Цена развития бухучета и аудита
Проект Национальной стратегии развития бухгалтерского учета и аудита на 2008-2011 гг. планировали представить правительству 25 сентября. Но коллегия минфина пока его не одобрила: в части запрашиваемого финансирования он нуждается в доработке. Для привлечения к финансированию проекта донорских средств, как правило, достаточно 10%-ного участия в нем правительства, причем не обязательно в денежном выражении. Практика показывает, что участие может выражаться в предоставлении помещений, другого имущества для размещения проектов и проведения семинаров, транспортных услугах, консультациях и др. Авторы Стратегии посчитали, что на ее реализацию потребуется более 5 млн евро, или 85,62 млн леев, в т.ч. из бюджетных источников 528,5 тыс. евро, или 8,56 млн леев. Разумеется, все подсчеты следует перепроверить, но надо помнить: 8,56 млн леев – это инвестиции в евроинтеграцию. А если внимательно изучить другие стратегические планы, то может оказаться, что часть мероприятий, включенных в План мероприятий по реализации новой Стратегии, предусмотрены уже принятыми, и на них уже выделены бюджетные деньги. Всемирный Банк проявляет большую заинтересованность в проведении нового этапа реформы бухучета и аудита и готов оказать правительству серьезную поддержку. Он одобрил проект Национальной стратегии развития бухгалтерского учета и аудита и предлагаемый План действий по ее реализации. Более того, назвал потенциального донора: правительство Голландии сможет приступить к финансированию Стратегии, как только она будет принята.Когда в конце 1990-х в республике началась реформа бухучета и аудита, правительство выделило на ее реализацию 5 млн леев, и практически все деньги были тогда освоены. Кроме них были гранты: у минфина свои, у НБМ свои и т.д. Проследить процесс расходования тех средств довольно сложно, так как действия участников реформы и их финансирование не были объединены в общую программу. На новом витке реформы правительство использует опыт развитых государств. «В мировой практике стратегический документ принимают, чтобы спланировать и разъяснить порядок внедрения новых законов, скоординировать работу всех ответственных сторон процесса, - говорит начальник управления методологии бухгалтерского учета и аудита министерства финансов Юрие Казаку. – Всемирный банк порекомендовал нам разработать стратегию внедрения новых законов о бухучете и об аудиторской деятельности, вступивших в силу с начала этого года. Согласно этим рекомендациям, для надзора за реализацией Стратегии необходимо создать специальный координационный орган». По логике вещей, Стратегия должна была быть принята одновременно с новыми законами, но «у нас нет опыта в таких вопросах». Поэтому законы вступили в силу, а документ, организующий процесс их введения в действие, не готов. И это притом что полная и окончательная реализация новых законов должна быть завершена до конца 2011 года. По данным минфина, в Молдове под применение МСФО подпадают 170 предприятий публичного интереса. С 1 января 2009 года они должны ввести МСФО 1 «Первичная адаптация к МСФО». Этот стандарт устанавливает порядок перехода от НСБУ к МСФО в случае, если финансовый отчет впервые составляется в соответствии с международными стандартами. В последующие отчетные периоды они будут вводить стандарты, опубликованные IASB (International accounting standards Board – Совет по международным стандартам бухгалтерского учета, Великобритания). Минфин заключил договор с IASB о предоставлении нам за 1 тыс. фунтов стерлингов молдавского и русского вариантов МСФО – без права на тиражирование. Ежегодно за дополнительную плату мы будем получать от этой организации актуализированные переводы стандартов для официальной публикации изменений. Специалисты говорят, что ориентировочно в октябре МСФО будут официально опубликованы. Но введение в действие МСФО – лишь один из аспектов новой системы финансовой отчетности. Параллельно надо актуализировать национальные стандарты бухучета. В начале работы над законом о бухгалтерском учете минфин просил правительство о выделении на эти цели 10 млн леев. Сохраняя общепринятую пропорцию, правительство согласилось на 1 млн леев, с тем чтобы остальные 9 млн были найдены из других источников. Кроме минфина, в процесс реформирования системы бухучета оказались вовлеченными Национальное бюро статистики, НБМ, Национальная комиссия по финансовому рынку, вузы и др. Соответственно, и денег на реализацию реформы потребуется больше. Участие минфина в создании новой системы финансовой отчетности по международному образцу (и современной системы сбора, переработки и публикации финансовой информации) авторы Стратегии оценивают в 800 тыс. леев, министерства юстиции – в 440 тыс. леев, НБМ – в 2,1 млн леев, Национальной комиссии по финансовому рынку и Фондовой биржи – в 1,12 млн леев, статистики – в 27,24 млн леев, в т.ч. 26 млн леев на приобретение оборудования, Совета по надзору за аудиторской деятельностью – в 1,18 млн леев, учебных заведений, готовящих специалистов в области бухучета и аудита – в 1 млн леев. Напомним, на молдавский бюджет ложится десятая часть всех расходов. В отчете ВБ о состоянии бухгалтерского учета и аудита в республике в 2004 году (ROSC) обозначены основные направления реформы, которые и были приняты во внимание при подготовке Стратегии. Разрабатывали проект три отечественных специалиста: один занимался аудитом, другой – бухучетом, третий готовил программу по образованию. Правительство их работу не финансировало. У нас стало плохой традицией экономить на развитии бухучета и аудита. К чему привела такая практика? Всего один пример из области финансовой отчетности. В типовую форму финансового отчета для всех отраслей экономики постарались втиснуть всю информацию обо всех предприятиях, притом в основном крупных. В результате в стране малого и среднего бизнеса 80% отчетов сдаются с заполненными несколькими строками. Авторы Стратегии отмечают высокий процент бесполезной информации, запрашиваемой в наших отчетах. В странах ЕС типовой формы нет, поэтому каждый отчет там содержит запрашиваемую у всех общую информацию, а также вносимые самим предприятием специфические данные о том, чем оно действительно располагает и чем занимается. Совет по внедрению, мониторингу и актуализации Национальной стратегии развития бухгалтерского учета и аудита в целом одобрил не только план действий, но и план финансирования: наши специалисты, поработав в разных проектах, неплохо знают, что почем. Новый этап реформы надо начинать с нормативной базы, регламентирующей финансовую отчетность. Авторы Стратегии посчитали, что за четыре года на разработку новых документов следует направить 33,37 млн леев. Оплата работы иностранных экспертов обойдется в 200 тыс. леев, местных – 160 тыс. леев. Плюс расходы на публикацию МСФО – 250 тыс. леев.Так как действующие НСБУ и План счетов устарели, их необходимо привести в соответствие с требованиями директив ЕС и МСФО, а затем постоянно актуализировать. За эту работу иностранным экспертам будет выплачено 1,4 млн леев, местным - 16,4 млн леев. 320 тыс. леев понадобится, чтобы опубликовать первоначальные и актуализированные тексты документов, 800 тыс. леев – на разработку методики перехода на актуализированные НСБУ, 2,4 млн леев – на проведение соответствующего проекта-пилота. Стоимость работ по созданию правил бухучета для предприятий малого и среднего бизнеса составит, по мнению авторов, 10,8 млн леев, в т.ч. оплата консультаций иностранных экспертов – 600 тыс. леев, местных – 10 млн леев, расходы на публикацию и актуализацию – 200 тыс. леев. На разработку механизма введения и актуализации международных стандартов аудита, а также кодекса профессиональной этики аудиторов и бухгалтеров авторы просят 640 тыс. леев. Из молдавского бюджета на все вышеперечисленные мероприятия авторы Стратегии просят 3,34 млн леев из 33,4 млн леев.Плюс 205 тыс. леев из требующихся 2,05 млн леев на развитие аудиторской профессии. Предполагается, что в нашей республике перестанут существовать национальные стандарты аудита, а будут введены в действие международные стандарты, так как стандарты аудита не связаны с местными законодательствами, как стандарты бухучета. В части развития аудита акцент сделан на создании системы контроля качества (1,54 млн леев), Государственного регистра аудиторов (250 тыс. леев) и совершенствовании процесса сертификации аудиторов (260 тыс. леев). Эксперты оценивают поддержку институтов, ответственных за финансовую отчетность, в 33,88 млн леев (в т.ч. 3,39 млн леев из бюджета), модернизацию системы образования, профессионального обучения и информирования общественности - в 10,72 млн леев (1,07 млн леев из бюджета), менеджмент проекта по внедрению стратегии - в 5,6 млн леев (560,14 тыс. леев из бюджета). Мы часто говорим, что законы у нас хорошие, но они не работают. Потому что написать хороший закон – это даже не полдела. Важно создать эффективный механизм его реализации и не пожалеть на это средств, обеспечив жесточайший контроль их расходования.