Жизненный цикл игрушки
Интервью с директором компании Media Magnat Grup, специализирующейся на производстве детских настольных развивающих игр, Сергеем Маноловым.Господин Манолов, в Молдове на самом деле можно делать бизнес на игрушках?- Я всегда считал, что бизнес можно делать на всем. Просто здесь, как, собственно, и в любом другом деле, главное - выбрать правильную стратегию. Да, производство игрушек, особенно развивающих, не самый простой и выигрышный выбор. Здесь особый, специфичный подход и решения к производству, продвижению продуктов. Все это я понимал, но данное направление показалось мне достаточно интересным, несмотря на не совсем радужные перспективы. Помимо этого, на момент, когда я «созрел» для создания своей компании, в нише развивающих игр не наблюдалось серьезной конкуренции. Любой же бизнесмен старается найти свободное место на рынке…Но сегодня я могу отметить, что приложенные усилия, подход, избранный нашей командой, привели к неплохим результатам. Не могу сказать, что мы много зарабатываем, но наша компания уже получает прибыль. И это о многом говорит. Но почему именно игры стали Вашим выбором?..- Наша компания была создана около двух лет назад. До того я больше пяти лет проработал в банковской сфере. Там я наблюдал за становлением и развитием разных форматов бизнеса, особенно крупных проектов. Поэтому я знал, что для создания предприятий такого масштаба нужны очень внушительные финансовые вложения. Идея производить игры возникла у меня тогда, когда с учредителями типографии «Монарх» сформировались добрые отношения. Мы бы не смогли создать свой бизнес без партнерства с типографией. Полиграфическое оборудование очень дорогостоящее и в нашем случае «потянуть» такие инвестиции на начальном этапе мало кто смог бы. Правда, помимо детских развлекательно-образовательных настольных игр мы возлагали большие надежды на продвижение еще нескольких направлений: подарочная упаковка, конверты, открытки. Тогда сложно было предсказать, какое из них станет более перспективным. По одной простой причине: прежде этими направлениями вплотную никто не занимался. Уже через несколько месяцев стало понятно, что ставку можно делать именно на развивающие игры. Я рассматривал массу вариантов. Некоторые идеи были более перспективными и прибыльными, чем то, на чем я остановился. Но, как бы пафосно это не звучало, меня всегда привлекал социальный аспект в бизнесе. Большинство фирм создается для того, чтобы получить как можно большую прибыль. Для меня это создает некий психологический дискомфорт. Так вот, когда я «вынашивал» собственную идею, старался не ставить на первый план мысли о прибыли. И тот продукт, который я произвожу сегодня, не несет в себе никакого обмана, и он никогда не будет приносить какую-то сверхприбыль. Здесь нельзя применять какие-то высокие коммерческие наценки. Признаюсь: мы все-таки вынуждены заниматься и импортом. Это коммерческая составляющая нашего бизнеса. Мы импортируем пазлы из Польши и игрушки из пластика из Украины. Это изделия очень высокого качества. В дальнейшем мы рассчитываем расширить свой бизнес, но не столько за счет импорта, сколько за счет собственного производства. А как Вы формируете ассортимент продукции? - Это довольно сложный процесс. Почти невозможно предугадать, как воспримет покупатель тот или иной продукт. В том, что касается разработки новых позиций, должны работать специалисты. Мы пока не можем держать их в штате. Поэтому ассортимент формируется, исходя из каких-то личных ощущений, реакций и предпочтений детей наших сотрудников. А вообще, в разработку одного продукта вкладываются огромные усилия, и мы стараемся охватить гораздо более широкий спектр вопросов. Особенно, по части пользы и содержания наших продуктов. При рассмотрении всех этих исходных данных формируется финальный продукт, в который вкладываются, помимо всего прочего, и немалые деньги. Уже создана достаточно большая группа товаров, которыми мы оперируем, и она широко представлена на рынке. И, в принципе, продажи идут неплохо. Но разработка продукта – это лишь небольшая часть проекта. Огромных усилий стоит продвижение той или иной единицы. В Молдове есть оборудование, позволяющее печатать качественную, безопасную детскую продукцию или Вы размещаете заказы за рубежом?- Я уже сказал, что моим партнером является типография «Монарх», которая оказала существенную поддержку становлению нашей компании. Так вот, вся печатная продукция, а это порядка 80 наименований (начинали с 2-3 позиций): крупные пазлы, детское домино и пр. - полностью местные разработки, производимые именно на ее мощностях. Наш партнер занимается оформлением идеи, допечатной, печатной и постпечатной обработкой продукции.Бумагу и картон мы получаем из России и Финляндии. А высококачественную, безопасную краску - из Германии. Кстати, характеристикам сырьевых составляющих мы уделяем повышенное внимание. Учитывая возрастную группу, на которую рассчитана наша продукция (дети от трех лет), мы не то что должны, обязаны обеспечить ее безопасность. И не только выдерживаем эти требования, но и располагаем определенным запасом по этим позициям. Подтверждением тому служит и тот факт, что за почти два года работы у нас не возникало проблем с органами по сертификации продукции. По Вашему мнению, требования к безопасности игрушек у нас жесткие?- К сожалению, они не настолько жесткие, как того хотелось бы. Этим и объясняется, мягко говоря, не очень высокое качество некоторых позиций, представленных на полках магазинов. Поэтому, по моему глубокому убеждению, планку нужно поднимать. Мы совершенно не боимся этого. А точнее, только будем приветствовать такие ужесточения. Наша компания готова выполнить любые условия. Во-вторых, тем самым будет ограничен доступ на внутренний рынок некачественных изделий. А в нашем случае, это очень важно.Думаю, ситуация в корне изменится совсем скоро. Уже принят и опубликован Технический регламент в области безопасности игрушек. Он вступит в силу 19 февраля 2009 года. И если сейчас только небольшая группа игрушек и игр проходят тщательный контроль, процедуру сертификации, то после вступления в силу документа, под жесткий «анализ» и обязательную сертификацию подпадут все без исключения игры и игрушки. Я надеюсь, что новые правила остановят импорт некачественной продукции. В основном китайского происхождения, которая занимает порядка 80% рынка. Как минимум 50% того, что сегодня завозится в страну, не получит «одобрения» регламентирующих органов. Какова динамика роста Вашей компании?- Я бы не хотел оперировать цифрами. Пока… Скажу лишь, что в фазу активной деятельности мы вошли полтора года назад и за это время объемы производства выросли в разы. Предполагаю, что предновогодние продажи в текущем году должны составить около 500 тыс. леев. Да, это может кого-то не впечатлить. Но я прошу не забывать, что наш товар очень специфичен и рассчитан на ограниченный круг потребителей. Помимо этого, как я уже говорил, мы всеми силами стараемся сдерживать цены. Средняя стоимость наших изделий колеблется в пределах 30-40 леев. Нужно также понимать, что в условиях нашего рынка мы вынуждены время от времени снимать с производства некоторые позиции, так как у них есть определенный жизненный цикл. Правда, в последнее время по некоторым товарам ощущается постоянный спрос, и мы увеличили их тираж в 2-3 раза. Я так понимаю, что в Молдове у Вас нет конкурентов?- Конкуренция всегда хороша. Присутствие этого элемента заставляет быстрее думать, совершенствоваться. Но по нашей группе товаров местных конкурентов у нас нет. Есть производители мягкой игрушки, но с ними мы, скорее, не конкуренты, а коллеги по рынку. И я рад, что в Молдове формируется новая категория производителей. Мы хотели бы потеснить на рынке китайскую продукцию. Именно это заставляет нас применять довольно низкие наценки и поднимать конкурентоспособность наших изделий. Помимо этого, мы стараемся избегать каких-то посредников в цепочке реализации и работаем напрямую с продавцом. В основном, это супермаркеты, специализированные детские отделы, торговые комплексы, детские сады. Понятно, что для любого производителя очень важен объем продаж. Для нас – особенно. Ведь, при увеличении тиража печатной продукции, снижается себестоимость одной единицы. К сожалению, объем молдавского рынка игрушек ограничен, и мы воздерживаемся от внедрения каких-то масштабных проектов. Поэтому сегодня мы ищем возможность выхода на внешние рынки.Насколько реален для Вашей компании выход на зарубежного покупателя?- Признаюсь, это очень нелегко. Но, в то же время, вполне реально. Тем более что у нас есть определенный опыт. Нам удалось поставить небольшие партии игр в Румынию, Украину, Чехию. Это был пробный выход на аудиторию, которой есть из чего выбирать, попытка оценить перспективы завоевания новых рынков. И, знаете, наша продукция разошлась. Так что теперь мы находимся в поиске долгосрочных партнеров, прежде всего, в этих странах. Переговоры идут достаточно успешно. И если нам удастся расширить круг покупателей, для нас это будет настоящая победа, и мы сможем увеличивать и ассортимент, и объемы. Наши возможности по увеличению объемов производства не ограничены. А вот о чем мы еще мечтаем – это рынок России. Это же такие масштабы... Кстати, я считаю, что нам есть чему поучиться у России. Там государство оказывает существенную поддержку развитию отрасли производства игрушек и других направлений, связанных с выпуском товаров для детей. Они даже включены в категорию социально значимых. К примеру, в этой отрасли применяется пониженная ставка НДС. Конечно, нам еще далеко до этого, но все-таки… А есть ли у Вас по-настоящему амбициозные планы?- Я мечтаю дорасти до уровня, когда наша компания сможет приступить к производству очень популярных развивающих игр и игрушек из дерева. Да, это очень дорогостоящее направление, но оно очень интересно и перспективно. Придется закупать специализированное оборудование, прибегать к услугам дизайнеров. Но я готов к этому. Конечно, очень хотелось бы прийти к созданию собственной торговой сети – аналога советского «Детского мира». Я понимаю, что это могут себе позволить киты рынка. Да, у нас есть Baby Hall, но это лишь один магазин такого формата. А, например, в той же Одессе создана не одна крупная розничная сеть для детей: «Антошка», «Смик». На данном этапе для нас это кажется нереальным направлением. Но, рано или поздно, кто-то займет и эту нишу. Вы сказали, что работали в банковской сфере. Не жалеете о том, что ушли в «свободное плавание»?- Еще в школе я мечтал о работе в банке. Своей цели я последовательно добивался: закончил Банковско-финансовый колледж, а потом и факультет банковского дела в Академии экономических знаний. За пять лет работы в «Мобиасбанке» я сделал неплохую карьеру. Дорос до начальника отдела корпоративных клиентов. Было очень интересно. Но желание заниматься собственным делом победило и я ушел… Жалею ли об этом? Я просто не размышлял на эту тему. А коллеги по работе в банке не останавливали?- Да, были люди, которые советовали остаться. Так, конечно, было бы спокойнее. Но я считаю, что в жизни всегда нужно стремиться к чему-то новому. И если раньше я занимался больше теорией, то сегодня - больше практикой. Если честно, мне безумно нравилась моя работа в финансовой сфере. Я каждый день общался с влиятельными, интересными людьми, настоящими бизнесменами. В этом плане иногда возникает ностальгия… Но, с другой стороны, я получил то, к чему стремился. Сегодня у меня другой формат жизни и сейчас я нахожусь по другую сторону баррикады.