Фрукты – это цены, имидж, качество
С 1 ноября 2008 года экспорт фруктов из Молдовы в Россию может быть приостановлен. Причина - в одной из партий молдавских яблок обнаружены пестициды. К началу ноября между профильными министерствами и ведомствами РМ и РФ должен быть заключен меморандум, на основании которого российская сторона проведет инспекцию молдавских фитолабораторий и, возможно, садов. По результатам проверок определится дальнейшая ситуация с экспортом. Об этом, как утверждают отечественные производители фруктов, их недавно предупредили в минсельхозе. И на всякий случай посоветовали активизировать внешние поставки уже заготовленных объемов яблок (а заготовка в этом сезоне пока идет необычно вяло). «Польские яблоки хорошего качества в коробках европейского типа в хранилищах распределительных центров ЕС стоят 0,22 евро/кг, а молдавские яблоки в деревянных ящиках на краю сада где-то в районе Единец стоят 0,36 евро/кг, - говорит Думитру Викол, директор фирмы «Monicol». - Кроме того, эти яблоки необходимо бережно довезти по не самым лучшим дорогам до промышленного холодильника. Перед закладкой на хранение фрукты обязательно должны быть опрысканы спецраствором. Конечно, далеко не все сельхозпроизводители берут на себя решение этой задачи, и далеко не все они честно сообщают покупателю о реальном положении дел. В результате, риск потерь при хранении — очень высок. При этом, само собой разумеется, всегда присутствуют рыночные риски. Поэтому не удивительно, что при емкости нашего холодильника 600 тонн, в этом году мы заложили на хранение всего 300 тонн. Так надежней, ведь твердо рассчитывать можно лишь на реализацию упакованной продукции только через сети молдавских супермаркетов. При этом стоит отметить, что холодильник фирмы «Monicol» обошелся примерно в 800 тыс. евро, из которых более полумиллиона евро — наши собственные инвестиции, остальное — гранты международных доноров. Холодильник оборудован новейшими аппаратами, в т. ч. контроля воздушной среды. Оборудование позволяет создавать в холодильных камерах состояние, близкое к вакууму, что удлиняет срок хранения. Однако, в существующих молдавских реалиях, инвестиции в такие холодильник — если заготовитель-торговец не обзаведется собственным интенсивным садом - окупятся очень нескоро».Но даже наличие собственного интенсивного сада площадью в сотни гектаров и холодильников емкостью в тысячи тонн, по мнению специалистов, не гарантирует таким предприятиям, как «Codru-ST» и «Basfruct», решительной и окончательной победы на всех направлениях торговли свежими фруктами. Свой собственный урожай такие предприятия уберут и сохранят, местные торговые сети каким-то ассортиментом упакованной свежей продукции насытят. Но вот на стороне такие предприятия большое количество яблок в нынешнем году не заготавливают, быть может — пока.На внешние рынки теперь, в условиях жесткой конкуренции, не выйти без таких обязательных преимуществ, как позитивный имидж, низкие цены, высокие объемы и качество. Как минимум, с тремя последними позициями в Молдове проблемы. Очевидно, поэтому небольшая группа предпринимателей агробизнеса организовала ассоциацию «Молдова Фрукт», в рамках которой внедряет собственные строгие стандарты качества. А впоследствии учредители ассоциации планируют преобразовать ее в предпринимательский кооператив — в целях консолидации производственного и торгового потенциала. И тогда европейцы узнают вкус настоящих молдавских яблок, иначе зачем Молдове торговые преференции ЕС.«Вопрос хранения столового винограда актуален, - считает Тудор Чобану, директор компании «Sauron». - В Молдове, как и во всей Европе, растет спрос на высококачественный и разнообразный столовый виноград. Например, посетители супермаркетов охотно покупают упакованный виноград «Рэд Глоб» и др. Наше предприятие предлагает саженцы более чем полутора сотен сортов винограда и сам виноград. И то, и другое мы храним в небольших холодильниках. Емкость рынка пока очень ограничена».По словам исполнительного директора Ассоциации производителей и экспортеров столового винограда, определяющую роль в индустрии столового винограда играет срединное звено — инфраструктура маркетинга, которая в идеале должна включать в себя и стандартизацию продукции, и ее упаковку, и рыночную логистику. Если эта система работает слаженно и правильно, то звену хранения столового винограда остается второстепенная роль. Специализированные предприятия по оптовой торговле в Италии и Греции, зачастую располагают собственными виноградниками (по уровню оснащения и урожайности — это настоящие фабрики), и, как правило, - собственными упаковочными и транспортными подразделениями. А также устоявшейся клиентской базой. В таких условиях поставки осуществляются буквально с колес, небольшие холодильники если и есть — то в основном на случай временных не стыковок. Но они случаются не часто, фирмы-поставщики плотно опекают клиентов-покупателей. Так что пробиться на рынок столового винограда ЕС молдавским фирмам будет очень сложно. Выход турецких и, особенно, египетских производителей столового винограда на рынок СНГ и, главным образом, России, эксперты называют «прорывом десятилетия». Ему предшествовало формирование (с помощью международных доноров) в Турции и Египте именно маркетинговой инфраструктуры: «упаковочных домов», терминалов в аэропортах и пр.В Молдове тоже внедрялись донорские проекты развития маркетинговой инфраструктуры, в планах — упаковочный терминал в свободном аэропорте Мэркулешть. Однако пока основным экспортным столовым виноградом остается сравнительно дешевый виноград сорта «Молдова». Развитие холодильного хозяйства в Молдове международные доноры проводили раньше и проводят теперь в формате развития всей цепочки формирования высокой добавленной стоимости в сельском хозяйстве.В частности, гранты на ходильное оборудование (как правило, американского производства) для молдавских предприятий американские доноры USAID/CNFA выделяли сначала через проект PFAP, затем через проект PDBA. Сначала это были единичные и относительно крупные гранты в модельные агробизнесы, затем — гранты небольшие и относительно массовые. Что, по оценкам экспертов, нетипично. Обычно западные доноры концентрируются на финансовой подпитке развития рыночных идей и институтов, а не групп предприятий — пусть даже модельных или широких. Ведь по меткому выражению представителя одной из донорских структур, «правильнее экспортировать не достижения цивилизации, а саму цивилизацию».В противном случае, надо полагать, донорская помощь будет напоминать советскую помощь братским развивающимся странам дизельными электростанциями, которые прекращали вырабатывать энергию сразу после прекращения поставок дешевых нефтепродуктов.И, наконец, развитие определенных направлений агробизнеса — будь то тепличное, или холодильное хозяйство — по логике вещей должно поддерживать национальное правительство. В частности, в нынешнем году в Молдове за счет бюджетного фонда поддержки сельского хозяйства компенсируется 20% инвестиций агропредприятий в холодильное оборудование. На получение этих субсидий в спецкомиссию уже поступило порядка 80 заявок.