О Мастере и Маргарите
как всегда блестящая и как всегда спорная:-) статья критика Топорова..........Дебютировав как булгаковед по свежим следам телесериала, Радзиховский констатировал: «МиМ» – это «Сатанинские стихи» по-русски!Абдулов играет подвыпившего бомжа, а Филиппенко и вовсе играть нечегоАбдулов играет подвыпившего бомжа, а Филиппенко и вовсе играть нечегоНу что не по-еврейски – это как раз понятно. Как истинный русский писатель, Михаил Афанасьевич «малый народ», мягко говоря, недолюбливал. Наш земляк Михаил Золотоносов (феноменальный специалист по анальному юмору, причем, похоже, наследственный, – золотоносов, как и золотарей, не след путать с ювелирами, которых встарь именовали златокузнецами), совсем недавно – уже на правах телекритика – введший в обиход аббревиатуру ГВН (Главная Весть Недели), именно на примере Булгакова и его романа разработал теорию СРА (Субкультуры Русского Антисемитизма) и прямо обвинил писателя в черносотенстве.В 20-30-е годы прошлого века евреев во власти, в силовых структурах и в идеологической обслуге режима (включая литературу и кинематограф) было процентов семьдесят–восемьдесят.Впоследствии Сталин их отовсюду (кроме литературы и искусства) вычистил – и Булгаков любил Сталина, в частности и за это. «Погляди, Лена, – говорил он своей Маргарите, разворачивая свежий номер «Правды» году где-нибудь в 1937-м, – и этот жидок оказался врагом народа! И этот! И даже этот! А я ведь так и знал! Я все знал заранее!»Соответствующие записи раскопала и – поначалу вполголоса, на коллегии специалистов, – обнародовала Чудакова на букву «М».Еврейским писателям (а других считай, что не было) жилось при Сталине не только хорошо, но и богато. Очень богато. А Булгаков (как Александр Семенович Кушнер, по слову Довлатова) «тоже любил конвертируемую валюту». Червонцы – и чтобы они не превращались в осенние листья. Но в облигации Торгсина (торговля с иностранцами; поэтому-то «иностранцем» оказался и Воланд).Но ему почти ничего, вопреки украинскому происхождению (и поговорке: где пройдет хохол, жиду искать нечего), не доставалось: жиды всегда и всюду шли первыми! Жиды и полужидки.Анна Ковальчук -МаргаритаАнна Ковальчук -МаргаритаПриехав из Одессы, а то и вовсе из Жмеринки, они захватили литературную Москву, оставив киевского врача практически на бобах. «У меня кривое ружье, – жаловался Маргарите Мастер. – Я целюсь, я стреляю – и промахиваюсь! И все призы достаются другим. Ну, этим…»И тут Булгаков решил сделать ход конем, написав атеистический роман об Иисусе Христе! Про еврея Христа – чтобы евреям во власти понравилось, но атеистический – чтобы им понравилось тем более! И написал! И назвал «Понтий Пилат»! А как отреагировали евреи? Формулировку отказа находим в «МиМ», в отповеди Берлиоза Ивану Бездомному: ты написал, что Христос не был Богом, а на самом деле никакого Христа просто-напросто не было!Этот отказ погубил Мастера. Погубить, положим, не погубил, но изрядно озлобил. И он решил написать (уже без надежды на напечатание) «в стол» – памфлет против литературных евреев. Затеял, сказали бы сегодня, виртуальный погром. В отместку за устроенную ему профессиональную обструкцию, но тем не менее. «Не расстреливал несчастных по темницам», греха на душу не брал (да и возможности не имел), а «расстрелять пархатых на страницах» – самое милое дело!Пилат жестоко отмстил иудеям за Сергея Безрукова, пообещал отмстить – и отмстил!Пилат жестоко отмстил иудеям за Сергея Безрукова, пообещал отмстить – и отмстил!Милое, но (как опять-таки сказали бы сегодня) не релевантное. Оно, конечно, Пилат жестоко отмстил иудеям за Сергея Безрукова, пообещал отмстить – и отмстил! Но где взять в Москве Пилата? Где-где – в Кремле! Троцкого уже выгнал, Каменева с Зиновьевым гнобит, за остальных не сегодня-завтра возьмется – и мало, хочется верить, не покажется никому! Кроме самого Мастера, которого кремлевский Воланд распознал, оценил (а значит, втайне и полюбил) и вот-вот осыплет скромными, но заслуженными щедротами. Сталин, конечно, дьявол, но такой, который творит добро. Он лучше Бога – их Бога! На него, родимого, вся надежда.Ну и, понятно, любовь. Большое чувство. К генеральше. Но Воланд поймет: кровь, говорит он, значит очень многое. Королевская кровь? Ну да, в художественной прозе нельзя обойтись без гипербол.Таковы три пласта романа (следует признать, мастерски сплавленные воедино): изумительно стилизованный протороман «Понтий Пилат» в традиции Жюля Ренана, Леонида Андреева, Анатоля Франса и (не будем забывать) Ивана Бездомного; невыносимо слащавая любовная линия, но тут и впрямь любовь, а значит, медицина бессильна; и виртуальный разгром литературно-артистической Москвы. Трактовать который как ужасающе серьезный еврейский погром или как фантастически смешной «капустник» – дело выбора, определяемого вкусом и, не в последнюю очередь, пресловутым «голосом крови». Заговорившим, например, в том же Радзиховском – вот ему и примерещились в безобидном «МиМ» «Сатанинские стихи» и полковник Квачков с кошачьей головой Чубайса во рту. ...................................................................Ну и выводы:-).............По недоразумению воспринятый в шестидесятые прошлого века как антисоветский (и воспринимавшийся так еще четверть века) роман – великолепный и чудовищный, ослепительно пошлый, бесконечно циничный и вместе с тем бесконечно наивный, гордо-заискивающий и трусливо-мстительный, прославляющий абсолютную тиранию как единственное снадобье против всеобщей несправедливости с выраженно левантийским лицом, – массовый читатель заглатывает, как «солянку мясную сборную» в дешевой забегаловке, – горячо! остро! вкусно!.. А потом, когда начинает подташнивать, ломает себе голову: что же это я за гадость съел?Съел – и ладно. Горячо было, остро, вкусно – вот и хорошо. А желудок-то у тебя луженый. Особенно смолоду. Вот почему «МиМ» превратился прежде всего в юношеское чтение – и вот-вот превратится в подростковое. .............