Книги станут дешевле. Но тиражи будут меньше...
Читатели за последние годы привыкли, что стеллажи в магазинах ломятся от книг. Найти можно практически все: наоборот, трудно вспомнить западный бестселлер, который у нас не перевели, отечественного беллетриста, который бы не сочинял ежегодно по увесистому томику, или даже рецепт, который нельзя обнаружить в одной из тысяч роскошных поваренных книг. Многим кажется, что сейчас благополучие кончится: опасаются, что кризис подточит книжный рынок, и тот рухнет. Вряд ли все будет так трагично, но ситуация, похоже, изменится. Как? 1. Что, книг теперь на прилавках будет меньше?- Вовсе нет! - уверен управляющий директор издательской группы «АСТ» Олег САВИЧ. - Если в нашей индустрии сейчас и есть кризис, то это кризис перепроизводства. На рынке одновременно присутствует более 200 000 наименований недавно изданных книг!Предложение по всем мыслимым жанровым сегментам и тематикам - избыточное. Определенная санация ассортимента неизбежна и полезна. Мы недавно подсчитали, что сейчас на рынке есть где-то 150 книг про вязание, примерно столько же - про то, как строить баню на даче, и т.п. Если бы не кризис, мы в этом году обязательно издали бы еще 5 - 6 новых книг. Сейчас делать этого, возможно, не будем. Рейтинговым авторам Сорокину, Акунину, Улицкой, Дашковой, Вильмонт, Коэльо всегда дан зеленый свет. А если завтра в руки редакторов попадет блестящий текст неизвестного автора с огромным потенциалом, - его издадут и будут раскручивать.2. А может, в кризис люди станут меньше читать - не до книжек им будет?- Пока с точки зрения продаж никакого кризиса у нас нет. Перед Новым годом я зашел в один магазин по работе - так меня толпа покупателей оттуда буквально вынесла (это подтвердит любой, кто перед Новым годом заходил в книжные. - Ред.) И я очень сомневаюсь, что магазины опустеют. У тех, кто потерял работу, появляется много свободного времени, чтобы читать. Сейчас будет очень популярна полезная, прикладная литература. Когда случился кризис в 1998-м, как горячие пирожки начали расходиться книги из серии «Сделай сам»: «Как построить дом», «Как сделать заготовки на зиму» и так далее. С другой стороны, тогда у потерявших работу людей появилось время, чтобы заняться самообразованием, многие решили наконец-то выучить, например, английский или французский, - и резко подскочили продажи обучающей литературы. 3. Оптимисты говорят: «Теперь зато халтуры меньше станут печатать». Это правда?- А в нашем бизнесе нет понятия «халтура». Есть разная литература на разные вкусы. Все регулируют рынок и читатель! И пора забыть брезгливые возгласы из серии «Шилова? Донцова?! Фу-у, это не литература!» Все это - литература, нравится она лично вам или нет. Вот, например, Юлия Шилова, которую называют примой криминальной мелодрамы, сейчас выходит на второе место по числу книг, проданных в прошлом году в России (на первом - Дарья Донцова. - Ред.). Ее взахлеб читает невероятное количество женщин и мужчин, особенно в регионах. Они находят в ее романах жизненные советы, переживают новые приключения и голосуют за это деньгами. Но одновременно будет находить своего читателя и интеллектуальная современная проза - Славникова, Кабаков, Быков, Петрушевская...4. Правда ли, что книги скоро станут хуже выглядеть: плохая бумага, дешевые переплеты? - До того чтобы печатать книги на туалетной бумаге, мы вряд ли дойдем. Но определенная тенденция к удешевлению есть. Раньше, в более сытое время, книги росли в цене за счет того, что их издавали все качественнее и дороже. Последнюю книгу Сорокина «Сахарный Кремль» мы, например, сразу напечатали в Италии на замечательной дорогой бумаге, в суперобложке. Многие состоятельные люди отвозили свои старые библиотеки куда-нибудь к родителям на дачу, а себе покупали те же книги, но в богатых современных переплетах. Сейчас начнется плавный перекос обратно: одну и ту же книгу будут больше выпускать в сравнительно скромном, недорогом варианте, и меньше - в роскошном переплете. ДРУГОЕ МНЕНИЕДешевые издания в мягких обложках исчезнутОльга МОРОЗОВА, главный редактор ИД «Азбука-Аттикус»:- Я надеюсь, что в кризис книжный рынок немного очистится. Исчезнет с полок вся эта попса, дешевые книги в мягких обложках, останется более интеллектуальная литература. Но, по моим прогнозам, тиражи книг все равно упадут процентов на 10 - 15. Закроются некоторые издательства, это уже потихоньку происходит. Какие-то издательства в итоге будут вынуждены объединиться, чтобы выжить.Записал Максим ЧИЖИКОВ.ЧТО ЧИТАТЬ?Сейчас на книжном рынке - настоящие зимние «заморозки». Из книг, которые вызвали хотя бы малейший ажиотаж в новом году, разве что «Креативщик» Анны Борисовой. И то больше разговоров о том, кто же скрывается под псевдонимом автора (по одной из версий, Борис Акунин), чем о сюжете. Выпустил скандальный роман «Изгои» - о беглых российских олигархах в Лондоне Алексей Колышевский. Да и в ближайшие месяцы ярких вещей ожидается не так уж много: но в принципе это не связано с кризисом. Многие издательства придерживают новинки до ярмарки «Книги России», которая традиционно проходит в начале весны в Москве. Так, в начале марта в АСТ выйдет новый роман Пауло Коэльо «Победитель всегда один» (отрывки из него и интервью с автором читайте в одном из ближайших еженедельников «КП»), главный герой которого - русский бизнесмен Игорь. Также в планах издательства - Сергей Минаев «Раб», Юлия Латынина «Не время для славы», Виктория Платова «Из жизни карамели» и Кэндес Бушнелл «Пятая авеню, дом один» (кто не знает Бушнелл - это автор «Секса в большом городе»).«ЭКСМО» выпускает сотый роман Дарьи Донцовой «Легенда о трех мартышках» (вот уж кому никакой кризис не страшен). А «Азбука-Аттикус» в апреле порадует очередной книгой одного из самых продаваемых иностранных авторов в России в прошлом году - ирландки Сесилии Ахерн «Спасибо вам, воспоминанья».Александра УСТЮЖАНИНА.ОПРОС «КП»А как изменятся ваши произведения в эпоху экономической истерии?Дарья Донцова. Дарья ДОНЦОВА: «Мои романы - о том, что безвыходных положений нет»- Я начиная с 60-х годов пережила вместе со страной множество кризисов. С литературой при этом ничего трагического не происходило. Наоборот, когда людям становится плохо, им нужен друг, и для многих им становится книга. Кому Библия, кому Пушкин, кому Кастанеда. Многие ищут книги, которые просто расслабляют и утешают. Но не забрасывают чтение. Как кризис повлияет на мое творчество? Знаете, я дама абсолютно аполитичная. У меня вышло уже 99 книг, в феврале появится сотая - и в них не было ничего о политике или экономике. Тем, кто экономикой интересуется, лучше читать великолепные романы Латыниной, а я пишу об обычных людях. И, будучи оптимисткой, всегда старалась доказать: безвыходных положений нет. Если у людей будет такая позиция, то и кризис они переживут легче. Сергей Лукьяненко. Сергей ЛУКЬЯНЕНКО: «Буду писать оптимистичнее»- Для себя я решил: сейчас, когда в сознании у людей есть некая напряженность, стоит писать более оптимистично. Хрестоматийный пример: в эпоху американской Великой депрессии кинематограф и литература были средствами поддержки социального оптимизма. Это был расцвет Голливуда как фабрики грез. Я не говорю, что надо отказываться от серьезных тем. Но по-человечески хочется сейчас дать читателю, берущему в руки книгу, уверенность в том, что все будет хорошо. (Недавно стало известно, что Сергей написал сказку «Недотепа». - Ред.)Дмитрий Быков. Дмитрий БЫКОВ: «Приходит время сильных героев»- Что происходит с книгами, сюжетами и писателями во время кризиса? Пока мы располагаем только опытом Америки 30-х годов. И на этой основе можем предсказать три тенденции развития литературы. Первая: издателям нужно разыскивать гениев в провинции. Там виднее настоящая жизнь. Там сильнее давит гнет, - значит, сильнее сила сопротивления. Там и могли сохраниться действительно блестящие писатели. «Унесенные ветром» - роман, найденный в американской глубинке издателем, который специально туда поехал искать таланты и вернулся с неряшливой машинописью, превратившейся в один из самых популярных американских романов. Вторая тенденция: большое количество публицистики и ее переход в прозу. Просто потому, что читателям надо объяснять, что происходит. В 30-е годы именно публицистические книги Драйзера объяснили ситуацию американцам. Третья: будут востребованы книги с ярким динамичным сюжетом и таким же ярким героем; литература, которая заражает любовью к жизни. И речь не только о фантастике. Почитайте американскую прозу 30-х годов: большинство фолкнеровских героев, конечно, злодеи, но это сильные ребята. Культ мощного человека, который противостоит року, - единственно возможный ответ кризису. Это было и в России времен 90-х: как ни относиться ко всем этим «Слепым» и «Бешеным», в эпоху кризиса именно такие сильные герои владеют массовым сознанием.