499

Парламентская распродажа

Заседание парламента в четверг в одиночестве вела вице-спикер Мария Постойко. Спикер Мариан Лупу с молдавской делегацией отправился с официальным визитом в Китай, а Юрие Рошка, также с делегацией, принимает участие в заседании парламентского комитета по сотрудничеству РМ – ЕС в Страсбурге. Г-жа Постойко известна сдержанным стилем ведения слушаний, потому повестка дня содержала лишь один спорный пункт, который потенциально может вызвать дебаты; с остальными вопросами разобрались за полчаса. Но, как известно, если на сцене есть ружье, когда-нибудь оно выстрелит. Четверо депутатов-коммунистов Владимир Витюк, Анатолий Загородный, Ирина Влах и Георге Попа выступили с законодательной инициативой об утверждении изменений в приложение к закону об управлении публичной собственностью и ее разгосударствлении. Речь идет об исключении трех позиций из списка объектов госсобственности, не подлежащих приватизации. Депутаты намерены пополнить бюджет доходами от продажи авиакомпании «Air Moldova», гостиничного комплекса «Кодру» и – что самое интересное – ГП «Столовая парламента». «Правительство на данный момент не располагает средствами, необходимыми для модернизации этих предприятий», - полагают депутаты. - «Использование государственных денег ляжет тяжким бременем на бюджет». А в большинстве европейских стран авиакомпании являются частными, и ничего, живут (разве что кроме обанкротившейся «AlItalia»). Это что касается авиации. Но и гостиничным бизнесом государство занимается плохо, его развитие оставляет желать много лучшего. «В нашей стране пока не присутствуют представители гостиничных сетей мирового уровня, что обескураживает деловых людей, приезжающих в Молдову», - сокрушаются авторы инициативы. Остается единственно приемлемое решение: продавать, пока покупают. Первое, на что следует обратить внимание, - кто стал автором инициативы. Обычно приватизационные вопросы решает кабинет министров в лице минэкономики. «Хотелось бы увидеть Игоря Додона», - подтвердил недоумение оппозиции Думитру Дьяков. - «И где антикоррупционная экспертиза?» Экспертизы не оказалось, как заявил Анатолий Загородный, ее проведут после принятия закона в первом чтении. А правительство поддержало проект закона, так что и парламенту не грех пойти навстречу. Ион Гуцу рассказал о реальном, по его словам, положении дел в комплексе «Кодру». Вроде бы гостиница живет, наполняемость хорошая, 9 млн леев составляют платежи в бюджеты разных уровней, 6 млн – прибыль. «Есть интересный момент, будут ли заодно приватизировать государственную резиденцию», - спрашивает г-н Гуцу. - «Ее только что отремонтировали, затратив немало денег. И вообще, если нет указаний руководства страны, такие вопросы не выносятся на обсуждение». Поскольку комплекс продается целиком, видимо, потенциальным инвесторам предложат все здания, входящие в него. «А где будут обедать пятьсот человек, обслуживающие парламент?» - «После приватизации переоборудуют внутренний буфет, создадут нормальные условия для работников». - «Конечно, Евгения Остапчук имеет большой опыт в организации культуры питания»...Перепалка продолжалась, Думитру Брагиш не понял, зачем заниматься продажами в условиях финансового кризиса, все равно же цены падают, зачем наносить урон бюджету? Оказалось, что сейчас парламент занимается технической стороной вопроса, а продажа состоится через год-два. После технической экспертизы и инвестиционного конкурса, как обычно. «А зачем же ПКРМ с криками отстаивала выделение 90 млн леев на покупку самолета для «Air Moldova»?» - «Так его стоимость будет учитываться при оценке компании». Валериу Гума, любящий пошутить, спросил Георге Попа, что значит «low cost»? В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что зарубежные авиакомпании вынуждены порой перепрофилироваться в компании «low cost», а молдавскому ГП это не к лицу. Г-н Попа от ответа ушел, г-н Гума заметил, что авторы проекта сами не знают, что пишут. Low cost – сравнительно новое направление в авиаперевозках, при котором характерно полнейшее отсутствие дополнительных услуг для пассажиров, ни питания, ни газировки, салон самолета забит под завязку, хорошо хоть иллюминаторы есть. Зато и цена перелета Лондон-Париж составляет порядка 30 евро. Как заявил Владимир Филат, результаты голосования для всех очевидны. Мажоритарии это и продемонстрировали. Закон принят в первом чтении. Показательно, что второе уже запланировано на 31 октября. Так что профильной комиссии придется постараться, надо и обсудить документ, и провести антикоррупционную экспертизу, и преодолеть сопротивление оппозиции. Остальные вопросы четверга связаны с международным сотрудничеством. Молдова ратифицировала Сингапурское соглашение о защите торговых марок, международную Конвенцию о гармонизации проверок товаров на границе, Меморандум о взаимопонимании в отношении институциональной базы Инициативы по подготовке к чрезвычайным ситуациям и их предупреждению в Юго-Восточной Европе. Как сказано в обосновании целесообразности ратификации, «чрезвычайные ситуации могут возникнуть внезапно и развиваться постепенно, могут иметь локальный характер и охватывать несколько стран, могут нанести незначительные убытки и потери, сопоставимые с бюджетом страны». Уберечься от всего этого не получается, зато минимизировать последствия – вполне. Надо только усилить сотрудничество. Для Молдовы оно обойдется в 25 тыс. евро годового взноса. В прошлую пятницу, 17 октября, депутаты также не стали задерживаться на пленарном заседании. Из любопытных законопроектов можно выделить следующие. Депутаты установили новые понижающие коэффициенты цены при продаже участков, прилегающих к приватизированным предприятиям. Две недели назад, при рассмотрении проекта в первом чтении, планировались следующие параметры: в Кишиневе и Бэлць 1 га земли должен был стоить 903 тыс. леев, в Тирасполе и Бендерах – 542 тыс., в райцентрах, Комрате, Чадыр-Лунге и Вулкэнешть – 271 тыс., в остальных городах – 90 тыс., в селах и коммунах – 45 тыс. леев. В конце 2006-го истек срок применения понижающих коэффициентов. В результате цена увеличилась в несколько раз и достигла 903 тыс. леев за гектар, независимо от населенного пункта. Депутаты согласились, что это плохо влияет на инвестиционную привлекательность. Если столица еще справляется с рыночной ценой, то развитие инфраструктуры провинции под большим вопросом. Коэффициенты снизили. Но затем пошли еще дальше. Согласно внесенным изменениям в закон о нормативной цене и порядке купли-продажи земли определено, что не все земли муниципиев должны оцениваться одинаково. В Кишиневе гектар земли будет стоить около 800 тыс. леев, в городах около 630 тыс., в селах – примерно 450 тыс. леев и т.д.Глава Национальной медицинской страховой компании Георге Русу представил проект, предусматривающий, что иностранцы и лица без гражданства не обязаны иметь обязательное медицинское страхование в Молдове. За исключением лиц, постоянно проживающих и работающих в стране. По словам г-на Русу, существовавшее требование обязательного страхования могло заставить другие государства применять аналогичную практику по отношению к гражданам Молдовы. И ладно бы гастарбайтеры, но как быть с жителями приграничных сел, которые часто ездят в соседние страны? Депутаты согласились, язвительно отметив, что НМСК «крайне оперативно» реагирует на возникающие проблемы. Председатель Высшего совета магистратуры получит в пользование служебный автомобиль со спецномерами серии RM P. Как заявил глава комиссии по обороне, национальной безопасности и общественному порядку Юрий Стойков, несколько лет назад парламент уже определял, какие служащие пользуются авто с привилегированными номерными знаками. Но должность председателя ВСМ занимал тогда председатель Высшей судебной палаты, которому спецавто и так положено по статусу. Теперь появилась необходимость внести уточнения. Расширение числа пользователей спецномеров не встретило поддержки у оппозиционеров. Так, Игорь Клипий предложил рассмотреть вопрос о спецномерах в целом. По мнению депутата, они вообще не нужны, поскольку все граждане равны перед законом. Мажоритарии не согласились: «до прихода к власти коммунистов в данной сфере царила полнейшая неразбериха, и только ПКРМ сумела навести порядок». Кроме того, спецномера «по законам логики» и так предоставляются президенту, премьеру и спикеру. К тому же серии RM P, RM G ect устанавливаются лишь на служебные, а не личные авто. Ну, и мигалки в Кишиневе распространены не в московских масштабах. На следующий четверг в повестке дня пока лишь один вопрос, зато какой – проект закона о государственном бюджете. Основные сражения впереди.
0