714

«Стилягам» не нашлось места в Берлине

Берлинале называют самым политизированным в большой тройке европейских кинофестивалей. Это и так и не так. Берлин и вправду больше других ангажирован социальной реальностью, что, впрочем, вовсе не означает, что его, как и, допустим, коммерциализированный Каннский фестиваль, совсем не волнуют голливудские блокбастеры. Или что он, как и традиционно эстетская Венеция, пройдет мимо необузданных авторских фантасмагорий или жесткого азиатского экстрима. Не откажется ни один из фестивалей и от низкобюджетной "независимой" драмы со звездами первой величины или многообещающего дебюта из какой-нибудь слаборазвитой экзотической страны. Во всем этом не будет недостатка на Берлинале, открывающем большой фестивальный сезон кризисного 2009 года.Как и 7 лет назад, откроется фестиваль картиной немца Тома Тыквера. В 2002 году фильмом открытия был «Рай», снятый Тыквером по сценарию великого польского режиссера Кшиштофа Кесьлевского, не успевшего снять его при жизни. Политический триллер "Интернационал" с участием голливудских звезд Клайва Оуэна и Наоми Уоттс удался самому конвертируемому режиссеру Германии намного лучше. В центре сюжета – сколь отчаянные, столь и безрезультатные попытки Интерпола вывести на чистую воду погрязшие в отмывании денег, торговле оружием и финансировании терроризма крупнейшие банковские корпорации, которым и целого мира мало. Фильм прямо обвиняет банковскую систему в политической и финансовой дестабилизации глобального общества. Не нужно говорить, насколько актуален обличительный пафос Тыквера именно сегодня. Среди дежурных фестивальных блюд - непременные премьеры новых свершений статусных режиссеров. Таких, как обладатель каннского золота китаец Чень Кайге, который представит картину "Навеки плененная" - биографию величайшей, как считают китайцы, исполнительницы пекинской оперы Мей Ланфань. Или в высшей степени живой французский классик Клод Шаброль - мастер прозрачных, крепко сработанных детективов, которые так уютно смотреть дома в дождливый день. Он представит свой 71-й по счету фильм «Беллами» со столь же неутомимым Жераром Депардье в заглавной роли. Будут новые ленты и других престарелых режиссеров – 73-летнего грека Тео Ангелопулоса, 76-летнего гражданина мира Коста-Гавраса, 83-летнего поляка Анджея Вайды. Свой очередной фильм представит выдающийся португалец Маноэль ДеОливейра, которому недавно исполнилось ровнехонько 100 лет. Кейт Уинслет. Фильм "Чтец". Но фестивалем пенсионеров нынешний Берлинале тоже назвать никак нельзя. Среди актуальных имен – англичане Стивен Фрирс (режиссер «Опасных связей» и «Королевы» покажет свою новую работу «Шери» с Мишель Пфайфер) и Стивен Долдри, прославившийся сложносочиненной мелодрамой «Часы» с Николь Кидман в роли Вирджинии Вулф. Его новый фильм «Чтец», чье действие происходит в послевоенной Германии, является одним из фаворитов предстоящей оскаровской гонки. Швед Лукас Мудисон, автор таких заметных лент, как лесбийская драма «Покажи мне любовь» и подростковый жестокий романс «Лиля навсегда», в котором сыграла свою единственную удачную роль Оксана Акиньшина, покажет свою новую работу «Мамонт» с мексиканским секс-символом Гаэлем Гарсия Берналем в заглавной роли. Любимый нашим зрителем француз Франсуа Озон участвует в конкурсе с новой работой «Рики» о ребенке, обладающем паранормальными способностями. А дочь выдающегося американского драматурга Артура Миллера, Ребекка, представит вне конкурса свой новый фильм «Частные жизни Пиппы Ли» - на сей раз с участием Кеану Ривза, Джулианн Мур и Вайноны Райдер. Для тех, кого тошнит от эстетских выкрутасов, организаторы припасли и развлечение попроще – сиквел комедийного сериала «Розовая пантера», возрожденного в новом веке с новыми актерами Стивом Мартином и Жаном Рено. Теперь о соотечественниках. Российские фильмы последнее время берут в Берлин крайне неохотно. Безжалостной рукой отборщики отсеяли все новейшие российские блокбастеры, которыми столь безосновательно гордятся их производители. В конкурсе Берлинале не нашлось места ни одной картине из России, как не нашлось его ни в одной из многочисленных фестивальных программ ни для «Обитаемого острова», ни для «Стиляг». В официальную внеконкурсную программу «Панорама», которые прокатчики именуют «братской могилой», попал лишь один отечественный фильм – «Россия 88» дебютанта Павла Бардина (это сын знаменитого мультипликатора Гарри Бардина). Это экспериментальный фильм, имитирующий любительские съемки российских неофашистов. Главную роль в нем исполнил молодой актер Петр Федоров (на него одного было интересно смотреть в «Обитаемом острове» - он сыграл там Гая Гаала). В еще более удаленную от центра программу «Форум» (фильмы, демонстрируемые в ней не входят даже в основной каталог) залетела «Сумасшедшая любовь» Бориса Хлебникова. Подробности об этих и других фильмах читайте в наших репортажах с Берлинского фестиваля. Наши в БерлинеБерлинское золото мы брали дважды: в 1977 году его удостоилось «Восхождение» - блистательная военная драма Ларисы Шепитько по повести Василя Быкова, и ровно 10 лет спустя, в период перестроечной эйфории - только что снятая с «полки» картина Глеба Панфилова «Тема». С тех пор мы и в конкурсе-то бывали не всегда. В последний раз - в 2005 году с фильмом Александра Сокурова "Солнце". Оцени материал: 1 2 3 4 5
0