Точка на франшизе
Редкое появление франчайзинговых точек в кишиневском общепите рестораторы объясняют просто: «Франчайзинг — это собственный бизнес минус свобода». Выплачивать первоначальный взнос (он же паушальный), роялти, расходы на рекламу, взамен на использование товарного знака и бизнес-системы «под ключ» сегодня не выгодно. Если речь идет не о «McDonald`s». В противном случае, проще скопировать идею, переманить шеф-повара, не связывая руки жестким контрактом. Франчайзинговых точек в Кишиневе единицы: сеть «McDonald`s», «Пицца Celentano», кондитерская «Daskalides» и ресторан «La Boucherie». Большинство франчайзи (покупатели франшиз) — иностранцы, самостоятельно развивающие здесь бизнес. Яркий пример, когда молдавская компания стала правообладателем чужого бренда и технологий на территории республики, связан с пиццерией «Celentano». Более года назад владельцы фирмы «Universul restaurantelor» заключили с украинским франчайзером «FFS» («Системы быстрого питания») договор коммерческой концессии. Мастер-франшиза была приобретена на весь портфель брендов «FSS» - «Пицца Celentano», «Картопляна Хата», «Кафе Пункт» и «Япи». Но пока развивается только пиццерия. Согласно финансовым условиям, паушальный взнос при покупке варьирует от $4 тыс. до $10 тыс., в зависимости от региона. Плюс роялти в размере 1,5% от оборота. По словам молдавского франчайзи, при запуске «Celentano» общая сумма инвестиций составила 150 тыс. евро, при этом удалось договориться не о процентном, а суммарном роялти (порядка $500 в месяц). В этом году прорисовывается другая картина. Появился еще один франчайзи, который получил права на известный российский бренд «Планета Суши». Им стала одна из компаний бизнесмена Виктора Шелина. Франчайзер - «Росинтер Ресторантс Холдинг», которому также принадлежат заведения с марками «IL Патио», «1-2-3 кафе», «Мока Лока», «Печки-Лавочки», «Американский бар и гриль» и др. В системе холдинга более 260 ресторанов из которых порядка 70 работают по франчайзингу. Условия сделки не разглашаются, однако известно, что в случае с «Планетой Суши» размер паушального взноса обычно составляет $40 тыс., роялти — 6% оборота и до 5% от объема продаж отчисляется в маркетинговый фонд.Ряд франчайзинговых точек будут открыты в «MallDova», но франчайзи — иностранные компании, которые намерены самостоятельно развивать бизнес. Наиболее громкие проекты связаны с ресторанами «фаст фуд» «КFC» и «Pizza Hut». Эти международные сети редко входят на рынки, подобные молдавскому. Наш случай — заслуга «Lemi Invest», управляющей моллом. Из сообщений в румынской прессе известно, что оба ресторана откроются в Кишиневе в декабре. Права франшизы для Молдовы получили «US Food Network » и «American Restaurant Sistem», контролируемые компаниями, зарегистрированными на Кипре. Прогнозируемая сумма инвестиций в каждый ресторан — порядка 500 тыс. евро. Согласно публикациям, франчайзи сети «KFC» намерен ежегодно открывать по несколько таких заведений в Румынии и Молдове. Что касается «Pizza Hut», молдавские источники в ресторанном бизнесе утверждают, что бренд представляет одна из фирм того же Виктора Шелина. Недавно в молдавском электронном магазине франшиз появилось еще одно предложение — франчайзинговый пакет известной сети итальянских ресторанов «Sbarro». Сеть работает в формате «quick & casual», предлагая недорогой, но качественный «фаст-фуд». Принадлежит американской корпорации «Sbarro», франчайзи — российская «Бразерс и Компания», которая получила эксклюзивные права на территории России, стран СНГ и Балтии. В Молдове официально ее никто не представляет. За франшизу россияне просят $40 тыс. при открытии ресторана, либо $25 тыс. - для фуд-корт. Роялти — 8% от оборота, рекламный пай зависит от условий сотрудничества. Рестораторы считают, что сумма вполне посильна. Стоимость франшиз варьирует от 0 до $500 тыс., но самый распространенный пакет - в пределах $20-30 тыс. За эти деньги продают права на открытие кофейни, небольшого демократичного ресторана, пиццерии. Таких, как «Пицца Соле Мио» или «Wokie Dokie». Дороже стоит франшиза крепкого, раскрученного бренда. К примеру, право на открытие трактира «Елки-Палки» оценивается в $75 тыс., роялти - $5 тыс. вне зависимости от оборотов. Дешевле франшизы кофеен и стрит-фуда, в среднем $2-3 тыс. при ежемесячных отчислениях в 5% с продаж. Уникален опыт сети «Fornetti», торгующей выпечкой быстрого приготовления. Марка широко распространена в странах Восточной Европы, в Молдове она представлена украинским франчайзи. Для запуска предприятия нужен киоск и $1 тыс. (залог за фирменную печь). При закрытии точки залог возвращают. Выплат за использование торговой марки нет. Таким образом франчайзи получает гарантированный сбыт продукции, работая на оборот.Таков опыт иностранных игроков, но вскоре могут появиться и местные франчайзоры. На прошлой неделе компания «Business Broker Consulting» провела первый семинар «Практические решения для развития бизнеса с помощью франчайзинга», на который пригласили потенциальных операторов. Представитель общепита был один - «Trabo Plus», владелец сетей «Andy`s Pizza» и «La Placinte». Компания уже продала франшизы «Andy`s Pizza» в Кахул и Приднестровье. Договор предполагает как паушальный взнос, так и роялти, однако для каждого франчайзи условия разные, с учетом специфики местности и предполагаемых оборотов партнера.Семинар был приурочен к появлению новой услуги «Bussiness Broker Consulting» - разработки франчайзинговых пакетов. В портфеле компании уже есть первый продукт: коммерческая франшиза «Talking Flowers», заказанная молдавским предпринимателем. По словам специалиста компании Марины Балан, одним из самых успешных франчайзеров могла бы стать ресторатор Инна Виеру. Eе кондитерская «Delice d`ange» в сжатые сроки могла бы найти франчайзи. Заинтересованность проявили сотрудники «Bucuria», которым предложили разработку франшизы на сеть т. н. подарочных магазинов (кондитерская продукция плюс спиртное). Для местных кондитеров — это решение проблемы, поскольку франчайзинг позволяет сэкономить на развитие сети. По словам Марины Балан, к требованиям по выплате паушальных взносов и роялти многие относятся скептически. Рынок к таким расходам не готов. Другое дело, если после покупки франшизы сразу появляется отдача. Т. е. рассчитывать на это могут только представители очень известного бренда, не имеющего на рынке аналогов. Такой продавец преследует цель не максимально расширить сеть, а максимально заработать на клонах. У «KFC» и «McDonald`s» это оправдано, тогда как условия покупки не раскрученного в Молдове «Sbarro», вызывают вопрос. Но международные компании практически не продают франшизу местным операторам. Дело в человеческом факторе: репутация бренда дороже любых издержек, чем дольше марка остается незапятнанной, тем больше она растет в цене. Особая статья — товарный франчайзинг, когда франшизу используют для роста продаж. В системе общепита (кроме стрит-фуд) он менее востребован. Но в fashion-индустрии и торговле давно практикуется. Взять, к примеру, магазин «Sela», где при покупке франшизы никаких взносов не предусмотрено. Франчайзи обязан оборудовать бутик по стандартам сети и закупать коллекции в определенном объеме. Дело уже не в роялти, а в гарантированном сбыте товара. Другой пример - франчайзи косметики «Локситан». Паушальный взнос - 6 тыс. евро, возможно, в виде компенсации на раскрутку бренда. Согласно договору, покупатель франшизы обязан достигнуть через два года объемов продаж на 350 тыс. евро. Франчайзи работает «на вал»: чем больше продаст, тем дольше удержит франшизу. Как оценить молдавскую франшизу? Эксперты на семинаре предложили вариант на базе сравнительного анализа. Если на месте того же «McDonald`s» работала бы молдавская точка общепита, то разница в прибыли этих двух ресторанов и есть цена франшизы. Хотя специалисты и в этом случае предвидят некоторые трудности. Проблема еще и в том, что продавцы не умеют распоряжаться франшизой. Продать мало, надо еще контролировать работу своих франчайзи, иначе система рискует стать обычной схемой дистрибьюции.Сегодня разработка франчайзингового пакета в Молдове оценена в 13 тыс. евро. Эксперты считают, что мало: в России цена такого вопроса варьирует в пределах 30-50 тыс. евро. Но там франшизу раскупают, как горячие пирожки.