801

Александр Плэмэдялэ: бодрость духа, грация и пластика

В Национальном художественном музее работает юбилейная выставка Александра Плэмэдялэ, посвященная 120-летию мастера. Невозможно говорить о творчестве художника с большой буквы, каким был Александр Плэмэдялэ, не познакомившись с его жизнью - судьбой человека своего времени. "Александр Плэмэдялэ многое сделал не только для молдавской культуры, но и для европейского искусства, - говорит искусствовед музея Полина Гриднева. - На выставке вы можете ознакомиться с 76 произведениями из художественного фонда, а также из фондов Национального архива. Экспозиция охватывает большой период его творческой деятельности - с 1912 по 1939 годы".Александр Плэмэдялэ родился 9 октября 1888 года. Он закончил богословскую семинарию, что специалисты считают значимым фактом его биографии. И уже в 1910 годах страстно увлекся рисунком. "Для скульптора это очень важно - подготовительный этап, который включает в себя рисунки будущих скульптур, - комментирует Полина Гриднева. - Он учился в кишиневской художественной школе - общественной, как тогда ее называли, в классе известного художника и преподавателя Владимира Окушко. Закончил Академию искусств в Санкт-Петербурге, затем продолжил обучение в Высшей художественной школе живописи, скульптуры и архитектуры в Москве. Даже эти два высокие художественные образования говорят о его уровне". В Москве Александр Плэмэдялэ учился у известного скульптора Сергея Волнухина, который повлиял на качество его работ. "Дело в том, что начиная с 1912-16 вплоть до 1930 годов искусство переживало период модернизма, - говорит искусствовед. - И два основных направления: послереволюционное реалистическое искусство и авангард, который, в общем-то, возник в России и продолжился на Западе, - они совершенно разные по своей сущности. Как известно, реалистическое искусство в больше узнаваемо, осязаемо, а модерн, или постмодерн, как мы говорим, - это прежде всего сознательная ломка формы, сознательное изменение естественного цветового решения. В постмодерне есть много моментов, которые очень отходят от традиционного академического искусства. И Сергей Волнухин оказал влияние на студента Александра Плэмэдялэ в сторону реалистического направления. Пластичность, мягкость, артистизм - все наработано школой Сергея Волнухина. Надо сказать, что и у самого Плэмэдялэ, когда он был директором художественной школы, в связи с его реалистическими взглядами возникали проблемы с другим выдающимся художником Августом Больером, которого причисляли к художникам постмодерна и долгое время не принимали, особенно в советский период. Тогда скорей принимали Александра Плэмэдялэ как мастера реализма". После завершения образования художник продолжил его в монетном дворе Санкт-Петербурга, где искусно выполнил много миниатюр. А в этом деле требуется опытный глаз и твердая рука. Многие скульпторы вначале работают с мелкими предметами, с миниатюрой в том числе, прежде чем приступить к большим работам, неважно в каком материале: гипсе, камне, бронзе...В монетном дворе Александр Плэмэдялэ проработал с 1919 года около 5 лет. После смерти Владимира Окушко ему предложили возглавить художественную школу. Он, как гражданин Молдовы, согласился. Сейчас его именем назван художественный колледж в Кишиневе."В 1924-25 году Александр Плэмэдялэ приступил к исполнению памятника Штефану чел Маре в Кишиневе, - продолжает Полина Гриднева. - Памятнику предшествовали эскизы из гипса, которые сохранились в коллекции художественного музея. Скульптор проделал огромную работу, и уже в 1928 году в городском публичном парке впервые предстал перед зрителями монумент господаря". Александр Плэмэдялэ не только скульптор, но и график и живописец, мы можем увидеть в залах музея очень интересные, самостоятельно существующие станковые работы: автопортрет, натюрморт, карандашные портреты его современников, а также скульптуры. "Портрет жены Ольги", "Скала", "Торс", "Дойка овец"...Все произведения скульптора грациозны, пластичны, они одухотворены той неуловимой, лишь шестым чувством осязаемой красотой.
0