482

«У нас есть все для того, чтобы поднять фестиваль вина на мировой уровень»

Нынешний День вина ничем не отличался от предыдущих. Неизменные павильоны производителей, попивающие напитки виноделы, чинно сидящие за столами внутри павильонов. Переминающиеся с ноги на ногу их гости с бутылками в руках. Но может все быть по-другому. Как – нам поведал продюсер компании Bisconcert Артур Сухих, побывавший на фестивале пива Oktoberfest в Мюнхене.В этом году Oktoberfest посетили более 6,5 млн туристов. «Только это может дать объяснение успеху проекта, - считает Артур. - Пока ты не узнаешь, что привлекает туда человека, ты не поймешь философию праздника. Конечно, Oktoberfest – это традиции, существующие уже 200 лет, там все отлажено и отработано до мелочей. А наш фестиваль – очень молод. Но потенциала, заключающегося в изюминках, которые просто лежат на земле молдавской, здесь не меньше. Но их же необходимо поднять. Начнем с того, что Oktoberfest – это бизнес-предприятие, которое устроено очень просто: торговым маркам предоставляются площади, их обеспечивают соответствующей инфраструктурой – вода, электричество и т.д. Пивовары сами фестиваль не организуют – они в нем участвуют. Но там есть некие операторы рынка, которые занимаются организацией, и власти в ней участия не принимают. У бренда Oktoberfest есть владелец».Организация праздника – дело какой-либо компании, никто же не станет спорить с тем, что это тоже профессия, и в этом нужно знать толк. И в мире давно научились совмещать интересы государства и эвент-компаний. «Пока виноделы сами не захотят настоящего праздника, ничего не сдвинется с мертвой точки, - резюмирует Артур. - И это естественно: кто лучше меня устроит мой день рождения? Праздник должен быть интересен в первую очередь им».А имениннику было бы интересно порадовать гостей. Чем радует Oktoberfest? Синтезом, говоря грубо, народной «попойки», организованной профессионально, и народной музыки, большого меню из национальных блюд. Это – большие инвестиции, праздник пива в Баварии проходит две недели. Причем круглосуточно, круглые сутки, конечно, для иностранцев. У нас растянуть праздник вина хотя бы на неделю – бессмысленно: иностранцев в таком количестве нет, а местным после выходных – на работу. На Oktoberfest половину территории занимают экспоненты, другую половину – аттракционы. Самый настоящий семейный отдых. При этом цены на пиво гораздо выше, чем в магазинах. Литровый бокал – 9 евро. Отдыхающие платят за все и на дармовые дегустации не рассчитывают. Однако в обед уже мест нет. Все – по брони. Фестиваль максимально открыт миру, по сути – это ярмарка достижений баварских пивоваров. С точки зрения государственного маркетинга – пропаганда его достижений. Шесть миллионов туристов за две недели – можно только примерно представить приток капиталов в этот регион. Что подтверждает 6, 6 млн литров выпитого пива, официально задекларированных организаторами. «Мы сидели в огромной палатке – территория нашей центральной площади - на 10 000 сидячих мест. И таких там – пару десятков. Вовсю работают туроператоры – за столами целые команды иностранцев. И предложение явно превышает спрос. Вещают телеканалы, которые транслируют происходящее сутками. А для самих немцев выйти на праздник в национальном костюме и попеть свои песни – означает получить огромное удовольствие. А как девушки умудряются одновременно принести десять литровых бокалов пива – просто удивительно».Сложно ли сделать настоящий праздник здесь? Вовсе нет. В принципе все гениальное просто. Надо лишь обратиться к своим национальным корням, дать возможность людям комфортно чувствовать себя в обществе. И позволить им общаться в нормальных условиях – а не ждать, пока освободится стол, а у нас таких ожидающих на нынешних Днях вина – сотни. «По сути, это была февральская выставка вина, перенесенная на площадь. И виноделы в этом не виноваты. И, скорей всего, площадь для этого мероприятия вообще не подходит – нужна другая инфраструктура. Площадь должна использоваться только для концертных программ. Мне представляется, что виноделы могли бы сконструировать молдавские подворья, с созданием атмосферы того региона, который они представляют. И не на площади, конечно, а раскидать подворья по всему городу. Можно создать винную карту, распределив винопроизводителей по районам. В городе много площадок, которые можно отдать виноделам. А вечером – концерт на площади. Если мы идем по пути винного уик-энда, то в пятницу можно организовать парад, а затем платформы разъезжаются по своим точкам. А в выходные – производители приглашают на подворья. Кто- то из них может пригласить этноджазовые коллективы, кто-то – фольклорные, и в каждом районе можно найти для организации подворья подходящие места. В Молдове, несмотря на то, что страна небольшая, есть разница между традициями севера и юга. Тараклия могла бы показать свои традиции – костюмы, песни, танцы, обряды – и мы удивились бы, узнав, что это тоже, оказывается, наши... И кто сказал, что на фестиваль вина нужно обязательно приглашать попсовых звезд? У нас же есть замечательная этнокультура, и ничего интереснее в данном контексте, чем этнокультура наша и других стран, не может быть. Поп-жанр здесь неуместен вообще. И я готов поспорить с кем угодно, что если привезу оркестр из Испании, играющий народную музыку, площадь будет заполнена. Разве не интересны публике и виноделам традиции винопроизводства Испании, Болгарии, Румынии, ЮАР, Австралии, Чили, Франции, Италии? Правильно ли, что фестиваль вина у нас закрытый? Может, имеет смысл привести виноделов из-за рубежа, чтобы они построили свои шатры?»Фестиваль вина может стать главным событием года в винной республике, и ничто в этом ему помешать, вроде бы, не может. Главное – отказаться от стереотипов и штампов, которые мы сами себе навязали. К сожалению, пока не видно даже нам, гражданам, что это именно молдавский национальный праздник. И нам тоже, а не только иностранцам, интересно было бы узнать, в чем разница между нами и итальянцами, французами. И затем, поняв разницу, обнаружить общее – в этом, видимо, и есть смысл человеческого общения: «общее» и «общение» – слова однокоренные. Стран, производящих вино, немало. Но туристы приезжают ведь не только за вином. Привлечь туризм в отдельно взятую страну может только этнокультура, и других мотиваций, где бы вы их не искали, нет. А этнокультуру надо правильно подать.«Я бы мог сделать так, чтобы Горана Бреговича на центральной площади Кишинева представил конферансье в официальном костюме. Но его представлял Роман Ягупов – носитель нашей культуры, продвигающий ее за рубежом – представлял человека, поднявшего свою культуру на мировой уровень. И фестиваль вина, как главное событие года, заслуживает того, чтобы его проведение обсуждалось за большим круглым столом с участием винопроизводителей, эвент-компаний и государства. Наверняка не только мы – публика - понимаем, что в организации Дней вина что-то не так, но, быть может, настало время об этом поговорить открыто. На Oktoberfest пьют пиво, слушают немецкую музыку и едят немецкую кухню. В Бразилии не устраивают немецкий карнавал – а свой. Поэтому хотелось бы побывать в Молдове на своем фестивале вина, который пока ничем этническим не выделяется. И увидеть, например, каковы традиции виноделия в болгарских селах, у каждой области ведь специфика своя».
0