2009

Новое поколение – другой подход к жизни

мы должны воспитать себя в ощущении, что отдача – это хорошо. До того, тебе просто говорили, как спать, как есть, как сидеть: так делать красиво – так не красиво, так принято – так не принято. Ты впитываешь эту информацию из книг и отовсюду, смотришь какой-то фильм и перенимаешь их нормы поведения – ты учишься у них. Обычный человек нашего мира всю свою жизнь ведет себя так, как он научился, глядя на сцены какого-то фильма или увидев где-то в другом месте. У него нет абсолютно ничего от себя самого.Он увидел, как это должно быть, ему это понравилось по всевозможным причинам, и он принял это за образец, причем совершенно неосознанно. В соответствии с этим он теперь и действует.Бааль Сулам говорит, что я не потому так сижу, что мне так хочется, и так лежу и так ем – а это общество обязывает меня к такому поведению. И когда сейчас мы начинаем воспитывать себя в духовном, нам нужно хорошенько изучить, как это происходит.И то же относится к воспитанию нового поколения. Если в человеке есть точка в сердце, он сразу переходит к изучению науки Каббала. Но все новое поколение, то есть даже тех детей, у которых нет точки в сердце, все равно отличает совершенно другой подход к жизни, по сравнению с тем, что было одно-два поколения тому назад.Поэтому все программы обучения, разработанные министерством просвещения и все, методы, которые мы пытаемся для них найти, чтобы на них подействовать, – на них не действуют. Ведь это абсолютно иной жизненный подход, они видят все по-другому, они иначе относятся к жизни. Они рассматривают ее совершенно в ином срезе, словно инопланетяне. Это нечто, еще не знакомое нашему миру.Мы пока не очень это чувствуем. И мне пока сложно это сформулировать, но видно, что это очень отличается. И поэтому, либо с помощью каббалистов, либо когда сами преподаватели вырастут за счет страданий, они смогут найти подходящую методику воспитания.Конечно, им необходима помощь каббалистов, ведь сами они не поймут, какова природа нового поколения. Но это будет очень тяжело, потому что разрыв между этими поколениями сделался просто катастрофическим. Еще лет через пять, когда эти дети будут приближаться к двадцати годам и начнут вступать в жизнь – эта жизнь очень изменится.И у них тоже, «привычка стала второй натурой», но общее кли уже изменилось и поэтому потребует и уже сейчас требует совсем других форм поведения.Как научить альтруизму? * Вопрос: Мне еще понятно, как можно научить отдавать в действии. Но отдача – это внутреннее отношение. Так как можно воспитать это в человеке? С группой товарищей это еще как-то понятно, но если перед тобой класс детей, то как научить их относиться друг другу альтруистически?Я не могу сейчас дать общих решений, как взять класс детей и начать работать с ними таким образом. Но я думаю, что все видят примеры плохого воспитания, когда один ребенок или несколько таких плохих детей в классе могут сделаться заводилами и совершенно испортить класс, утянув его в своем направлении.То же самое можно сделать в обратной форме. Возьмите несколько детей, договоритесь с ними потихоньку. Спросите их: «Чего вы хотите – велосипед по окончанию учебного года, поездку за границу, деньги? Все получите! Но давайте проведем такую особую работу в вашем классе: вы двое или трое будете вожаками, только договоримся по секрету, что вы тянете ваш класс к тому, что мы скажем». И вы увидите, что они смогут это сделать.Пусть это будет за вознаграждение, как пишет Бааль Сулам. Ты нанимаешь людей, которые будут на тебя работать. Допустим, такой пример. И что в этом плохого?Здесь можно придумать тысячи разных хитростей – я не знаю, я не педагог. Но возможно использовать природу человека и воспользоваться всеми течениями, которые есть в группе, которой является класс: ее лидерами и угнетаемыми, отношениями между девочками и мальчиками, красотой и силой – то есть играть с эгоизмом.Понятно, что не нужно изобретать какие-то абстрактные методы. Надо действовать за счет того, чем их действительно можно купить, чтобы постепенно они раскрыли в этом то, что подходит им по характеру, и затем поняли, что это дает большой выигрыш. Начните раздавать медали, какие-то особые призы – но на деле, и чтобы все восприняли это всерьез, иначе ничего не получат.Нашим желанием насладиться можно очень легко играть, и сделать из человека все, что угодно – все, что нам нужно. Надо только знать, как подступиться к его эго. И не насилием и наказаниями, не угрозой арестов, а привлечь их вознаграждением – то, что называется путем «ло лишма». Это возможно.Человек, в конце концов, ищет наслаждения – как удовлетворить свою гордость, жажду удовольствий, власти и славы. Эти желания внушает ему общество, кроме телесных желаний, присущих ему от природы, остальное – это желание денег, власти и знания. Так используйте это!
0