Молдавские тайны
В минувший четверг в парламенте наконец-то работали. Но недолго: к обеду в зале осталось рекордное количество депутатов, 12 человек. Традиционные декларации зачитывались пустым креслам. Что было интересного? Субзона ЗСП «Экспо-бизнес-Кишинэу» на территории завода «Траком» прекратила свое существование. Соответствующие поправки приняты в первом чтении. В 2004 году вступил в действие закон о передаче в пользование администрации зоны участка площадью 24,7 га. И на базе 10 дочерних предприятий бывшей компании «Агромеханика-холдинг» создали субзону «Чентру». Сам же «Траком» освободили от уплаты таможенных пошлин и НДС. Но запоздалые реанимационные мероприятия не принесли ощутимых результатов. Об экспорте пока может только мечтать. Соответственно, в минэкономики рассудили, что субзону «Чентру» можно с тем же успехом ликвидировать. Исключаемая территория является государственной собственностью, она передается Агентству публичной собственности. «Большинство предприятий субзоны работает на внутренний рынок, а не на экспорт, и нелогично сохранять прежний статус», - говорит замминистра экономики Тудор Копач. Все ли так гладко на предприятии? Г-н Копач поведал и о более интересных фактах. В частности, после того, как «Траком» переподчинили минэкономики (минпром, как известно, ликвидировали), специалисты ведомства обнаружили «многочисленные схемы хищения», «нарушения правил импорта» и даже воровство электроэнергии. Директора пришлось менять. Новое руководство завода с нетерпением ждет 23 октября, когда должно состояться заседание межправительственной молдавско-белорусской комиссии. Планируется, что комиссия в очередной раз обсудит вопрос о создании на базе «Тракома» совместного предприятия и потенциальный выход завода на международные рынки. Валериу Косарчук удивился бухгалтерскому балансу предприятия: только-только списали исторические задолженности перед бюджетом, как завод опять демонстрирует 11 млн леев долгов! Оказалось, что это «другие исторические долги», по заработной плате, по банковскому кредиту и пр. Ответственность лежит, по словам замминистра, лежит в первую очередь на бывшем директоре. Сам Бог велел выступить также Александру Олейнику, который в свое время успел порулить «Траком». По словам депутата, проект субзоны оказался провальным. Но кто же ответит за неудачи? А раньше-то было 6-7 тыс. рабочих мест, завод экспортировал трактора едва ли не в Европу. Глава комиссии по экономической политике Николай Бондарчук с готовностью поддержал разговор: «Хотите анализа? Давайте, только будем смотреть с тех времен, когда директором были вы!» «Да при мне завод выпускал по 3 тыс. тракторов в год», - парировал Олейник. «А надо 12 тыс. тракторов, как предусматривают мощности!» - «Это показатели 1981 г.!» Спикер Мариан Лупу поблагодарил коллег за экскурс в историю и поставил проект на голосование. Парламентское большинство его одобрило. Следом депутаты обсудили два взаимоисключающих закона – о государственной тайне и о прозрачности процесса принятия решений. Проект закона о гостайне разработан СИБом, он заменит аналогичный закон, принятый еще в 1994 году. Проект классифицирует информацию по категориям, определяет порядок засекречивание и рассекречивание информации, степень и гриф секретности, право доступа к молдавским тайнам. При этом функции президента по утверждению структуры и состава межведомственной Комиссии по защите гостайны и перечня должностных лиц, наделенных соответствующими полномочиями, передаются правительству. Нынешние категории засекречивания (особо важно, строго секретно, секретно) будут заменены на «строго секретно», «секретно», «конфиденциально» и «с ограниченным доступом». Закон содержит определения каждой категории. Наибольший срок засекречивания у информации, попавшей под гриф «особо секретная», - 25 лет. Для остальных категорий – от 5 до 15 лет. Увы, никто не узнает имена наших рыцарей плаща и кинжала: для информации о лицах, которые сотрудничали или сотрудничают с органами разведки и контрразведки, устанавливается срок засекречивания до 75 лет. Материальные носители секретной информации, предназначенной для определенных лиц, обозначаются дополнительно отметкой «лично», а относящиеся к мобилизации – буквой «М». Леонид Бужор до крайности изумился, прочитав, что к сведениям, относимым к государственной тайне, являются данные о силах и средствах гражданской обороны, возможностях населенных пунктов и отдельных объектов для защиты, эвакуации и рассредоточения населения. Неужели будем воевать? «И вообще, следует уточнить перечень секретной техники, а то смешно получается, будем иностранцев удивлять своими данными о количестве экскаваторов!» - говорит депутат. Но как заявил замдиректора СИБа Серджиу Бурдужа, такова международная практика. Александру Липкан выразил недовольство чрезмерно широким полномочиям СИБа, напомнив, что негласная конкуренция между СИБом, МВД и прокуратурой все еще продолжается. Не перессорились бы ведомства окончательно. Зато Вадим Мишин демонстрировал оптимизм: «Да, мы все видим недостатки этого закона, действительно, есть моменты, требующие уточнения. Но зачем ругать силовиков?» Тем более, оптом? Закон принят в первом чтении. Более интересным должен был оказаться проект закона о прозрачности процесса принятия решений. Но из-за его явно декларативного характера особо изучать документ нет смысла, всего-то 19 статей. С помощью закона министерство юстиции желает всестороннее информировать граждан о деятельности публичных органов, обеспечить непосредственное участие граждан в процессе принятия решений, повысить их эффективность и уровень ответственности чиновников. Итак: мы с вами, теоретически, разумеется, получили право участвовать в принятии решений, запрашивать и получать информацию, касающуюся процесса принятия решений, получать проекты, представлять властям свои рекомендации. Закон не уточняет, куда они (рекомендации) потом будут инкорпорированы (засунуты). В свою очередь, власть обязана ежегодно публиковать в Интернете свои программы и планы действий, коих уже накопилось предостаточно. Более того, следует уведомлять широкую общественность о новых инициативах, внимательно изучать рекомендации. С надеждой минюст смотрит и на некие «публичные дебаты», которые повысят наш низкий уровень транспарентности. Приглашения вывешиваются на официальных web-страницах не менее чем за 10 дней до даты совета с народом. Предусмотрено всего две лазейки для управленцев, не желающих участвовать в многочасовых референдумах. Либо вопрос априори неинтересен публике, либо объявлена чрезвычайная ситуация, и реагировать следует быстро. Валентина Булига предложила пересмотреть положение, определяющее порядок организации дебатов. Минюст считает, что каждый орган власти должен разработать собственный внутренний регламент. «Не приведет ли это к излишнему творчеству чиновников?» - спрашивает г-жа Булига. - «И еще, как обеспечить прения в сельских примэриях, где часто и зала заседаний нет?» Замминистра юстиции Николае Ешану ответил, мол, ни одно государство не в состоянии обеспечить участие в дебатах всех желающих. Надо, чтобы органы власти прилагали усилия, а там решение найдется. Кроме того, закон имеет двустороннюю связь, желательно, чтобы гражданское общество тоже проявляло активность. Ко второму чтению ожидается незначительная правка законопроекта. Жаль, работать он вряд ли будет. Заканчивая информационную тему парламент принял в первом чтении проект закона о предупреждении и борьбе с преступлениями, совершенными посредством информационных систем. В этом законе еще меньше статей, только 12, впрочем, чего рассусоливать? В МВД полагают, что в последнее время во всем мире значительно увеличились количество и виды информационных преступлений. «Не составляет исключение и наше государство», - грустит министерство. - «Принимая во внимание быструю компьютеризацию можно с точностью установить, что проблема информационных преступлений приобретает глобальные масштабы». В результате несанкционированного доступа к информации, охраняемой государством, может быть причинен значительный ущерб интересам личности, общества и страны в целом. А нам нужно установить уголовную ответственность за действия, предусмотренные Конвенцией об информационной преступности, и подключиться к сети 24/7, «созданной в целях быстрого реагирования на посягательства информационных преступников».Загадочные цифры 24/7 – это пункт, созданный в рамках подразделения, в полномочия которого входит обнаружение и борьба с информационными преступлениями, который действует 24 часа 7 дней недели и позволяет реагировать в случае совершения информационного правонарушения, в котором задействованы граждане, информационные системы или IР-адреса из Молдовы. Но полиция идет еще дальше, обязывая провайдеров и прочих операторов вести учет пользователей услуг, сообщать данные об информационном трафике. А по запросу предоставить и иные «идентификационные» данные. И самое главное, закон обязывает поставщиков услуг хранить информацию, которая интересует полицию, до полугода. На отдельном, надо полагать, сервере...Депутаты начали интересоваться, кто оплатит стоимость отдельного компа, но замминистра МВД Андрей Погурски строго сказал: «По нашим расчетам, расходы составят порядка 10 тыс. леев. Но информацию хранить надо!» Оказалось, что министерство проводило консультации с частными компаниями, и те, вроде бы, не против нести дополнительные расходы. Правда, названий фирм замминистра не сообщил. Также не получил ответа Валериу Косарчук на вопрос о соответствии закону об основных принципах регулирования предпринимательской деятельности.