573

ПЕРВЫЕ «НЕЗДОРОВЫЕ СИМПТОМЫ»

На прошлой неделе в беседе с румынскими и украинскими ритейлерами возник вопрос: как развивается их розница в условиях финансового кризиса? Румыны считают, что кризиса нет, но есть паника. Украинцы другого мнения: в ближайшие полгода они ожидают волну банкротств, а впоследствии — сделок по слиянию и поглощению. Эти противоположные мнения послужили поводом для анализа ситуации в разных сегментах молдавской торговли.Большинство операторов отметили, что первые «нездоровые симптомы» были замечены в начале октября. Потери, по сравнению с европейским ритейлом, пока незначительны. Практически все иностранные игроки стали активно сокращать расходы, снижать цены и привлекать новый капитал. Масла в огонь подлили китайские поставщики, резко поднявшие цены на свой товар, пытаясь компенсировать уровень местной инфляции. Опрос, проведенный экспертами компании «Nielsen», показал, что иностранцы готовы к уменьшению расходов на одежду, оплату газа и электроэнергии. Опрос компании «IFORS» выявил, что россияне намерены отказаться от дорогих покупок, посещений театра и кино, путешествий, потребления табака и алкоголя. У наших сограждан планы менее радикальны.По словам коммерческого директора фирмы «Acvilin Grup» Сергея Михайлова, снижения оборотов подакцизных товаров не отмечено. «Продажи продукции «Philip Morris» и «Nestle» стабильны, мало того, премиальная марка сигарет «Parlament» сейчас продается лучше, чем до финансового кризиса. Обвальных неплатежей со стороны розницы мы также не почувствовали. Конечно, пересмотрели клиентскую базу, перестали кредитовать должников, но все это — рабочие моменты, они существовали всегда». Хуже обстоят дела в торговле электроникой и бытовой техникой, снижение продаж зафиксировали практически все молдавские сетевики. Так, в сети магазинов «Maximum» отмечают, что первый незначительный спад пришелся на сентябрь. Более серьезно кризис сказался в прошлом месяце, в ноябре положение дел еще чуть хуже. В основном спрос упал на дорогие и высокотехнологичные продукты. Потребительское кредитование сейчас довольно вялое: «Moldova-Agroindbank» прекратил выдачу кредитов, «Mobiasbanca» пока кредитует, но гораздо тщательнее проверяет кредиторов. В сетях «Alina Electronic» и «Bomba» сообщили, что продажи по кредиту практически отсутствуют, что и сказалось на сокращении потока клиентов.В ювелирном сегменте — сезон парадоксов. Легендарный американский миллиардер Уоррен Баффет когда-то произнес: «Золото — это металл, который выкапывают из земли, когда приходит кризис, и закапывают обратно, когда кризис проходит». Справедливость этого замечания пока подтвердили только россияне. Кризис сыграл на руку тем, кто предлагает альтернативные способы вложения «налички», оказавшейся у населения после спешного изъятия депозитов. В выигрыше оказался, прежде всего, ювелирный ритейл, отмечающий внушительный всплеск продаж этой осенью (в ряде случае на 40-50%). В Кишиневе также появились случаи активных покупок дорогих ювелирных изделий, но эти покупательские порывы, скорее исключение, чем закономерность.По словам директора магазина «Aureola» Валентина Бакалова, падение спроса пришлось на октябрь. «Оборот снизился на 1 млн леев и это при том, что мы не предлагаем изделий высокой ценовой категории. Покупателей почти нет. Нам пришлось снизить закупочные цены в ломбарде, но из-за небольшой маржи пока не можем пересмотреть ценообразование в магазине. Скидки планируются только к новому году. Во многом продажи стопорятся из-за перенасыщения ювелирного ритейла: только в нашем здании четыре магазина, а по всему бульвару Штефана чел Маре их около 20-ти».В сети магазинов «Godina International» прогнозы более оптимистичны. По словам ее представителя Ильи Федотова, в октябре и ноябре обороты не снизились, но на это же время пришлась акция, приуроченная к 10-летию компании. Скидки в 10-30% сделали свое дело. В парфюмерных сетях последствия кризиса смогут оценить только во второй половине января. Владелец компании «Selectiv-Lux» (сеть «Parfum-Lux») Александр Низенков рассказал, что в большей степени обеспокоен не столько ритейл, сколько его иностранные поставщики. «Я недавно был в Каннах, и мои партнеры часто интересовались нашим положением. Пока курс валют стабильный, опасений нет. У нас дорогой товар, наши клиенты менее чувствительны к кризису. Что касается покупателей среднего класса, есть прогнозы, что с сокращением потока денег гастарбайтеров они переориентируются на более дешевые продукты. Т. е. часть клиентов мы можем потерять. В ноябре продажи очень слабые, но это закономерно: все ждут декабрьских скидок. В сентябре и октябре товарооборот на одном уровне, поэтому выводы мы сделаем не раньше января».Все автомобильные дилеры, в связи с кризисом в автомобильной отрасли, пошли на снижение цен, получив оферты от производителей. Заводы избавляются от запасов, сокращают производство, запускают рекламные кампании по стимулированию продаж. Молдавские импортеры, взяв годовые обязательства по реализации заявленных объемов, снижают маржу, иногда вдвое. Автомобили, ранее заказанные клиентами, сегодня продают практически по себестоимости. В стоковом сегменте, наоборот, цены на подержанный транспорт повысились минимум на 15%. В компании «Elita-5» сообщают, что в ноябре продажи упали, но паники, как на соседних рынках, нет. В Молдове 16 дилеров ежегодно продают всего несколько тысяч автомобилей, поэтому масштабы потерь несопоставимы. Программы покупки в лизинг не отменены, но лизинговые компании сокращают риски. Если раньше активно проводились акции с 10-процентной первоначальной выплатой, то сейчас размер первого взноса варьирует в пределах 30-40%. По общепринятому мнению, продуктовый ритейл кризис затронет в последнюю очередь. Совладелец сети «Linella» Николай Пожога с этим согласен. Товарооборот не снизился, равно как и потребление дорогих продуктов. Но есть другая проблема: банки затягивают кредитование на строительство новых объектов, поэтому недостающие средства приходится изымать из оборота. Проще говоря — у поставщиков, откладывая сроки оплаты товара.Крупные кишиневские сетевики об этой тенденции говорят неохотно, но соглашаются: их платежная дисциплина ухудшилась. Сети, активно развивающиеся последний год, построены на кредитных средствах, т. е. тратили они больше, чем зарабатывали. Как только наступило время рефинсирования кредитов, деньги, вырученные от продаж, поступают не в карман дистрибьютора и производителя, а в банк. Залезть в карман поставщика — излюбленный прием ритейла в СНГ. Другая проблема — иностранные поставщики не аккуратно выполняют свои обязательства, поставки товаров в Молдову задерживаются.Ритейл – бизнес с низкой маржой. Учитывая ситуацию на рынке кредитов, сетевики вынуждены заморозить новые проекты. Развитие сетей в Молдове будет приостановлено. Особенно тяжело прийдется ритейлерам, которые гнались за наращиванием объемов продаж, не уделяя внимания доходности своей компании. В ассортиментной политике сейчас мало что изменилось: пока молдавский лей подозрительно устойчив, импорт выгоден. В противном случае операторы намерены сделать упор на товар местного производства, но постепенно.За последние два месяца продовольственная розница не зафиксировала ни падение оборотов, ни уменьшения количества чеков, ни снижения суммы среднего чека. Наоборот, продажи растут. По словам одного сетевика, «уровень питания человека не может измениться в короткий срок. Так он поддерживает чувство собственного достоинства, сохраняет лицо. Отказ от привычных продуктов — это уже последняя фаза финансового кризиса».Если отказа от хлеба не будет, как обстоят дела со зрелищами? Мировой туристической отрасли предрекают крах после нового года, спрос на некоторые направления уже снизился вдвое. В октябре-ноябре всегда был мертвый сезон. Сложно предугадать, как поведут себя молдавские туристы зимой, возможно, кто-то решит вместо четырех раз в году, отдохнуть лишь три. Но может быть и наоборот: на последние кровные, но гулять, так гулять!
0