533

Виктор Микулец: "24 часа в сутки я думаю о BMW"

Интервью с генеральным директором компании Auto Space - генеральный импортер BMW в Молдове, - Виктором Микулец.Господин Микулец, чем для Вас является компания, которую Вы создали?- Да всем, чего я достиг и чем горжусь в этой жизни. Официальное представительство BMW в Молдове было открыто в 1997 году. До этого у меня было предприятие, которое занималось импортом российских автомобилей "Волга". В определенный момент спрос на них начал снижаться. Эти автомобили очень энергоемки, а реальность заставляла считать деньги. Плюс ко всему на рынке начали появляться подержанные импортные автомобили из Европы. И автолюбители стали отдавать предпочтение именно им. Ведь, это совершенно другой дизайн, технические характеристики. Поэтому, я рассматривал продажу машин европейского, особенно немецкого производства, как довольно перспективное направление. Примерно одновременно мне предложили заняться импортом Mercedes-а и BMW. Так что мне было из чего выбирать. Но, все-таки, второе предложение было более интересно, так как в этом случае я становился генеральным импортером BMW. А вот в первом - мне предлагалось стать представителем не завода-производителя, а румынского дилера. Прежде всего, я выполнил требование производителя по строительству станции технического обслуживания. Это был лишь первый шаг. До и после подписания соглашения о сотрудничестве я поэтапно выполнил массу условий и требований. Конечно, было очень сложно. Катастрофически не хватало денег. А для "раскрутки" необходимы солидные вложения. Немцы же поставляли только технологию, обрисовывали направление. Дальше все расходы ложатся исключительно на представителя.Вот тогда я был вынужден взять крупный кредит. Дальше - больше. В начале машины просто не продавались. Потом пришлось пережить кризис 1998. В общем, жизнь была очень "насыщена". Но, с годами…А пришлось что-то менять в себе, ведь, насколько известно, немцы очень требовательны, скрупулезны?- Не без этого. В советское время я работал главным инженером таксомоторного парка, потом - директором автобазы ЦК. И менталитет был очень уж далек от менталитета немцев, с которыми пришлось налаживать диалог, сотрудничество. Работа с BMW заставила меня многое переосмыслить, изменить ритм жизни, подход к бизнесу и т.д.Когда мы только начали работать с производителем, их представители приезжали к нам регулярно, инспектировали и проверяли. Итог визитов - сплошные замечания и рекомендации. Это раздражало. Уже потом я понял, что помогло нам стать той компанией, которой являемся сегодня. И я благодарен своим партнерам за добрые советы, а тогда… Как бы громко это ни звучало, но именно благодаря этому наша компания является лидером в СНГ по продажам. Это итог изнурительного труда, который позволил нам довести клиентскую базу до 4,5 тыс. Поверьте, это хороший показатель не только для Молдовы, но и для региона в целом. По Вашим ощущениям, опыту, какими качествами должен обладать человек, чтобы не только создать серьезное дело, но и обеспечить его динамичное развитие?- По моему глубокому убеждению, любой бизнесмен не должен бояться ответственности. Должен браться за выполнение обязательств и требований любой, даже самой высокой сложности. Без высокой трудоспособности результата не достичь. Я с малых лет много работал. Просто, я единственный ребенок в семье и приходилось быть, как говориться, и за мальчика, и за девочку. Родители меня приучили работать от зари и до заката. Эту "привычку" я сохранил до сих пор. И прививаю всем, кто работает со мной. Деловой человек не состоится без того, чтобы выполнять данные им обещания. Поверьте, но если я что-то обещаю, то ничто не заставит меня изменить свое решение, забыть о данном слове. Немаловажным является и такое качество, как умение организовывать работу коллектива, команды, с которой движешься вперед. А тут очень важна отдача каждого в отдельности. Но, если ты не сумел заинтересовать человека - и морально, и финансово, - то успеха не видать. Всегда нужно помнить о том, что без людей бизнес не построишь. Я стараюсь, чтобы мои сотрудники имели достойный уровень жизни, располагали возможностью отдохнуть, и даже вовремя меняли машины и т.д. Обязательно нужно все время помнить о необходимости инвестировать в развитие бизнеса. В этом плане никогда нельзя останавливаться.При всем при этом, бизнесмен должен уметь расслабляться. Например, я в субботу после обеда, в воскресенье могу себе позволить порыбачить, покататься на водных лыжах или водном скутере. Остальное время, все 24 часа в сутки я думаю о BMW, своих работниках и наших клиентах. Я знаю, что мне многие завидуют. Но мало кто задумывается над тем, каких усилий мне это стоило, через что мне пришлось пройти. Эти испытания закалили меня, создали имидж надежного партнера. Поэтому я и получил эксклюзивное право представлять другую известную автомобильную марку. Я имею в виду производителя большегрузных автомобилей и автобусов MAN. Помните эмоции, которые Вы пережили, когда продали первый автомобиль?- Конечно же, помню. Такое вообще не забывается. Когда был продан первый BMW, у нас была одна проблема: как использовать эти деньги? На тот момент наша компания уже просрочила платеж по кредиту, и счет в банке был заблокирован. Были и другие "дыры", которые нужно было закрыть. Первое время все деньги направляли исключительно на погашение кредита и развитие предприятия. Сейчас все по-другому. Работать - одно удовольствие. Если подвести предварительные итоги текущего года, каким он был для Вашей компании?- Особо мне не на что жаловаться. Рост есть. Но нужно понимать, что BMW - это престижный, дорогой бренд, доступный далеко не каждому. Мы не гонимся только за количеством. Конечно же, хотелось бы продавать больше автомобилей, но для нас принципиально важно обеспечить качество обслуживания наших клиентов. И несмотря ни на что, я имею в виду конъюнктуру на мировом рынке, у нас есть рост. И довольно неплохой. В текущем году мы вложили солидные средства в развитие, приобрели новое оборудование по покраске и рихтовке. Инвестиции - один из показателей благополучия бизнеса. В этом же году вывели на рынок новые модели автомобилей. Кстати, в понедельник у нас состоится презентация автомобиля седьмой серии. Он выйдет с конвейера производителя именно сегодня, в пятницу. Это будет лучший в мире лимузин… А что принес этот год остальным импортерам автомобилей, и какие тенденции наметились на рынке?- Как председатель Ассоциации импортеров автомобилей могу сказать, что все без исключения компании достигли роста объемов продаж по отношению к данным за десять месяцев прошлого года. Да и обязательства перед производителями выполняются. Но нужно признать, что мы сталкиваемся с определенными трудностями. Ассоциация неоднократно поднимала проблему черного рынка. Он мешает развитию цивилизованного бизнеса в Молдове. Неприятная ситуация складывается и с импортом автомобилей из США. Учитывая соотношение курса евро/доллар, автомобили, импортируемые из этой страны, примерно на 30-40% дешевле тех, которые продаем мы. Мы пытаемся защитить себя, но ситуацию сложно переломить. Но рано или поздно и с этим разберемся…Финансовый кризис коснулся почти всех автопроизводителей, в том числе и BMW. Сообщается о существенном снижении объемов продаж, производства…- Международный финансовый кризис, хотим мы того или нет, скажется не только на импортерах автомобилей, но и той же бытовой техники, других товаров народного потребления. И все потому, что падает покупательская способность населения. Слава Богу, у нас ситуация отличается от той, которая наблюдается в других странах. Но, вместе с тем, большая доля автомобилей продавалась у нас в лизинг. А после того, как ставки по кредитам увеличились на несколько процентных пунктов - до 27-28% годовых, многие отказались от перспективы крупных приобретений. Сегодня даже преуспевающий бизнесмен, человек с солидными доходами семь раз подумает перед тем, как решиться на покупку дорогой вещи. Отсутствуют гарантии стабильности. А так, если появляется покупатель - мы заказываем автомобиль нужной комплектации, серии в Германии и доставляем его. Я думаю, что меры, предпринимаемые правительством и Национальным банком, позволят минимизировать влияние кризиса на молдавский бизнес и экономику. То, что происходит в мировом автопроме, вполне объяснимо. Продажи падают. Поэтому, например, BMW и приостановил производство некоторых автомобилей среднего, ниже среднего класса. Вы больше восьми лет являетесь председателем совета "Молдова- Агроиндбанка". Как получили эту должность? - Я не только председатель совета, а еще и его акционер. Плюс ко всему, мои компании обслуживаются в этом банке. Так что меня с этим финансовым учреждением многое связывает. Как я стал председателем совета? Мою кандидатуру выдвинули сами акционеры, да и руководство банка было не против. Думаю, если меня уже восемь лет переизбирают, значит, я неплохо справляюсь со своими обязанностями. Хотя, быть председателем совета не так легко, как кажется. Это очень ответственная должность. И это ответственность не только перед акционерами, но и тысячами клиентов банка. Но я не раз говорил, что это председательство меня очень многому научило. Ведь, до этого мне банковское дело было мало знакомо. Как складываются взаимоотношения между членами совета и руководством банка? - В уставе банка четко прописаны полномочия и обязанности совета и исполнительного органа. Естественно, разногласия, трения возникают, но в этом нет ничего страшного. Это рабочие моменты, из которых мы вместе находим выход. Кстати, совсем недавно мы утвердили антикризисную программу, реализация которой позволит, в случае чего, защитить интересы вкладчиков. Это доказывает, что все мы осознаем ответственность, которую несет банк перед своими клиентами. Недавно "Молдова-Агроиндбанк" реализовал несколько пакетов акций в ряде АО. Эти решения руководство банка согласовывает с советом? - Любое решение, которое принимается исполнительным органом, согласовывается с советом акционеров. Да, в последнее время было несколько сделок по продаже пакетов в АО, в которых банк являлся акционером. Почему так происходит? Просто, держатели крупных пакетов выходили с предложением о выкупе доли банка. Они были привлекательными и банк пошел на это. Нормальная практика, которой придерживаются и другие финансовые учреждения. А никогда не возникал вопрос: зачем нужно столько забот, дел?..- Такого не было никогда. Я ставил перед собой цель и, что бы ни происходило, какие препятствия, трудности не возникали бы, я уверенно двигался вперед. В армии я служил водителем генерала. Так вот, как-то у меня что-то не получалось и он сказал, что в жизни будут различные ситуации и если не получится войти в дверь, нужно попытаться войти через окно. Если же и так не получилось - вернись к двери. Что я хочу этим сказать? Школа, которую я прошел и в армии, да и позже, решая различные жизненные ситуации, научила меня не отступать от намеченной цели. И этому принципу я не намерен изменить.
0