651

«Черно-белые» списки госзакупок

Законодательство в сфере государственных закупок продолжает совершенствоваться. Правительство в июле утвердило постановление, вводящее льготный режим участия в тендерах по госзакупкам для социально уязвимых лиц. Под эту категорию подпали 46 учреждений и предприятий, которым государство гарантирует определенные преимущества при участии в тендерах на соискание звания государственного поставщика товаров и услуг. Для них резервируется 20% от объявленного объема закупок.В этот список вошли специализированные предприятия и учреждения Общества слепых, Общества инвалидов, Мастерская по производству и эрготерапии при Психиатрической клинической больнице. Но большую часть списка заняли 19 пенитенциарных учреждений и созданные на их основе госпредприятия. Возможно, такова европейская практика. Во всяком случае, правительство, говоря «о привлечении и поддержке социально уязвимых лиц в процессе осуществления государственных закупок», отдает себе отчет, на кого и на какой вид продукции, распространяется льготирование. Иначе не было бы четкого перечисления льготников. Хотя есть оговорка, что положения настоящего постановления могут распространяться также (без внесения дополнений в указанный список) и на специализированные предприятия и учреждения, на 100% состоящие из собственности общественных организаций лиц с физическими недостатками. А число таких лиц, привлеченных к производству товаров и услуг, должно составлять не менее 50% штатной численности предприятия. Льготниками могут стать и обычные предприятия, если число привлеченных инвалидов составит не менее 80% штатной численности. Присуждать безоговорочную «победу» будут только при проведении открытых торгов и для тех товаров и услуг, которые производятся самими предприятиями.И, конечно, в тех случаях, когда такие предприятия окажутся в числе офертантов. Стоит ли сомневаться, что руководство соответствующих спецпредприятий не упустит возможности освоить новые возможности.«Это постановление уже выполняется, - говорит вице-директор Агентства материальных резервов, госзакупок и гуманитарной помощи Теодор Потырнике. – Появление документа не противоречит международной правилам проведения госзакупок. Конечно, при условии приемлемых цен и приемлемого качества». Как уточнил вице-директор, речь идет пока о пошиве одежды, производстве стройматериалов, различных заготовок, поставках продовольственных товаров. Каким бы спорным ни показалось продвижение «зонального» бизнеса, инициатива проведения госзакупок через товарную биржу вызывает еще больше вопросов. Напомним, что в прошлом году Агентство материальных резервов, госзакупок и гуманитарной помощи совместно с Министерством экономики и торговли и Универсальной товарной биржей инициировало новую процедуру осуществления государственных закупок товаров через товарную биржу. В качестве стратегических товаров, подлежащих закупке через Универсальную товарную биржу, выступают масличные культуры и их продукты, уголь и нефтепродукты, транспортные средства и механизмы. Окупились ли усилия по организации «конкурсной основы» на биржевых торгах на понижение с установлением максимальной закупочной цены? И пошли ли поставщики на дополнительные затраты? Как сообщил Теодор Потырнике, «закупочные органы успешно освоили этот механизм. Если в начале были трудности с закупкой нефтепродуктов, связанные с отсутствием предложения, то сейчас ГСМ через товарную биржу закупается в полном объеме. Поставщики объяснили это временными трудностями и нестабильностью на рынке нефтепродуктов». Так что государство одно время по-прежнему «заправлялось» мелкими партиями через ценовые оферты с разрешения полномочного органа. Что касается растительного масла, то объемы его закупок, по словам ответственных лиц, продолжают оставаться незначительными для проведения их через товарную биржу. А в биржевых аукционах по закупке транспортных средств участвует один и тот же круг официальных дистрибьюторов. Так стоило ли огород городить? По данным агентства, в первом полугодии через товарную биржу было заключено только 12 контрактов на общую сумму 13,4 млн леев. Но результаты летних и осенних торгов традиционно намного превзойдут эти показатели эффективности биржевых госзакупок, считают в агентстве. Как, впрочем, и результаты первого полугодия по закупкам в целом. Анализ объявленных и проведенных торгов отражает увеличение объема закупок услуг в области строительства, приобретения медицинского оборудования, нефтепродуктов, продовольственных продуктов. В нынешнем году по количеству объявленных конкурсов лидируют продукты питания, ассортимент медицинских товаров и техники, компьютерная и типографская техника, мебель, энергоресурсы. В сфере услуг лидером спроса стали услуги проектирования, работы по ремонту, строительству, реконструкции, услуги общепита. Все больше закупок проводится посредством открытых торгов. При этом растет число контрактов и объемы сделок по закупкам товаров на сумму свыше 200 тыс. леев и услуг на сумму свыше 1 млн леев. Удельный вес таких открытых конкурсных закупок в первом полугодии составил 68% в общем объеме сделок. Заключено около 8 тыс. контрактов на сумму свыше около 170 млн леев. Посредством ценовых оферт заключено свыше 3 тыс. контрактов на сумму свыше 526 млн леев, что составляет 20% в общем объеме сделок. И, наконец, показатель «закупки из одного источника», как и положено, неуклонно снижается - до 7-9%. Это даже меньше тех нормативов, которые предъявляются международными стандартами к такого рода закупкам. В сентябре начали заполняться «черный и белый списки» госпоставщиков. Долгое время определиться с ними агентство не могло в силу различных причин. Среди нарушителей, попавших в черный список, которым в течение трех лет запрещено участвовать в госзакупках, названы столичные фирмы: три поставщика лекарств (предприятия «HMI Higimed Industrie», «Sangalimed», «Farmaservice»), поставщик продуктов питания («Mevicon»), поставщик ГСМ («Goiana Petr.Co»). Также не справилось с поставками хозяйственного мыла для нужд молдавской армии предприятие из Криулян «Onega-M» и попало в список штрафников. «Гласность в сфере госзакупок может сыграть немаловажную роль, - считает Теодор Потырнике. – В целях обеспечения эффективности и транспарентности государственных закупок Агентство совместно с Министерством информационного развития приступило к разработке электронного портала госзакупок. Внедрение электронных торгов, конечно, тормозится общим уровнем автоматизации делопроизводства органов государственной власти и сложностью налаживания подобных схем в интерактивном диалоге заказчика и поставщика государственных закупок. Переход с бумажного на электронный формат потребует большого подготовительного периода. Не исключено, что электронные госзакупки станут первыми полноценными сделками в таком формате и послужат развитию электронной торговли в целом. Самые оптимистичные ожидания на сегодняшний день связываются со стартом в начале будущего года пилотного проекта электронных госзакупок на базе одного министерства. До тех пор, пока информация не будет предоставляться в электронном виде, агентство не будет иметь возможность отслеживать номенклатуру и динамику закупок детально. Вручную переносить подробное содержание десятков тысяч заключенных контрактов нет смысла и времени. Персонал агентства из 20 человек едва успевает регистрировать договора, которые подвергаются тщательной проверке на предмет соответствия сделки новому законодательству».Летом у Агентства материальных резервов, госзакупок и гуманитарной помощи появился влиятельный помощник. Создана Правительственная комиссия по надзору за осуществлением государственных закупок, которую возглавил первый вице-премьер Игорь Додон. В комиссию входят также вице-премьер по социальным вопросам Виктор Степанюк, все министры, и руководители служб, отвечающие за антикоррупционную составляющую молдавской экономики. В полномочия правительственной комиссии входит рассмотрение особо ответственных закупок, оценочная стоимость которых без НДС превышает 5 млн леев для товаров и услуг и 20 млн леев – для работ. Только после одобрения комиссии, агентство зарегистрирует такие сделки. Кроме того в поле зрения ответственных лиц должны попадать все недостатки и злоупотребления в области госзакупок. Генерировать предложения по исправлению ситуации министры тоже будут коллегиально, а затем один раз в полугодие представлять правительству отчеты о состоянии дел и о принятых мерах. Если судить по отчетам Счетной палаты, дел у Правительственной комиссии будет невпроворот. Кстати, две недели назад специалисты Счетной палаты приступили к тематической проверке осуществления государственных закупок после вступления в силу нового закона. Заседания комиссии широко не афишируются. К примеру, в конце этой недели, по словам члена комиссии Теодора Потырнике, комиссия рассмотрит несколько крупных контрактов, связанных с поставками программного обеспечения и учебников по заказу министерства образования, и закупкой партии вакцин, заказчиком которых выступает Национальная медицинская страховая компания.
0