486

Единое окно без единых условий

На прошлой неделе правительство утвердило список документов, подлежащих подтверждению через процедуру единого окна при лицензировании отдельных видов деятельности. Это означает, что министерства и ведомства гарантируют доступ Лицензионной палаты к своим информационным ресурсам и обязаны по первому требованию предоставлять в письменной или электронной форме, снабженной электронной подписью, соответствующие документы. А лицензируемый бизнес будет избавлен от беготни по кругу. Если такового подтверждения сотрудники палаты не получат, то предоставленная предпринимателем информация будет принята к сведению автоматически. Таким образом исполнительная власть старается быть последовательной в реализации основных принципов нового закона «О регулировании предпринимательской деятельности путем лицензирования».Возможно, регулирующие органы еще не осознали, что лишаются значительной части платных услуг. Ведь любое подтверждение или выписку из регистра до сих пор необходимо было предоставлять Лицензионной палате в оригинале. Это отнимало у бизнеса не только время. Сейчас, когда обмен межведомственной информацией стал юридической нормой, необходимость в многочисленных согласованиях при лицензировании отпадет сама собой. Или почти отпадет. «Технически система «единого окна» налажена процентов на 60. Возможность сотрудничать с другими госорганами на предмет доступа к информационным ресурсам, минуя участие заявителя, была у Лицензионной палаты давно. Мы даже не просили для этого у правительства дополнительных средств, - комментирует генеральный директор Зинаида Киструга. – Так что для нас правительственное постановление не несет революционный характер – «единое окно» открыто. Но сам механизм, когда мы могли перепроверить предоставленную нам информацию, не имел никакой юридической силы: предприниматель все равно шел, платил деньги и доказывал актуальность данных на момент подачи заявления. И потом, не вся информация была нам доступна – кое-что министерствам удавалось придерживать. Сейчас, когда механизм единого окна получил обязательный регламент исполнения, министерства и ведомства вынуждены будут оперативно реагировать на наши запросы. Ведь, согласно новому законодательству, мы должны укладываться в пятидневный срок в вопросах выдачи лицензий. За такое короткое время предприниматель не успеет оббежать все инстанции. Выручает только электронный документ, который сейчас для нас приобрел юридическую силу».Министерства и ведомства, о чем также не забыла упомянуть генеральный директор, должны будут не только «дооткрыть» Лицензионной палате доступ к своим информационным ресурсам, но и создать соответствующие базы данных, если таковых не имеется. К примеру, это касается списков аттестованных оценщиков, реестра переоборудованных транспортных средств и т.д. Зато другие кадровые подтверждения о сертифицированных специалистах в той или иной области (проектирование, строительство, геодезия, аудит, оценка, туризм) сотрудники палаты получат, не вставая со своих мест. Свободный доступ к базам данных избавит при получении лицензии частную клинику самостоятельно подтверждать регламент деятельности, а таможенного брокера – получать письменное подтверждение о предоставлении гарантий по оплате таможенных платежей. И то, и другое сотрудники палаты сделают самостоятельно в течение 3 дней. Избавятся предприниматели и от предоставления выписок из регистров физических и юридических лиц, транспортных средств, реестра недвижимого имущества. Всего в списке 20 документов, среди которых информация об учредителях юридического лица и долях их участия в уставном капитале, документ, удостоверяющий право собственности на сельскохозяйственные земли, техническая авторизация для опасных промышленных объектов и т.д.Специалисты подсчитали, что для 39 лицензируемых Палатой видов деятельности бизнесменам в общей сложности приходится представлять 239 документов и справок. Введение механизма «единого окна» вычтет из этого списка 135 подтверждений. Но не все так прекрасно, как могло бы показаться. По мнению Зинаиды Киструга, эффективность лицензирования (с вступлением летом этого года новой законодательной базы) снижается. «Особенную обеспокоенность вызывают транспортные компании, которые заботятся только о своей прибыли, а не о безопасности пассажирских перевозок. Так, если служба такси на момент получения лицензии подтверждает наличие специалиста по безопасности движения и врача, который должен ежедневно выпускать в рейс освидетельствованного водителя, то спустя некоторое время таковых там не оказывается. А непредставление информации об изменившихся условиях деятельности в течение 10 дней служит основанием для отзыва лицензии», - говорит генеральный директор, и с сожалением констатирует, что новым законом введена процедура отзыва лицензии только через судебные инстанции. Но лицензирующему органу не удалось через суд доказать свою правоту в отношении нарушителей «правил лицензионного движения», и теперь Лицензионная палата решила рассказать широкой общественности о нарушениях в этой отрасли на пресс-конференции на тему «транспорт и лицензирование». В случаях, касающихся безопасности общества, окружающей среды, здоровья населения, стоит поступать жестко. Иначе для чего государство вводит лицензирование?Зинаида Киструга не скрывала своего негативного отношения к новому закону «О регулировании предпринимательской деятельности путем лицензирования» - «это тот самый случай, когда вместе с водой выплеснули и ребенка. Но закон вступил в силу, и мы выполняем все его требования. И сроки выдачи лицензий, и порядок прохождения процедур. Назначен, к примеру, день, когда мы передадим часть своих функций по лицензированию Национальной комиссии по финансовому рынку, хотя изначально предполагалось, что Лицензионная палата сконцентрирует постепенно все лицензирование в своих руках. Так можно опять все разбросать по разным инстанциям! Сейчас от нас как от технического органа мало что зависит. Аннулировано постановление, аккумулирующее все лицензионные условия в одном документе, соответствующие требования переданы профильным законам. Но гильотина сработала не до конца, оставив многие виды деятельности «между жизнью и смертью». До сих пор не все законодательные акты содержат требования и условия лицензирования, а иных законов, регулирующих лицензионные виды деятельности, вообще не существует. Мы направили в Министерство экономики и торговли соответствующий запрос с перечислением «осиротевших» лицензируемых видов деятельности. Не вдаваясь в подробности, скажу только, что вообще отсутствуют какие-либо регулирующие нормативные акты для таких видов деятельности, как товарная экспертиза; сбор, переработка и экспорт металлолома; изготовление печатей; монтаж и обслуживание систем сигнализации и тушения пожаров; импорт, складирование и использование взрывчатых веществ; импорт, производство и продажа косметических средств; криптографического оборудования и техники для защиты информации. Можно назвать еще целый ряд законов, в которых требования к лицензируемым видам деятельности прописаны нечетко или отсутствует информация о документах, которые должен предоставить соискатель для получения лицензии. Если у государства нет никаких требований к данным видам деятельности или они нечетко прописаны, может быть, такие виды деятельности надо исключены из общего списка ограничений для входа в бизнес. Другими доводами здесь трудно оперировать», - считает генеральный директор Лицензионной палаты.
0