Беззащитные кондитерские изделия
Молдова приостановила введение специальных пошлин в отношении импорта кондитерских изделий из сахара. Правительство отзывает из парламента законопроект о применении защитных мер. До вынесения окончательного решения.Антидемпинговое расследование о применимости защитных мер к импорту кондитерских изделий из сахара (включая белый шоколад), не содержащих какао; шоколада и прочих готовых продуктов, содержащих какао; мучных кондитерских изделий; печенья, содержащего какао началось еще в июне. Расследования может продлиться 9 месяцев. Тем не менее, правительство уже предложило ввести специальную таможенную пошлину на импортируемые кондитерские изделия в период с 1 сентября по 31 декабря 2008 г. по ставке 20%, но не менее 60 евро за тонну, с постепенным ее снижением до 2012 года.Производители представили доводы, согласно которым импорт этих товаров возрос как в абсолютной величине, так и в доле занимаемого рынка. Объемы импорта отрицательно повлияли на долю рынка местных производителей, на уровень цен, применяемых производителями, и негативно отразились на финансовом состоянии молдавских производителей. Соответствующее заявление направила в мае Национальная ассоциация товаропроизводителей Молдовы, представляющая интересы большинства местных кондитерских предприятий, которые вырабатывают 80% общего объема производимой в республике продукции.По представленным данным, в 2005-2007 гг. потребительский рынок кондитерской продукции в стране увеличился с 44,6 тыс. до 55,1 тыс. тонн. При этом импорт данной продукции в 2007 г. в сравнении с 2005 г. вырос на 33,4%. Импортированные в Молдову кондитерские изделия составили 36,2% от общего объема потребительского рынка. Большая часть кондитерской продукции завозится в республику из Украины и России. Несмотря на рост рынка примерно на 25%, доля молдавской кондитерской продукции в общем ее объеме сократилась на три процентных пункта и в 2007 г. составила 63,8%. Антидемпинговые расследования Молдова начала после того, как в 2002 г. при минэкономики был создан Орган расследования ситуаций в сфере антидемпинговых, компенсационных и защитных мер. Сейчас он состоит из 9 человек, представителей министерств и ведомств под председательством первого вице-премьера. По словам директора управления торговой политики министерства экономики и торговли Октавиана Калмыка, Орган расследования рассматривает и принимает решения о начале расследования, предшествующего введению антидемпинговых, компенсационных и защитных мер, только в случае, когда запрос поступает от производителей, покрывающих не менее 70% объема национального производства по каждой товарной группе. За основу берется информация, предоставленная заявителем, которая в случае необходимости уточняется. Разработаны специальные вопросники – доля рынка, уровень использования производственных мощностей, рабочая сила, объем продаж, прибыль и т.д. Рассылаются уведомления всем заинтересованным сторонам, странам ВТО, секретариату ВТО, в том числе дипломатическим представительствам на территории республики. Орган расследования официально извещает рассматриваемых экспортеров и импортеров, представителей стран-экспортеров и заявителей о начале процедуры и ждет реакции. За все время было принято к рассмотрению 4 заявления. В 2003 г. после расследования введены защитные меры на сахар, которые в прошлом году были продлены еще на 4 года. В 2004-2005 гг. проходило еще два расследования – по парфюмерной продукции (введение защитных мер отклонил парламент) и по молочной продукции (после первого этапа расследования принято решение о недостаточности доказательств). Как заметил директор управления минэкономики, защитные меры касаются всех зарубежных стран, независимо от того, существует ли между сторонами соглашения о свободной торговли или нет, но реагируют на них обычно те, чьи коммерческие интересы могут быть затронуты. Секретариат ВТО в данном случае, как технический орган, не вмешивается и не влияет на принятие решения, а лишь консультирует по организационным вопросам и фиксирует результаты двусторонних переговоров. По словам Октавиана Калмыка, заинтересованные стороны и представители страны-экспортера могут ознакомиться со всей представленной органу расследования информацией, связанной с расследованием, за исключением внутренних документов. Они также могут представить свое мнение и комментарии по поводу этой информации. Что и было сделано в ходе двусторонних консультаций. Со стороны соседей по СНГ (России, Украины, Белоруссии) на прошлой неделе было заявлено, что режим свободной торговли, либерализация экономики республики и дух добрососедства, царящий на постсоветском пространстве, не предполагает закрытие внутреннего рынка. От других стран СНГ подобных возражений не поступало. Со стороны Европейского Союза прозвучали несколько иные аргументы, которые, пожалуй, и сыграли решающую роль в отзыве законопроекта. Не далее, как 3 октября в рамках заседания комитета по сотрудничеству с ЕС молдавской стороне напомнили, что решение европейцев по вопросу предоставления Молдове торговых преференций имели и встречные обязательства. Молдова обязалась воздерживаться от увеличения таможенных тарифов на импорт по отдельным позициям, способным затронуть коммерческие интересы стран ЕС. Как считает Октавиан Калмык, до конца ноября будет ясно, насколько предлагаемые заградительные пошлины ударят по сладкому бизнесу западных стран-экспортеров. Рынок, по идее, маленький. Могут и пренебречь не большой «упущенной выгодой».