575

Е-революция, или минус 150 часов на подготовку отчетов

В августе после продолжительного тестирования был запущен новый информационный портал е-Декларация, позволяющий сдавать все налоговые отчеты, кроме отчетов по платежам в соцфонд, в электронном виде. Революция, которую так долго ждали налогоплательщики, свершилась, но они не торопятся пользоваться ее плодами. Всего шесть компаний отказались от старого проверенного способа: взял в налоговой бланк отчета, заполнил в офисе от руки, в лучшем случае, на машине, в худшем - общественным транспортом приехал в налоговую инспекцию, отстоял очередь, поругался с коллегами или инспектором, сдал отчет, вернулся обратно и - свободен до следующего отчетного периода. Подавляющее большинство сохраняют ему верность. В разделе "Налогообложение" рейтинга легкости ведения бизнеса "Doing business - 2008", ежегодно составляемого Всемирным банком, Молдова занимает 123 позицию из 181 страны. Согласно данным, подготовленным местным партнером ВБ - компанией Pricewaterhousecoopers-Moldova, - среднестатистическое молдавское ООО затрачивает 234 часа в год (88 часов на отчеты по соцфонду, 86 часов - по подоходному налогу и 60 часов - по НДС) на оформление 53 налоговых платежей (в т.ч. по 12 отчетов по соцфонду, медстраху и НДС; 5 по подоходному налогу, по 4 отчета по налогам на недвижимость и на землю, плюс отчеты по дорожным и местным сборам, приватному налогу, сборам за природные ресурсы). Для сравнения, в Македонии, например, осуществление 40 налоговых платежей (под которыми понимают оформление отчетов) занимает 75 часов, в Люксембурге в год оформляют 22 отчета за 59 часов. Их секрет экономии времени - электронная декларация. Одна из главных причин низкой активности молдавских налогоплательщиков - отсутствие рекламы нового портала: кроме баннера на сайте ГНИ www.fisc.md , который, судя по всему, налогоплательщики посещают "по случаю", информация о новой электронной услуге два-три раза звучала в теленовостях. Маловато. Зная недоверчивость нашего человека, можно предположить, что многих беспокоит проблема безопасности данных, и они решили дождаться отзывов своих более решительных коллег. Другие еще не постигли возможностей виртуального пространства. У третьих нет оборудования и Интернета. Наконец, необходимость получения цифровой подписи в Центре сертификации открытых ключей органов публичной власти (далее - Центр сертификации) при Центре специальных коммуникаций Службы информации и безопасности создает психологический, а стоимость каждой подписи - 1000 леев - финансовый барьер при принятии решения о переходе на электронную форму отчетности. Каждому юридическому лицу необходимо получить две подписи - отдельно для руководителя и главного бухгалтера. Сертификат открытого ключа выдается на год, по истечении которого надо покупать новый - в соответствии с действующим тарифом, сказали в Центре сертификации. Если бухгалтер обслуживает несколько фирм - а у нас это распространенная практика, - ему нужны подписи для каждой фирмы отдельно. Когда все подписи размещаются на одном носителе, клиенту предоставляют небольшую скидку.Некоторые налогоплательщики считают, что для сдачи электронной декларации можно было бы применить имеющиеся у каждого предприятия логин и пароль пользователей услуги "банк-клиент", и это не стоило бы дополнительных денег. Но специалисты утверждают, что пароль для банка не гарантирует безопасность информации в такой степени, которая необходима в случае с налоговыми данными. Среди шести самых продвинутых - не только крупные налогоплательщики, для которых 2 тыс. леев в год - небольшие деньги. Директор малого предприятия "Paralax" Максим Кашурников о портале е-Декларация узнал случайно - из ТВ-новостей. Зашел на веб-страницу налоговой инспекции, прочитал информацию для потенциальных пользователей портала, позвонил в налоговую инспекцию. Его направили в Центр сертификации за электронным ключом и цифровой подписью. На сайте последнего (www.pki.cts.md) он заполнил и отправил по назначению нужную форму, оплатил услугу через банк. Через неделю получил подписи. С сертификатом открытого ключа пришел в ГГНИ (когда пользователей е-услуги станет больше, обслуживать их будут территориальные налоговые инспекции) и после идентификации данных получил временные логин и пароль для санкционированного входа в портал е-Декларация. "Временные логин и пароль нужны для первого входа на страницу е-Декларация, - говорит начальник управления информационных технологий ГГНИ Алла Колибан. - Те, у кого их нет, не имеют доступа к порталу. Но когда пользователь входит в систему, она сама предлагает ему изменить логин и пароль, и это один из многих способов защиты информации налогоплательщика". Декларации "Paralax" за сентябрь и все отчеты за третий квартал были сданы в режиме реального времени. Максим Кашурников считает, что расходы на приобретение цифровой подписи окупятся. "У малого предприятия немного отчетов, и мы тратим время и деньги не столько на их заполнение, сколько на дорогу в налоговую инспекцию и обратно, на простаивание в очередях", - говорит он. За безопасность передаваемой информации директор не опасается: любой документ может быть украден и со стола налогового инспектора, пока никого нет в кабинете. Проблем с заполнением отчетов не испытывает: "Если хорошо знаком с бланком отчета, то его заполнение не составляет никакого труда", - говорит он. Но одна проблема все-таки была: не сразу смог зайти на сайт ГНИ. Подождал до следующего дня - и все получилось легко и просто. "Несмотря на то, что на нашей странице размещена инструкция для пользователей услуг портала е-Декларация, мы отвечаем на все вопросы новичков: куда обратиться, какие документы предъявить, рассказываем, как работать в системе", - говорит Алла Колибан. Услуги портала е-Декларация предоставляются бесплатно. Для работы в системе не требуется дополнительной подготовки, продолжает она, достаточно знаний на уровне пользователя. Мы показываем некоторые возможности программы, дополнительно упрощающие процесс сдачи электронного отчета. Так, программа автоматически заполняет "шапку" отчетов, проверяет правильность их заполнения, указывает на ошибки и снижает риск описок. Если налогоплательщик не согласен с расчетами программы, он вносит свои цифры, но должен быть готов объяснить их налоговикам, которые увидят несоответствие при получении отчета. За ним остается право сдавать откорректированные электронные отчеты в установленные сроки. "Бухгалтер может заполнить отчет не на нашей странице, а в своей программе, - говорит Алла Колибан, - затем перевести документ в формат ХML, подписать его и нажать кнопку "отправить". Для предприятий, которые организовали компьютерный учет, обеспечивающий автоматическое формирование отчетов, это дополнительная экономия времени". У налоговиков процесс сбора и обработки отчетов тоже упростится. И ошибок, которые неизбежны при ручном вводе данных налоговых отчетов, практически не будет. Ответы на многие вопросы к налогоплательщику можно будет получить, не выходя из офиса. Процесс возмещения НДС или переплаты по другим налогам должны ускориться, говорят налоговики. Но это станет возможным только при наличии большого количества пользователей.Налоговые отчеты хранятся на сервере ГНИ в формате ХML в том виде, в котором они были отправлены налогоплательщиком и приняты налоговой инспекцией. Инспектор имеет доступ к принятому документу и, когда это необходимо, проверяет интересующую его информацию. Например, чтобы удостовериться в истинности поставки, инспектор сравнит реестр исходящих накладных поставщика с перечнем входящих покупателя: встречная проверка не понадобится. Изменить данные отчета он не может: защищенный цифровой подписью документ открывается "только для чтения". Человеческий фактор значительно минимизируется. Сервер ГНИ обеспечен несколькими степенями защиты, администраторы осуществляют непрерывный мониторинг посещений сервера. При любой попытке несанкционированного входа в систему они получат сигнал и примут необходимые меры защиты. Но пока "взломов" не зафиксировано, говорит Алла Колибан. И процесс передачи отчетов немногочисленных пользователей новой системы прошел успешно. Еще в конце марта этого года предполагалось, что получать электронную услугу в течение первого года смогут только крупные налогоплательщики (их около 360 по республике). Сейчас это ограничение снято, и круглосуточный доступ к новой услуге предоставлен всем юридическим и физическим лицам, получившим цифровую подпись. Параллельно сдавать декларацию на бумажном бланке не надо. Распечатывать отчеты для проверяющих тоже нет необходимости: они хранятся в базе данных ГНИ. "Хорошо бы, например, акты сверки делать в режиме реального времени", - говорит Максим Кашурников. Программа не дает возможность видеть свой лицевой счет, получать различные справки, например, об отсутствии долгов перед бюджетом, в режиме реального времени. "Электронный отчет - это только начало, - обещают налоговики. - Система позволяет, и мы будем оказывать налогоплательщикам и эти, и другие услуги".
0