441

Время перемен - время возможностей

Сегодня мы становимся свидетелями абсолютно противоречивых движений рынка, когда даже мощнейшие аналитические агентства не в состоянии разгадать хитросплетения сырьевых, валютных и фондовых рынков мира. Хаотичность движения мирового капитала и спекулятивный азарт трейдеров сводят на нет попытки стабилизировать ситуацию, предпринимаемые лидерами крупнейших держав, и нивелируют все оценки международных рейтинговых агентств. Эти рыночные пертурбации проникают в размеренный образ жизни миллионов людей, заставляя их активно принимать решения: как сохранить свой капитал, свой бизнес? Так делает большинство. Остальные же - рассчитывают на большее. И пытаются использовать ситуацию, чтобы не только сохранить, но и расширить свой бизнес, укрепить свои позиции.В такой ситуации отношения между клиентом и банком приобретают особую важность для обеих сторон. Успешные банки делают ставку на тех клиентов, которые способны использовать возможности не только на подъеме рынка, но и те возможности, которые открываются вследствие кризисных рыночных ситуаций. В этих условиях банк постоянно анализирует способности стратегических клиентов управлять бизнесом. И мы видим на их примере правоту утверждения одного из западных философов - "то, что нас не убивает, делает нас сильнее". Более подготовленные, гибкие, способные к адаптации компании после пертурбаций рынка начинают развиваться еще лучше и быстрее, чем до выдержанных ими испытаний, уверенно занимая позиции, утерянные недальновидными конкурентами.За последние два года мы испытали несколько жестких стресс-тестов. В 2006 году - это был запрет на поставку винодельческой продукции в Россию, в 2007 - опустошительная засуха. Эти внешние факторы стали серьезным испытанием не только для хозяйствующих субъектов, напрямую связанных с виноделием или сельским хозяйством. Они коснулись многих в нашей стране. Не в последнюю очередь, это было испытанием и для ряда молдавских банков. Так получилось, что стресс-тест в 2008 году банковской системе и ее клиентам предложил НБМ, потребовавший в короткий строк увеличить объемы обязательных резервов. И, как мы сейчас понимаем, это послужило тренировкой на случай неблагоприятного воздействия мирового финансового кризиса на экономику Молдовы, а также, что немаловажно, способствовало наращению базы ликвидности, которая так важна в период турбулентности на рынке. Банки научились оперативно управлять своей ликвидностью: некоторые из них сдерживали кредитную экспансию и использовали ценовой рычаг для увеличения притока депозитов, другие банки, имеющие бесперебойный доступ к внешнему финансированию, как, например, Mobiasbanca Groupe Soci?t? G?n?rale, задействовали кредитные линии от материнской организации, чтобы в случае необходимости не только покрывать возможные потребности в ликвидности, но также продолжать активное кредитование, делая ставку на самые успешные предприятия республики. Анализируя результаты "стресс-тестов", мы видим - пережив сложный период, правильно управляемые предприятия увеличивают свои доли рынков. То есть можно сказать об эффекте естественного отбора, который убирает с рынка слабый менеджмент и "некачественный" бизнес. Рынок оперативно оценивает профессионалов и жестко наказывает дилетантов. Но как в непростых рыночных условиях предпринимателю оценить свою позицию, правильность своих решений и действий, когда зачастую акционеры, работники, клиенты и кредиторы имеют разные векторы интересов, по-разному оценивают события?Из банка открывается более широкий обзор, чем из кабинета руководителя и/или хозяина предприятия. Благодаря обширному опыту работы с различными отраслями экономики, банковские аналитики, зачастую, способны увидеть будущее той или иной компании даже лучше самого руководителя предприятия. У нас есть объективные данные для того, чтобы оценить: какая компания действительно прочно стоит на ногах, а какая пошатывается. И уж поверьте, мы не станем убеждать клиента взять кредит, если сомневаемся в том, что он сможет без проблем погасить его. И чем крупнее предприятие, тем основательнее мы взвешиваем его возможности. Один крупный клиент недавно сказал мне: "ваш банк во время подготовки к выдаче кредита изучал мой бизнес настолько глубоко и детально, что я не могу с этим сравнить работу ни одного из аудиторов и консультантов, которым я платил немалые деньги".В этих непростых условиях Mobiasbanca Groupe Societe Generale продолжает осуществлять программу кредитования крупных предприятий. Основываясь на международном опыте финансовой группы, проведенная оценка местного рынка определила, что средняя потребность в финансировании ведущих компаний составляет от 3 млн до 10 млн долларов США.Кроме того, Mobiasbanca готов участвовать в совместном финансировании и тех предприятий, чьи потребности сегодня превышают названные объемы. Мы знаем, что ограниченные возможности финансовых учреждений Молдовы заставляли крупные компании изыскивать возможности финансирования из-за рубежа от банковских и небанковских кредиторов. Основываясь на ресурсной базе, построенной на кредитных линиях, привлеченных от материнской компании, международных финансовых организаций и местных источников Mobiasbanca помимо финансирования новых проектов, рефинансирует компании в соответствии с их потребностями. "Ключ" к этому финансированию лежит в соблюдении следующих принципов:- эффективная команда менеджеров компании;- хорошее финансовое состояние бизнеса;- стратегическое видение рынка и стремление к международным стандартам ведения бизнеса, то, что называется "best business practice";- позитивная репутация собственников и топ-менеджеров.Сложно оспорить то, что бизнес, соответствующий этим подходам, в состоянии не только пережить непростые времена, но и завоевать доверие и поддержку банка на многие годы вперед. И жизнь показывает, что, сотрудничая с банком, такие компании выходят из непростых рыночных ситуаций с большим "куском пирога".Мы одни из немногих на рынке, у кого есть доступ к оптовым ресурсным базам, что позволяет эффективно вступать во взаимовыгодные проекты с крупными и средними предприятиями страны. В период финансовой турбулентности, это делает нас еще более конкурентоспособными.
0