Неделя оперы и балета
Благодаря фестивалю «Приглашает Мария Биешу» опера и балет становятся все более популярными среди кишиневских зрителей, оставаясь при этом одними из самых совершенных и развитых видов искусств. Впереди еще три насыщенных дня фестиваля, сегодня в Национальном театре оперы и балета звезды из Большого театра в опере «Иоланта» Чайковского: солистка Лолита Семенина, дирижер – Павел Сорокин.Имен известных в оперном и балетном мире на фестивале немало. Сопрано Феличиа Филип из Румынии (выступила в «Дон Жуане» Моцарта) признана новой королевой «Травиаты», партию которой она исполняет на многих европейских сценах. Это единственная в мире певица, которая награждена всеми премиями «Моцарт», она - лауреат других международных конкурсов: Francisco Vignas в Испании – первая премия, имени П.И. Чайковского в Москве – вторая премия, «Бельведер» в Вене – третья. Ее мировая карьера началась в Швейцарии, в Базеле.Наш земляк Михаил Сосновский («Жизель» А. Адама, завтра выступит в «Лебедином озере» Чайковского) после окончания хореографического колледжа в Кишиневе и Венской консерватории начал творческую деятельность с Театром Молодежи во Франции. С 2003 года – солист театра оперы и балета Вены. Он – участник постановок великих хореографов, таких как Р. Нуриев, Б. Эйфман, М. Фокин. Ему удалось установить своеобразный рекорд на международном балетном форуме в Монако: получил премию и 15 контрактов – приглашений на работу от разных трупп мира. Его напарница по спектаклям фестиваля Мария Космина (Словакия) – выпускница хореографического училища в Бухаресте, Киевской академии балета. Лауреат и дипломант многих национальных и международных конкурсов народного и современного танца, была ангажирована для исполнения сольных партий в балетные труппы Германии, Австрии, Франции, США. Лучший бас Турции Бюлент Атешоглу («Дон Жуан» Моцарта) на фестивале «Приглашает Мария Биешу» не в первый раз. Последний – пять лет назад. «Я очень часто бывал на международных фестивалях как в Турции, так и в Европе, - рассказывает Бюлент. - И уровень молдавского фестиваля соответствует им. Важно, что теперь фестиваль проводится под патронатом государства, значит, есть уверенность в том, что он будет продолжаться много лет. По сравнению с тем, что было пять лет назад, уровень значительно вырос, все лучшие и лучшие профессионалы участвуют в нем. Единственное, о чем жалею, и думаю, что не только я – на одной сцене с Марией Лукьяновной мы уже не поем».Есть у Бюлента Атешоглу одна удивительная особенность – он не играет роли. Вначале и я не поняла. Дело в том, что он старается быть своим героем на сцене, то есть стать совсем другим – настолько вживается в роль. И потом все получается очень легко. И в «Дон Жуане» на сцене не было Бюлента Атешоглу – только Лепорелло. Причем ему неважно вовсе, чью жизнь проживать: короля или лакея, - равноправны все. «Вначале читаю либретто, понимаю, что это за человек, чем занимается и как живет, потом просто воплощаюсь. Для меня не существует на сцене сложностей в этом плане. Начинал, конечно, с мелких ролей, через пару лет – более крупные».Как начинал Бюлент свой путь в «страну чудес» (так назвал оперу Вольтер) – история не менее волшебная. Он занимался рок-музыкой полностью и целиком, оперу услышал пару раз и пропустил мимо. Однако учитель музыки, заприметив в нем хороший голос и слух, настойчиво советовал идти в консерваторию. Рок-музыкант пошел лишь только чтобы учителя не огорчить – они дружили. Сразу поступил и чтоб уважить просьбу старшего товарища, решил отучиться год. Вроде бы понравилось, тогда в студенческие годы рок-музыка с классикой рука об руку шли. Позже классика все-таки победила.Сейчас певец работает солистом Анкарского театра оперы и балета и является заместителем директора департамента оперных театров Турции. «По сравнению со странами Европы оперное искусство в Турции очень молодо, - рассказывает он. - Ему не более 60 лет. А начиналось все с нашего первого президента, которого звали Мустафа Кемаль Ататюрк, он, собственно, и создал Турцию как республику. Когда у нас не существовало оперного искусства, он смотрел за границей «Тоску», «Кармен» и спрашивал себя: «Почему у нас этого нет?» Вернувшись, наладил дело: открыл консерватории, отправил специалистов учиться за границу. Это произошло в 1930-ых годах». Теперь в стране 5 театров оперы и балета: в Анкаре, Стамбуле, Анталии, Измире, Мерсине, еще откроется один в Самсуне. Но турецким гражданам этого недостаточно, хотят открыть еще один на территории Восточной Анатолии. Кроме того – первый частный театр создается в городе Самсуне. Своими солистами Турция не разбрасывается и их бережет. Насколько знает Бюлент, турецкая опера доставляет иностранным туристам не меньшее удовольствие, чем своя, родная. «Чтобы культура страны стояла крепко на ногах, ей непременно нужно питаться своими корнями», - убежден патриот Бюлент Атешоглу. Это понимал их президент, который композиторов отправил на учебу за рубеж: в Италию, Францию, Россию, Германию. Образование позволило создавать национальные оперы на уровне мировых шедевров. Репертуар Бюлента Атешоглу, кроме классики, включает и произведения турецких композиторов: Четина Исикозлу, Ферита Тузуна, Тургая Эрденера и других. * * *Общий бюджет фестиваля в этом году – 700 тыс. леев, из них 550 тыс. леев, или 80% - доля правительства.