541

Столичный статус Кишинева

Другим событием этой недели стало рассмотрение правительством долгожданного законопроекта о статусе муниципия Кишинев. Прежний закон – 1995 г. – морально устарел. Сначала министерство местного публичного управления хотело просто откорректировать действующий документ – в соответствие с принципами нового варианта закона о местном публичном управлении. Но изменений и дополнений набралось так много, что было решено полностью переписать закон о статусе столицы. Черновая версия была готова еще год назад. Предполагалось, что парламент примет новый закон о статусе Кишинева еще до того, как новый состав кишиневского муниципального совета, избранный в результате местных выборов-2007, соберется на свое первое заседание. Однако потом планы у правящей партии изменились. И как показало время, это было тактически правильным шагом. По мнению кишиневского муниципального советника от АМН Олега Чернея, “до местных выборов ПКРМ не знала, каким будет расклад сил, как будут развиваться события, а потому, кому и какие полномочия предоставлять. Из этих соображений коммунисты и решили попридержать документ до поры до времени, и если потребуется, внести в него соответствующие коррективы. Уверен, что в нынешней версии законопроекта о статусе Кишинева учтены все события, произошедшие в муниципальном совете за минувший год. И полномочия генерального примара максимально урезаны в пользу председателя муниципального совета”.Последнюю версию законопроекта о статусе муниципия Кишинев получить практически невозможно. В повестку дня заседания правительства этот вопрос был включен в самый последний момент, поэтому ни журналисты, ни правительственная пресс-служба документа не видели. Всех интересующихся министр местного публичного управления Валентин Гузнак отсылал на сайт своего ведомства. Но размещенный там законопроект датирован 12 мая. Кто знает, какие метаморфозы произошли с ним за минувшие полгода. Все попытки прессы добиться у министра конкретики были тщетны. «Регулирующие положения документа были разработаны в соответствии с положениями закона о местном публичном управлении и должны исключить расхождения, которые существуют в настоящее время между муниципальным советом, председателем совета и примэрией города. При доработке законопроекта мы учли предложения и замечания, поступившие от кишиневской примэрии, министерств и ведомств и Совета Европы ”, - туманно отвечал Валентин Гузнак. Возможность изучить документ, по которому им предстоит жить и работать, столичные власти получили в начале 2008-го. В середине января на оперативной планерке в мэрии генпримар Дорин Киртоакэ попросил своих подчиненных ознакомиться с законопроектом о статусе муниципия Кишинев, чтобы составить заключение и отправить его в правительство. Что в конечном итоге написали в заключении сотрудники примэрии, не известно. А вот многие муниципальные советники тогда не спешили погружаться в чтение. «Зачем, все равно в итоге правительство и парламент примут тот проект, который посчитают нужным”, - говорили они. Согласно версии закона, размещенной на сайте министерства местного публичного управления, в состав муниципального совета по-прежнему будет входить 51 советник, «избранные на основе политического плюрализма в условиях, установленных Кодексом о выборах”. На своем первом заседании советники должны избрать председателя. Законодательно такой должности в муниципии сегодня не существует, хотя на практике в совете действует постоянный председатель (за год его даже успели поменять). Кстати, о переизбрании спикера муниципального совета. Согласно ст. 13 законопроекта, требовать досрочной отставки председателя вправе как выдвинувшая его фракция, так и одна треть избранных советников. Но если в первоначальной версии законопроекта годичной давности для принятия окончательного решения требовалось согласие 2/3 состава совета, то теперь для этого нужно лишь простое большинство голосов. Вот оно «веяние времени” и выводы из противостояния Гимпу-Мушука. Появится в муниципальном совете и новая должность – вице-председателя. А еще у него будет собственный аппарат и бюро – как у парламента. В принципе, работа над созданием аппарата председателя МСК уже идет. Еще 31 июля большинство советников несмотря на возмущение оппозиции одобрили решение Эдуарда Мушука учредить новый рабочий орган, который будет анализировать и оценивать поступившие проекты и оказывать помощь председателю совета. Содержание новой структуры обойдется в 1 млн леев в год. Так что получается, что после принятия законопроекта о статусе Кишинева этот орган будет узаконен постфактум. Кроме того, как заявил министр местного публичного управления, “законопроект о статусе Кишинева определяет взаимоотношения между претурами секторов и советами секторов, которые должны появиться после 2011 г”. Так предписывает закон о местном публичном управлении. С 2011 г. преторы будут называться примарами сектора, и не назначаться, а избираться живущими в данном районе города жителями. Помимо этого, в каждом секторе (тоже на выборной основе) появится свой мини-парламент – совет района.На этой неделе правительство также перераспределило средства Дорожного фонда. И «узаконило” президентскую инициативу об увеличении ежемесячных пособий для учащихся и студентов-сирот. Увеличение произойдет в два этапа – с 1 октября этого года (ежемесячные пособия) и с 1 января будущего (ежегодные пособия). Например, единовременная помощь на приобретение одежды и обуви в начале учебного года вырастет в три раза – до 3 тыс. леев, а матпомощь, выделяемая в конце учебного года – в два раза (до 1 тыс.). В 10 раз – до 5 тыс. возрастет пособие, предоставляемое по окончании доуниверситетского учебного заведения. А выходное пособие, выделяемое по окончании профессиональных учебных заведений увеличится в 20 раз (до 10 тыс. леев).
0