982

Автобизнес в Приднестровье «крышует» «Шериф»

Старый автомобиль – роскошь для среднего приднестровца. Новый – тем более Где купить? За пальто или джинсами приднестровец идет на вещевой рынок. За машиной и деталями к ней… Думаете, на автомобильный? Наоборот, все чаще садится за компьютер и выходит на виртуальный рынок. Владелец транспорта, хочет он того или нет, - наиболее технически грамотный представитель приднестровского общества, состоящего, в основном, из пенсионеров, школьников и бюджетников. Впереди только компьютерщики. Поэтому о купле-продаже автомобилей все чаще договариваются в Интернете. А материальные авторынки в Бендерах и Терновке превращаются в некие клубы, особенно для тех, кто все еще ездит на машинах советского производства и очень старых иномарках. В этом царстве металла (старого и не очень) «серьезного покупателя» узнают безошибочно. На праздные вопросы отвечают неохотно. Но все-таки кое-что могут подсказать. Правила меняются «Соседские яблоки всегда слаще», - согласны англичане и русские. А соседи Приднестровья считают, что автомобили здесь дешевле. Прежде кишиневцу купить машину в Тирасполе, действительно, был прямой расчет. Таможенные пошлины здесь значительно ниже тех, что действовали в Молдове, акцизный сбор вообще не взимался. Иномарки покупали на левом берегу, перепродавали на правом, а разницу клали в карман. Теперь все иначе. Начали действовать поправки к закону «О таможенном тарифе». За автомобили, ввозимые в регион, приходится платить по-новому. Для каждой машины – своя сумма. А в основе вычислений – процентная ставка: от 2 до 8 процентов от таможенной стоимости автомобиля. Депутаты Верховного Совета утверждали, что эта мера направлена на установление некой социальной справедливости: до сих пор владельцы дорогих иномарок платили меньше, чем хозяева дешевого импорта. - Все равно, бедные платят больше богатых, - прокомментировал поправки к закону автолюбитель со стажем из Бендер Александр Михайлович Гузун. – За старый транспорт приходится выкладывать значительно больше, чем за новый. Так, иномарка, которой исполнилось чуть больше года, обойдется в 0,20 доллара за 1 кубический сантиметр объема двигателя, а «мерседес», честно отбегавший по дорогам 12 лет, - не менее 0,55 доллара. Словом, чем старше машина – тем дороже ее ввезти. О благе народа пекутся только на словах. В Верховном Совете все решения принимает фракция «Обновление». За ней стоит фирма «Шериф», как раз и торгующая дорогими иномарками. Вот они и в выигрыше. Однако депутаты Верховного Совета полагают, что и с учетом новых правил таможенное оформление в Приднестровье будет дешевле, чем в Молдове и Украине. Значит, реэкспорт машин продолжится, а соседи недосчитаются денег в своей казне. Изменились и другие правила, прежде облегчавшие жизнь автовладельцев. Не так давно успешно действовал следующий вариант. Некто оформлял постоянную прописку в Приднестровье. У кого в Молдове нет родственников или друзей в этом регионе? Приобретался автомобиль, а через год владелец выписывался с места жительства и покидал регион вместе с транспортом за очень небольшие деньги. Но теперь машина должна находиться на учете в Приднестровье не менее двух лет. В противном случае, таможенная пошлина увеличивается вчетверо. Словом, чем дальше, тем сложнее нащупывать окольные пути. - Думаю, особенно нелегко придется в 2010-м, - выдал еще более мрачный прогноз Александр Михайлович Гузун. – К 1 января заканчивается выдача приднестровских паспортов. В дальнейшем все имущественные сделки будут совершаться только при наличии этого документа. Получить же такой паспорт непросто. Нужен стаж - несколько лет постоянной приднестровской прописки, вид на жительство... Не знаю, зачем теперь жителям Молдовы эта головная боль с покупкой машины в Приднестровье. Ездить по доверенности – этот трюк уже раскусили и в Молдове, и в Приднестровье. Если потом оформлять ее по закону в Кишиневе – все равно придется платить за растаможку. Рынок замер - Цены на машины упали, - заметил автолюбитель. – Но как-то по-разному. Подержанные японские, американские марки стоят на треть дешевле: 2-4 тысячи долларов. А немецкие держатся на прежнем уровне. Почему – непонятно. А вообще, сейчас проще заказать машину прямо в США, ее доставят в Одессу: там автомобили отбирают у граждан за неуплату кредитов, продают дешево. По моему мнению, совсем скоро будет выгодно покупать транспорт в России или Украине. Старые схемы уже отжили свое. Начали избавляться от машин сами приднестровцы. Многим из них больше пятнадцати лет. «Железные кони» теперь не по карману своим владельцам: горючее и запчасти для них требуют в среднем 50 долларов в месяц. Это две трети пенсии или половина зарплаты бюджетника. По мнению Александра Михайловича, «машина должна работать, чтобы «прокормить» себя. А пенсионер держит старенькие «Жигули» в гараже, чтобы иногда съездить в поликлинику. Теперь ему выгоднее добраться туда бесплатно – троллейбусом, а машину продать хотя бы на запчасти. Одно время люди надеялись, что возвращающиеся гастарбайтеры будут покупать автомобили. Но заняться на них извозом сложно – рынок давно поделен. Деньги выгоднее вкладывать в жилье». Кстати, по некоторым данным приднестровцы пересаживаются на велосипеды. Иногда на двух колесах можно уехать дальше, чем на четырех. Сергей Богданов

0