СЛАВНОЕ ПРОШЛОЕ И ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ
Очередная акция протеста работников АО "Траком" прошла 3 ноября, на которой они вновь потребовали выплатить им задолженность по зарплатам и начать модернизацию предприятия. По всей видимости, это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения высшего руководства страны, и 5 ноября президент Владимир Воронин на встрече с представителями актива молдавских профсоюзов заявил, что завод будет закрыт. "Существуют проблемы, которые мы не можем решить, поскольку завод не производит современных тракторов, а в Европе они производятся в таком большом количестве, что могут покрыть нужды всех континентов. Чтобы достичь таких результатов, надо иметь чрезвычайные инвестиции, которых у Молдовы не будет никогда", - такое высказывание главы государства растиражировали информагентства.К этому, в общем-то, все шло, и сигналом выхода на финишную прямую должно было послужить расформирование министерства промышленности и инфраструктуры. Передача госпакетов акций министерству экономики и торговли - промежуточный шаг. И все-таки, что же такое АО "Траком" сегодня?Кишиневский тракторный завод начинался в 1945 году с предприятия по ремонту сельскохозяйственной техники. Первый трактор "Виерул" был выпущен 22 сентября 1962 года. Когда начались катаклизмы новейшей истории Молдовы, завод производил гусеничные тракторы тягового класса 2 с дизельным двигателем мощностью 70 л.с. для выполнения сельскохозяйственных и других производственных работ: в пропашных культурах (свекла, картофель, подсолнечник, кукуруза), в садах и виноградниках, в хмелеводстве, в теплицах; трубоукладочных машин для строительства и ремонта трубопроводов; запасных частей к тракторам. В числе собственных разработок на "Тракоме" числились новые модели тракторов мощностью от 12 до 120 л.с., ориентированные на различных потребителей (от мелких фермерских хозяйств до крупных сельхозпредприятий). С развалом союзного рынка у "Тракома", как и у любого крупного предприятия, начались серьезные проблемы, которые привели к тому, что 1 апреля 1996 года он был вынужден подписать с Советом государственных кредиторов меморандум, по которому выплата накопленных долгов в сумме 20 млн леев была реэшелонирована на 5 лет, задолженность по пеням и штрафам в размере 15 млн леев, - заморожена для последующего списания. В 2004 году на территории предприятия на площади 32 га была создана субзона ЗСП "Экспо-бизнес-Кишинэу", что обеспечивало заводу определенные налоговые льготы. В 2000 году "Траком" выпустил 20 тракторов, в 2004 - около 400. В августе 2003 года на заводе была анонсирована экспериментальная модель трактора Т-70К, собранного из деталей, изготовленных в России и Украине. В апреле 2005 года предприятия рапортовало о готовности начать производство колесного трактора. К тому же периоду относится начало переговоров с Минским тракторным заводом о создании на базе "Тракома" молдавско-белорусского СП. Начались регулярные встречи как в рамках молдавско-белорусской совместной комиссии, там и прямые переговоры на самых разных уровнях. Назывались даже цифры - 15 000 тракторов Т-70 ежегодно! С конца 2006 в средствах массовой информации стали регулярно появляться сообщения о том, что протокол о создании СП уже подписан. Больше того, в конце прошлого года белорусы привезли в Кишинев и представили президенту и премьер-министру Молдовы предлагаемую к производству модель универсального трактора, ориентировочной стоимостью 1,3 млн леев.Вместе с тем, переговоры о создании СП постепенно обрастали самыми разнообразными слухами, основными из которых можно посчитать два. Первый: белорусы хотят внести свою долю в СП технологиями, торговой маркой и рынками сбыта (т.е. нематериальными активами, которые в Молдове оценивают в 23 млн леев). Молдавская сторона - недвижимостью на сумму 75 млн леев. При этом белорусская сторона настаивает на 50% доле в СП. И непонятно, откуда при этом возьмутся оборотные средства на первое время в сумме как минимум 5 млн долларов? Второй. Некоторые авторитетные чиновники были против создания СП и настаивали на продаже завода российским инвесторам, которые бы сами наладили здесь и производство, и сбыт.В итоге, соглашение так и не подписано. Больше того, два последних заседания молдавско-белорусской межправительственной комиссии не состоялись, назначен следующий срок - первая декада декабря. И все это на фоне того, что завод простаивает, а работникам по закону все равно полагается платить заработную плату. В июле произошел взрыв: работники завода объявили первую забастовку и потребовали выплаты шестимесячной задолженности по зарплате. На что минэкономики отреагировало тем, что уволило директора и назначило нового. А также пообещало продать отечественным МТС, которых в республике уже насчитывается свыше двухсот, 30 тракомовских тракторов, и из полученных средств погасить задолженности завода по кредиту и заработной плате."Сегодня работники занимаются инвентаризацией и уборкой территории, - сообщил "ЛП" председатель профсоюзного комитета предприятия Василе Байнак. - Продано 11 тракторов, из них погашен кредит. На этой неделе обещали вернуть долги и по зарплате. Никаких новостей по закрытию завода у меня нет. Но если это и произойдет, то должна быть инициирована процедура банкротства и всем людям, большинство из которых проработали здесь десятки лет, при увольнении должны быть полностью выплачены весьма серьезные суммы".На предприятии в настоящее время по данным профкома числится 367 работников. Но нельзя не учитывать еще и арендаторов общим числом 11 предприятий, в большинстве из которых государство также имеет свою долю. Многие из них так или иначе связаны с производством запчастей и деталей для тракторной техники, работающей на полях страны: "Аралит", "Бикотра", Зидарул СВ". Наверное, их было больше: трудно себе представить, что АО "Радиатор" создавалось в 1995 году с таким названием для того вида деятельности, которым оно занимается сейчас, - «мебель металлическая домашняя и школьная».У одиннадцати арендаторов работают от 20 до 100 работников и этих людей, наверное, также стоит учитывать при решении судьбы завода. Нет ясности и с недостроенным корпусом, выходящим на ул. Каля Орхеюлуй, его еще два года назад вывели из состава ЗСП. С самой же субзоной парламент решил покончить в октябре текущего года, отметив при этом, что, хотя срок действия субзоны был запланирован на 25 лет, большинство предприятий, зарегистрированных там, выпускают свою продукцию для внутреннего рынка, а не на экспорт, как это было ранее предусмотрено. В этих условиях сохранение статуса субзоны свободного предпринимательства нелогично.В настоящее время уставный капитал "Тракома" составляет 52,3 млн леев. Он поделен на 2 274 887 акций номиналом 23 лея. Государству принадлежит 92,93% акций. В 2007 году объем продаж предприятия составил 40,7 млн леев (в 2006 был 39,8 млн). В прошлом году была получена прибыль в объеме 158,4 тыс. леев, тогда как годом ранее зафиксированы убытки в 2,4 млн леев. Убытки пока завод показывает и в текущем году, так как предприятие часто простаивало, однако зарплата работникам начислялась регулярно.И предыдущий, и теперешний директора "Тракома" солидарны в одном: говорить с представителями прессы о ситуации на предприятии "пока преждевременно". И такая ситуация сохраняется уже на протяжении более двух лет.Источник в министерстве экономики и торговли сообщил "ЛП", что конкретные предложения по банкротству и ликвидации "Тракома" пока туда не поступали. Министерство сейчас занимается: поиском покупателей на оставшиеся тракторы, т.к. остается задолженность по зарплате примерно 2 млн леев; оптимизацией штатной структуры предприятия (367 работников - это слишком много для неработающего завода); подготовкой некоторых цехов к консервации; продолжением переговоров с белорусской стороной, которая особого интереса к ним не проявляет.