470

«Гагаузский прагматизм»

В прошедшее воскресенье, в Комрате, во второй раз проводился фестиваль вина – «Gagauz sarabin yortusu». На него приехали гости из Белоруссии, Турции, Румынии, Украины, сотрудники аккредитованных в Молдове дипломатических миссий. В его официальном открытии приняла участие премьер-министр РМ Зинаида Гречанная. В Гагаузии 15 винодельческих предприятий, товарные виноградные плантации занимают 14 тыс. га, из которых 2,5 тыс. га посажены за последние годы. Инвестиции в перерабатывающие мощности составили более $30 млн.Почему в Гагаузии появился свой праздник вина, специально для «ЛП» объяснил башкан автономии Михаил Формузал: «Все объясняется сугубо гагаузским прагматизмом. Наши виноделы принимали участие в Национальном дне вина в Кишиневе. Предприятия не могли одновременно выставлять по стенду и там, и здесь. Поэтому мы дали им возможность отдохнуть две недели. За это время поспевает молодое вино, в чем есть свой плюс, т.к. соблюдаются и наши традиции – собрал виноград, выжал, залил сок в бочку и 40 дней к ней не подходи. Лишь по истечении данного срока можешь пить вино. Мы посчитали, и как раз получается первое воскресенье ноября. На конкурс молодых домашних вин около 70 человек выставили свои вина. А если проводить «Gagauz sarabin yortusu» на две недели раньше, то вина даже не успевают до конца перебродить, ведь здесь в основном выращивают виноград красных сортов, который созревает позже, чем белые. Получается, что оценивали бы в основном вина прошлых лет, а нового урожая остались бы вне конкурса». На центральной площади Комрата разместились стенды предприятий и подворья, которые сложно назвать стендами. Они отражают национальную культуру многоязычного края: «Русское подворье», «Casa moldoveneasca», гагаузское, подворье села Ферапонтьевка с вывеской на болгарском «Ласкаво просимо», подворья Комрата, с. Кирсово. И даже башкан обзавелся своим, с гостеприимно накрытым столом и бочкой с вином. Филиал Торгово-промышленной палаты в Гагаузии в своем павильоне представил лучшие крестьянские хозяйства. Кто-кто самостоятельно стал за прилавок, чтобы угощать и продавать свое вино, как братья Константиновы из одноименного фермерского хозяйства. В целом День вина казался неофициальным, домашним - для любителей вина. У праздника появились герб, флаг, гимн и дизайн призов для победителей конкурсов. Гран-при за особые заслуги в развитии виноградарско-винодельческой отрасли Гагаузии присужден АО «Vinuri de Comrat», это предприятие награждено и диплом Правительства РМ. На празднике были объявлены итоги нескольких конкурсов. Лучшим ординарным белым вином признано «Алиготе», 2007 «DK-Intertrade», а красным – «Каберне-совиньон», 2007 г. того же производителя. Лучшее белое марочное вино – «Шардоне де Казайяк», 2007 г. («Kazayak-vin»), лучшее красное в этой категории – «Каберне-совиньон», 2007 г. («Vinaria-Bostavan»). Лучшие десертные вина: ординарные – белое «Траминер», 2004 («Kazayak-vin»), красное – «Кагор», 2008 («Vinuri de Comrat»); марочные – белое «Ауриу», 2003 г. («Vinuri de Comrat»), красное – «Кагор», 2003 г. («Kazayak-vin»). Лучшее игристое вино – белое полусладкое «Кирсова», 2007 г. («Инвинпром»). В конкурсе молодых вин победили «Шардоне» («Kazayak-vin») и «Каберне-совиньон» («Vinuri de Comrat»). Генеральный директор АО «Vinuri de Comrat» Анатолий Смолев сообщил, что в нынешнем сезоне завод переработал в два раза больше винограда, чем в прошлом, - 4,5 тыс. т. Полученную за 2007 г. прибыль (2 млн леев) потратил на предоплату за виноград. Это примерно 20%, еще 30% должен выплатить до Нового года. Остальные – по мере реализации. Всего долг виноградарям – 8 млн леев. За предыдущий сезон закончил рассчитываться в апреле. В коллективе из 600 человек остались 130-140. С потерей российского рынка и тех объемов нет, и молодежь не удержать зарплатой в 1,5-2 тыс. леев. Пока отгрузки в Россию не возобновились, хотя есть разрешение от «Роспотребнадзора». Ведем переговоры с компанией «Моро». По цене договорились, но здесь считают ее очень низкой. Сегодня проводится комплектация заказа: необходимы эксклюзивная бутылка (европейские вина утомили потребителя однообразной классической формой), и несколько другой ассортимент, чем до эмбарго. В связи с этим в последнем сезоне вырабатывали качественные вина - белые, красные и кагор. Акцент сделан на белых шампанматериалах для Киевского завода шампанских вин. Оплата за такую продукцию идет быстрее, и затрат меньше. - АО «Vinuri de Comrat» выжило благодаря украинскому рынку, на который отправляем до 90% выпускаемой продукции. До марта 2006-го Украина занимала лишь 10-15%. Еще немного экспортируем в Белоруссию и Польшу. Говорят, что Молдову не затронет мировой финансовый кризис. Но в России ниша молдавских вин за два года захвачена низкопробным местным вином, на Украине доллар подорожал, продажи вин приостанавливаются, следовательно, и платежи задерживаются. Если Украина не будет покупать нашу продукцию, то и у нас будет кризис, - считает Анатолий Смолев. Это предприятие – крупнейшее в Гагаузии, но так и не обзавелось собственными виноградниками. По мнению собеседника, несправедливо то, что АО «Vinuri de Comrat» отчисляет по 30 банов с каждого литра вина в фонд по поддержке закладки виноградных насаждений (1,5-2 млн леев в год), но деньги идут на создание сырьевой базы других компаний. У этого производителя сложились давние партнерские отношения с хозяйствами из Конгаза, которые возделывают виноградники на 1300 га (вместе создали ассоциацию). Плантации старые и нуждаются в реконструкции. Однако средства фонда предназначены только для посадки виноградников. «Почему бы эти деньги не выделять и для реконструкции? – спрашивает руководитель винзавода. – Если бы средства были аккумулированы в нашей налоговой инспекции, и она выделяла их только на эти цели, то завод был бы обеспечен сырьем. А при существующем положении дел мы не знаем, как он будет работать в будущем».- Завершившийся сезон был сложным, но не по технологическим причинам. Виноград был качественным, с сахаристостью 180-230 г/куб. дм, - говорит генеральный директор «Kazayak-vin» Виктор Флорика. – Сдатчики винограда возмущались ценами на виноград. Мы закупали красные сорта по цене до 3 леев/кг (с НДС), белые – по 2,6-2,8 лея/кг. Планировали принять 6 тыс. т (в 2007 г. – 1 тыс. т), но ограничились 4 тыс. т, т.к. в зоне нахождения второго предприятия, входящего в холдинг вместе с «Kazayak-vin», виноград белых сортов был дешевле. На юге спрос на белые сорта был выше, чем в других регионах республики, т.к. здесь больше выращивается красных сортов, чем белых, расположены крупные винодельческие предприятия, и украинские переработчики закупали только белый виноград. Весь виноград приобретен в хозяйствах (собственных виноградников нет), с которыми заключены долгосрочные договоры. В трех хозяйствах есть молодые виноградники пятого и шестого года плодоношения. Это говорит о качестве нашего продукта. Вино, изготовленное с тех виноградников, было отмечено дипломами на Дне вина и в Кишиневе, и в Комрате. В этом году вырабатываем только сухие вина, т.к. есть остатки десертных вин прошлых лет. К сожалению, мы еще не возобновили экспорт в Россию, хотя проверку комиссии «Роспотребнадзора» прошли, ждем официального разрешения. До эмбарго, работая в три смены, завод не успевал удовлетворять потребности партнеров на этом рынке. Кризис заставил переориентироваться на рынки Казахстана, Украины, Белоруссии, Польши. Последние два года отгружали и виноматериалы, но отказались от этого. Вина должны разливаться в бутылки, в том числе и для того чтобы их качество доходило до потребителя. - Мы остаемся на плаву и выживаем благодаря производству игристых вин, - рассказывает заместитель директора ООО «Jemciujina» Константин Губогло. – Поэтому в этом году в программе сезона была заготовка винограда белых технических сортов для выработки шампанских материалов. Переработали всего 1 тыс. т, т.к. есть немного запасов. За виноград почти рассчитались: в мае-июне был взят кредит для авансирования хозяйств, чтобы они могли обеспечить необходимый уход за виноградниками. Так мы удерживаем своих партнеров. Кредиты – самый большой наш бич, практически не выходим из них. Чтобы разлить «шампанское», вся комплектация приобретается по предоплате, а продукцию отпускаем с отсрочкой платежа. Разливаем для местного рынка и крупнейшего партнера – Брестской областной базы «Бакалея». В августе выпустили новый продукт – красное игристое вино «Жемчужина». На Дне вина в Кишиневе оно получило диплом I степени. Начинаем экспорт продукции в Румынию. У нас уже есть покупатели в Татарстане, но у предприятия еще нет разрешения для работы на российском рынке (не было комиссии «Роспотребнадзора»).
0