534

Противоречивые тенденции прошедшего месяца

Если мировой финансовый кризис доберется до Молдовы, то первым это должно отразиться на внешнеторговой деятельности наших предприятий. Ситуация на многих экспортных для молдавских товаров рынках не располагает к торговой активности. Даже несмотря на предновогодний «сезон». Вице-министр экономики и торговли Юрий Мунтяну отметил для «ЛП», что поводов для беспокойства нет: «Мы проводим ежедневный анализ ситуации в экономике Молдовы, отслеживаем все макроэкономические показатели, включая внешнеторговую деятельность предприятий. По необходимости 1-2 раза в неделю собирается рабочая группа по мониторингу макроэкономической ситуации. Специалисты МЭТ находятся в постоянном контакте с предприятиями, играющими ключевую роль в своих отраслях, анализируют тенденции на микроуровне. Могу только еще раз повторить: никаких признаков влияния мирового кризиса на экономику Молдовы не наблюдается, ни одного обращения со стороны хозяйствующих субъектов по поводу возникших трудностей не поступило». Предварительные данные таможенной статистики на конец октября свидетельствуют, что за последний месяц объемы импорта в Молдову упали примерно на 300 млн леев по сравнению с сентябрем. В первый месяц осени было завезено товаров из-за рубежа на сумму 4,049 млрд леев, в октябре – на 3,741 млрд. Связано ли это с кризисом? «Утверждать подобное было бы неправильно, - заметил по этому поводу генеральный директор Таможенной службы Виорел Мельник. - Детальный анализ итогов внешней торговли за октябрь еще предстоит сделать, а общая сумма импорта ни о чем конкретно не говорит. Есть ряд лежащих на поверхности факторов, которые нельзя не учитывать. Например, если в июле тонна бензина стоила порядка $1200, то в октябре ее цена была в два раза ниже. Физические объемы импорта этих нефтепродуктов за два последних месяца практически на одном уровне, а в денежном эквиваленте спад очевиден. Несомненное влияние на показатели оказывает также курс национальной валюты. Это еще один фактор. Сравнивать с прошлым годом тоже не совсем корректно, хотя за октябрь импорт примерно на 100 млн леев превышает объемы за этот же месяц 2007 года. Из-за прошлогодней засухи осенью много завозилось в Молдову зерновых, подсолнечника. В этом году, наоборот, урожай этих культур очень высок и в импорте нет надобности. Так что изменение общих показателей – это еще не повод для каких-либо выводов о влиянии мирового кризиса». Не дает однозначной оценки и статистика по отдельным товарам. По предварительным данным Таможенной службы, в октябре отмечено снижение как экспорта, так и импорта цемента по сравнению с предыдущим месяцем. Поставки молдавского цемента упали с 82,7 тыс. тонн до 65,3 тыс. (с 85,9 млн леев до 57,3 млн леев в денежном выражении). Импорт снизился более чем вдвое – с 1 тыс. тонн до 400 тонн. Наблюдается также снижение импорта оборудования – с 809,4 млн леев в сентябре до 751,4 млн в октябре. По обоим товарным позициям таможенная статистика включает в себя и данные по некоторым предприятиям Приднестровья, зарегистрированным в официальных органах Молдовы. Любопытная тенденция отмечена в поставках на молдавский рынок автомобилей. В октябре по сравнению с предыдущим месяцем заметно упал импорт юридических лиц – с 1338 штук до 837. Но ввоз в страну легкового транспорта физическими лицами частично компенсировал спад – ими было за последний месяц завезено 1492 единицы транспорта, что на 215 штук больше сентябрьского показателя. Разница в показателях импорта оборудования не столь значительна, чтобы из этого делать далеко идущие выводы. А тенденции торговли автомобилями по итогам двух месяцев вообще невозможно определить. Они завозятся крупными партиями, а потом могут продаваться в течение долгого времени. Тем более что небывало высокий курс лея в сентябре подстегнул закупки такого рода – импортерам рост курса национальной валюты дает дополнительную выгоду. Тезис о непричастности мирового кризиса к внешнеторговым обменам подтверждают и данные по экспорту готовой одежды после переработки – ее объемы в октябре выросли по сравнению с сентябрем на 5 млн леев. Мелочь, но приятно.Больше пищи для размышлений представляет анализ ситуации внутри страны и на конкретных предприятиях. За отсутствием более свежих данных, обратимся к статистике промышленного производства по состоянию на конец сентября. В целом за девять месяцев нынешнего года выпуск промышленных изделий вырос по сравнению с аналогичным периодом 2007 года на 2,8%. В то же время по целому ряду товаров отмечено заметное снижение производства. В частности, ковров – на 4,3%, картона и бумаги – на 22,4%. Снижение объемов их производства может сказаться на статистике внешней торговли. Генеральный директор АО «Ковоаре-Унгень» Николас Никула на вопрос «ЛП» о влиянии на деятельность предприятия разговоров о кризисе ответил неоднозначно. «Конечно, мы связаны с зарубежными партнерами многими нитями, потому не можем игнорировать все, что происходит в Украине, России, или странах Европы, - заметил он. - Но к счастью, влияние кризиса мы пока чувствуем опосредованно. Мы примерно в равной пропорции поставляем ковры на рынки Европы и стран СНГ. Снижения продаж по сравнению с прошлым годом у нас нет, с кредитованием тоже все в порядке. Поставщики сырья работают с нами на прежних условиях, несмотря на трудности, с которыми они столкнулись. Благодаря инициативе правительства в рамках СНГ приняты предложенные Молдовой правила происхождения для ковров, которые устранили существовавшие разночтения в этом вопросе при поставках нашей продукции на восточные рынки. Другими словами, сегодня у нас действительно нет проблем как при производстве ковров, так и при их экспорте. А что касается опосредованного влияния мирового кризиса на нашу работу, то оно относится скорее к области психологии. В прошлом году спрос на ковровые изделия превышал наши возможности экспорта. Сейчас покупатели более осторожны и разборчивы. Но мы просчитали такой вариант, предприняли дополнительные меры по поиску клиентов и сумели сохранить продажи на прежнем уровне». Снижение объемов производства картона и бумаги в Молдове за девять месяцев объясняется целым рядом причин, многие из которых прямого отношения к мировому кризису не имеют, пояснили для «ЛП» в министерстве экономики и торговли. Генеральный директор АО «Молдкартон» Вячеслав Чумаченко в общем поддержал такую позицию. «У нас предприятие с иностранным капиталом, потому влияние кризиса сказалось разве что на частичном приостановлении инвестиционной программы по модернизации производства, - отметил он. - Мы работаем в основном на экспорт, поэтому некоторые трудности на рынках сбыта тоже ощущаются. Не радует нас и подорожание импортируемых химикатов. Но все это, можно сказать, рабочие моменты, с которыми приходилось сталкиваться и раньше. Поэтому драматизировать ситуацию мы не намерены». В более сложной ситуации в связи с мировым кризисом оказалась экономика Приднестровья. Власти региона уже обратились к Российской Федерации за финансовой помощью для выполнения социальных обязательств, приняли программу сокращения бюджетных расходов. Трудности в работе на экспортных рынках почувствовали бюджетообразующие предприятия. В частности, Молдавский металлургический завод и Рыбницкий цементный комбинат, которые обеспечивают более 70% экспорта региона, заявили о резком снижение спроса на поставляемую продукцию на внешних рынках. О своих убытках в связи с сокращением экспорта объявили еще несколько производителей. На фоне этих новостей в Приднестровье вновь вспомнили об «экономической блокаде» со стороны Молдовы. Недавно вице-президент ТПП непризнанной республики Юрий Ганин на конференции в Лондоне обвинил Кишинев в «торговле преференциями ЕС». По его мнению, затраты приднестровских предприятий на оплату таможенных процедур, сертификатов, транспортных и брокерских услуг на территории Молдовы составляют $35 млн. В то же время «экономия» от европейских преференций почти в два раза меньше - $19 млн. Вслед за этим с аналогичным заявлением выступил и заместитель генерального директора ММЗ Левон Варданян. По его словам, предприятие ежегодно тратит на регистрацию грузов в таможенных органах Молдовы $10 млн, к тому же несет серьезные потери из-за необходимости осуществлять экспорт по молдавской железной дороге с удлинением маршрута на 250 км. Вывод из всего этого один: страшнее не сам кризис, а разговоры о нем и спекуляции на трудностях некоторыми политиками и представителями деловых кругов. Но это уже не экономическая категория.
0