2000

Михаил Мунтян: «Люди озверели от кризисов, дефолтов и маленьких зарплат»

Народный артист СССР, выдающийся тенор Михаил Мунтян, чье имя знают и любят на всем постсоветском пространстве, слывет интеллектуалом. С ним интересно беседовать, потому что он всегда «в теме» Муки и радости– Михаил Иванович, за долгую творческую жизнь какое вы сделали самое поразительное открытие, которым хочется делиться с людьми?– Чарующее воздействие голоса красивого тембра на человека. Не зря больше ходят на живое пение, чем на «фанерное».Еще – блестящие глаза и улыбки слушателей. Самое завораживающее – это выход на публику. Поначалу, помню, было боязно (я представлял себе сцену как зев льва, куда смотрят тысячи глаз).– Чье имя является для вас священным?– Имя и моей мамы, и дочери – Лиза. Имя первой оперы, которую я исполнил, – «Тоска». Всегда вспоминаю имя Божье, которое помогает жить.– Самое сильное воспоминание из детства?– Мне было девять, когда в 30-летнем возрасте умерла моя мама. Она попросила положить ее голову мне на колени – и скончалась. Вследствие этого детство мое оказалось не очень веселым.– Вы объездили весь Союз нерушимый и полмира в придачу. Что врезалось в память?– Я был на всех континентах. Сильное впечатление – утренний Париж. Меня пригласили петь в «Опера де Бастилия», и я приехал на поезде. Шел по городу, когда он только начал просыпаться. Где-то аккордеон играл, в кафе начинало что-то шебуршиться, слышались интересные голоса...На Филиппинах – вкус необычных фруктов, которые только там растут. Запомнилось, как впервые пел Ленского в «Евгении Онегине» за рубежом – в Болгарии.– Как часто навещаете сына, живущего в Америке?– Андрей – профессор в Филадельфийском университете, преподает политологию и международные отношения. Я бываю у него, по возможности, раз в году. Мне нравится в американцах их дружелюбие. Может быть, показное, но, согласитесь, приятнее видеть улыбающихся людей, чем пасмурных, вечно недовольных.Хорошо себя чувствую в Филадельфии и Бостоне и очень неуютно – в Нью-Йорке, где так давят небоскребы и все по жизни бегут за деньгами. Люблю размеренный, спокойный, теплый, добрый образ жизни, а не суетность.Сплошные первые– Как вам новый гендиректор оперного театра Геннадий Бадика?– Оценивать рано. Лучше пожелаю, чтобы он засучил рукава, потому что театр – очень сложный организм. Ему будет трудно, ведь он больше занимался балетом, а еще оттого, что в театре нет вторых, там каждый считает себя первым. Надеюсь, он войдет в ритм и оправдает ожидания. Думаю, любой руководитель минимум полгода должен входить в эту шкуру.– Как думаете, почему до сих пор никто не утвержден на пост министра культуры, и кого бы вы предложили?– Предлагает на пост министра президент. Исполняет обязанности Ион Мунтяну –спокойный, взвешенный человек. Думаю, до выборов будет он, а потом произойдет отставка старого и назначение нового правительства.Я хотел бы, чтобы министром стал человек искусства, которому не пришлось бы объяснять разницу между оперой и драмтеатром, симфоническим оркестром и народной музыкой.– Какова на сегодня ситуация с молодыми оперными голосами в Молдове?– Сложная. В Академии музыки, театра и изобразительных искусств, где я являюсь заведующим вокальной кафедрой, мы выпускаем каждый год 10-15 певцов. А все места в театре заняты, и многим приходится находить путевку в жизнь самостоятельно.Кстати, моя выпускница Инна Лось, тираспольчанка, ныне солистка Венской оперы. А мой студент Мефодий Бужор – солист в Питере.Взаимоотношения театра с исполнителями не отработаны. Невозможно продолжать работать по советской системе: артист принят на работу, и уволить его нельзя, хоть он ничего не делает, а только получает зарплату. Было бы неплохо ввести контрактную систему, как на Западе. Зритель платит и ждет качества, чтобы не говорить, посмотрев спектакль: «Как жалко этого певца, он еле-еле, бедный, допел».Во главе угла – бумажки– Нынешний кризис ощущаете?– Думаю, он создан искусственно. Обама сказал: банковские киты в Нью-Йорке накопили по 30 миллиардов и сейчас горят. Значит, переборщили. Колоссальная разница между богатыми и бедными не регулируется.Исландский парламент много лет назад принял закон: нельзя чересчур обогащаться и сильно нищать. Когда богачам не дают стать миллиардерами, бедным легче приблизиться к среднему классу. Я гастролировал в Исландии – чудесная страна. Мне показали музей под открытым небом, где только в одном месте и растут деревья…Я пришел в театр в золотую его пору, когда на гребне были Тамара Алешина, Людмила Ерофеева и Мария Биешу. Выступая в Большом, мы произвели фурор. Как в жизни человека, так и в миропорядке чередуются счастливые и несчастливые дни. В последнее время во главу угла поставлены деньги, заработанные любым способом, а ведь они ничто, бумажки. Обесценены доброта, любовь. В этом – первопричина кризиса.– Какой урок должно извлечь человечество из недавнего газового конфликта?– Это признак бескультурья. Если подписан контракт, газ должен идти.Мне не импонирует политика Ющенко, который отгораживается от России. Оба народа – славяне. К сожалению, политику делают руководители стран. Войну начал Гитлер, не немецкий народ. Есть такая позиция: руководитель приказал - мы обязательно выполним. Когда в органах власти нет согласия, возвращаемся к Крылову: лебедь, рак и щука. Украина имела запасы и думала: мы вам покажем! Но они быстро истощились. Думаю, между соседями должны быть культурные торгово-экономические отношения. Вы можете со мной чай не пить, но если я с вами договорился о купле-продаже, наши отношения не должны пострадать, нравятся мне ваши глаза или нет.Я часто бываю на Украине. Увы, там идет страшнейшая украинизация. Если не петь Чайковского, Римского-Корсакова, Верди, Пуччини на их языке – это обедняет.– Приближаются выборы. По-вашему, будет такой же бардак, как на Украине?– Сейчас наступает самая противная пора в жизни республики. Политики начнут лить грязь друг на друга – опять отсутствие культуры. Когда я слышу платформы, обещания: да мы это, да мы то сделаем – становится смешно, ведь слышали много раз!Почему растет процент неучастия? Люди поняли одно: все безрезультатно. У нас жизнь коротка, хочется прожить ее по-человечески. Нам много чего обещают и быстро забывают.А оппозиция почему только критикует? Она тоже может участвовать в жизни страны и народа.Я убежден, что в маленькой стране должны быть поименные выборы. Каждая партия пусть выдвигает Ионеску, Петреску, Чобану и т.д. Этот идет от либералов, этот от социал-демократов, этот от коммунистов. И чтобы люди знали, кого выбирают. А потом делается коалиционное правительство – как в Европе. А партийный список – это полная неразбериха. Нынешний парламент заканчивает свой мандат, а я до сих пор не знаю, кто у нас депутаты. Когда по списку ты голосуешь за Ходыркэ, Модыркэ и Бодыркэ, а потом они уходят в министры и на их место приходит неизвестно кто, становится неинтересно. Президента же должен избирать народ.Хомо-мутация– Как думаете, человечество исчерпало свой лимит и будет сметено с лица Земли, или ему дадут последний шанс?– В моем детстве были хорошие зимы со снегом, теперь их нет. В цикле нашей жизни должны присутствовать весна, лето, осень и зима – так заложено Богом. Но в последнее время человек довел планету… Посмотрите, города задушены машинами. Настоящих, с 25-градусным морозом, зим и красавиц-весен теперь нет. Сейчас лето, затем осень, которая длится до весны. Боюсь, что со временем произойдет мутация в самой природе человеческой. Многие люди с ума сходят. По статистике, с каждый годом растет процент психически больных людей. А это – воздействие окружающей среды.– У Герцена есть фраза: если бы Христос пришел к нам вновь, его бы отправили в сумасшедший дом или полицейский участок. Вы с ним согласны?– Слава Богу, у нас есть и православные, и католики, и есть вера. Иначе люди превратились бы в извергов. Они и так сейчас озверели из-за кризисов, дефолтов, маленьких зарплат. Я бы хотел дожить до возвращения Христа. Тогда начнется новый виток доброты, нежности, тепла, любви. Ныне – колоссальный их дефицит. Мы живем каждый для себя. Это жутко, потому что в одиночку люди – не жильцы.И еще нам нельзя расставаться с носителями духовности – Чеховым, Достоевским, Крянгэ, Эминеску, Чайковским, Верди, Моцартом. Я бы сказал, что высокое искусство – это послание Христа на Землю, которое нужно хранить как зеницу ока.Балдеж-галдеж– Ваша песня о маме композитора Ливиу Штирбу потрясла Молдову. Собираетесь ли и дальше петь эстраду?– Эта песня – скорее баллада. Я люблю эстраду, а не попсу. Когда включаешь телевизор и видишь «Фабрику звезд» – становится дурно. Даже название корявое. Я был в жюри в первый день и сказал: шесть человек еще могут что-то спеть, остальных надо отправить домой! Когда это передают по ТВ, молодежь слушает и голосует за фальшивое пение, никому не нужное... Если вы заметили, они все поют на иностранном языке, не зная, о чем. Главное – сделать клевую прическу, надеть непонятно что и показать идиота на сцене – тогда публика балдеет.– С вашим тончайшим слухом как вы выдержали, слушая мальчиков и девочек из «Фабрики звезд» с полным отсутствием такового?– Мне было их жалко. Но я умею отключаться. Титаны появляются редко, и их мало. Тем ценнее настоящее искусство на фоне этого балдежа-галдежа. Звезд фабриковать невозможно, так как они – штучное производство.Мечта в кармане– Являетесь ли вы гурманом или предпочитаете домашнюю еду?– Я всеяден. Мне не важно, где есть, но больше нравится дома. В ресторане надо быть чинным, потому что на тебя смотрят. Публичному человеку надо быть внимательным: как ты вилку держишь, как сидишь за столом, как смотришь, как режешь мясо, жуешь и пр.– Каков досуг народного артиста?– Я всю жизнь работал, свободного времени почти не было. Помню, жил в рабочем квартале на Рышкановке. Трудящиеся вечером играли в домино, а я втихаря завидовал им, готовясь к очередной опере или концерту. Досуг – только книги. Очень много их за свою жизнь прочел. В библиотеке им. Крупской мне повезло: пускали в отдел редкой книги и даже домой давали раритеты. Свежими читал и «Гулаг» Солженицына, и Проскурина, Белова, Замятина, Набокова.На охоту не хожу, потому что жалко животных. Не люблю грубость. Когда был в Испании, меня возмущала коррида: выводят на арену красивого быка и убивают – толпа безумно рада! – Вы всего достигли в жизни или осталась какая-нибудь мелочь?– Один философ сказал, что искусство – это карабканье по стене, у которой нет конца. Но расслабиться нельзя, потому что упадешь. Поэтому надо постоянно двигаться вверх, самосовершенствоваться.Еще момент: не хочу потерять в себе ребенка. Мне много лет, но почему-то все время чувствую себя на 20.Хотелось бы спеть что-нибудь из старинных опер. Может, удастся. Но считаю себя выполненным. У меня в активе около 900 спектаклей, тысячи концертов. Мечту надо держать всегда в кармане, как фигу. Ее нельзя выпускать, потому что без мечты заканчивается жизнь.Олег Дашевский, газета "Время"
0