1958 году". Следующей важной задачей Гергиев обозначил "обеспечение наибольшей справедливости и прозрачности для работы жюри, чтобы было понятно, что ни о каком давлении, ни о каких неясных и непрозрачных решениях не может быть и речи". По словам маэстро, сам он не собирается участвовать в составе жюри. "Когда вы узнаете, кто согласился работать в жюри, мы сможем говорить о нем, как об очень авторитетном и морально чистом", - подчеркнул маэстро, добавив, что выбор идет из примерно сотни кандидатов, поэтому окончательный список жюри будет сформирован только на следующем заседании оргкомитета в феврале-марте. Как он продолжил, после оглашения состава жюри будет ясно, "сможет ли Россия сделать заметное, смелое и мужественное движение вперед, чтобы пригласить людей, мнение которых не обязательно будет совпадать с тем, сколько золотых медалей должна собрать русская исполнительская школа". "Ведь конкурс Чайковского и потряс мир тем, что первую же золотую медаль получил американец, - напомнил Гергиев. - Мне кажется, что на это у нас мужества хватит. Это, конечно, не означает, что мы будем громить московских профессоров и показывать им красные карточки". Он пояснил, что реализовать планы оргкомитета поможет президент Фонда Клиберна Ричард Родзинский, назначенный руководителем рабочей группы оргкомитета конкурса, на счету которого организация шести фортепианных конкурсов. Родзинский согласился с мнением Гергиева о важности состава жюри и доверии к нему. "Необходимо снять ореол секретности со знаком минус, который присутствует на конкурсе в последнее время, - сказал он. - Плюс обеспечить жюри высокого класса, чему послужит маэстро Гергиев, мнение которого лишено персонификации". Кроме того, руководитель рабочей группы оргкомитета конкурса планирует привлечь внимание к конкурсу Чайковского в мире в помощью СМИ и Интернета - от электронной почты до блогов и социальных сетей. "Первое, о чем мы договорились, что в скором времени стартует мощная международная пиаркомпания, нацеленная на то, чтобы о конкурсе узнали не только молодые музыканты, но и любители музыки. Нужно привлечь к пиару не только СМИ, но и Интернет, в том числе ресурсы социальных сетей. Очень важна адресная электронная рассылка в учебные музыкальные заведения по всему миру", - уверен Родзинский. Со своей стороны, Гергиев рассказал, что будет много времени посвящать работе над конкурсом и, возможно, отодвинет работу в Мариинском театре на второй план. Он пообещал также, что будет поддерживать лауреатов конкурса, которые отправятся с ним и его театром в тур после окончания соревнований. Он также заявил, что является большим противником, чтобы конкурс стал междусобойчиком, поэтому хотел бы видеть как можно большее количество конкурсантов из разных стран. "Нужны колоссальные усилия, чтобы конкурс стал серьезной новостью. Нужна спокойная, очень умная и энергичная работа", - сказал он в заключении. Конкурсные состязания пройдут традиционно по четырем специальностям : фортепиано, скрипка, виолончель, пение (мужчин и женщины). Возраст участников - от 16 до 30 лет во время проведения конкурса. Оргкомитет конкурса объявляет по шесть премий для пианистов, скрипачей и виолончелистов, а также четыре премии для певцов и четыре премии для певиц. Среди обладателей первых премий по всем специальностям может быть объявлен один обладатель Гран-при, сумма которого составляет 20 тысяч долларов дополнительно к сумме первой премии. Первая премия составит 30 тысяч долларов и Золотая медаль, вторая премия - 20 тысяч долларов и Серебряная медаль, третья премия- 15 тысяч долларов и Бронзовая медаль, четвертая - 10 тысяч долларов и диплом, пятая - 7 тысяч долларов и диплом, шестая - 5 тысяч долларов и диплом. Дополнительная премия за лучшее исполнение концерта с оркестром (для певцов - ария в Третьем туре) составит 7 тысяч долларов и диплом. Оргкомитет совместно с Фондом Клиберна подготовит список потенциальных ангажементом, составляющих часть премий для лауреатов на последующий трехлетний период, так как по словам Роздинского, "задача конкурса не в том, чтобы раздать призы, а в том, чтобы выявить звезд и участвовать в дальнейшем развитии их карьеры". Международный музыкальный конкурс имени П.И. Чайковского проводится с 1958 года с периодичностью раз в четыре года. Первый конкурс проводился по двум специальностям: фортепиано и скрипка. Со второго, в 1962 году, ввели специальность виолончель, с третьего, в 1966-м - вокал. Среди победителей конкурса имени Чайковского - пианисты Ван Клиберн, Владимир Ашкенази, Михаил Плетнев, Денис Мациев, скрипачи Гидон Кремер и Сергей Стадлер, виолончелисты Давид Герингас и Денис Шаповалов, вокалисты Паата Бурчуладзе, Елена Образцова, Хибла Герзмава и другие.