445

Прогноз расходов в условиях финансового кризиса

Проект прогноза расходов на среднесрочный период 2009-2011 гг. был рассмотрен правительством 18 июля этого года. Его положения легли в основу проекта бюджета-2009. Но использованный при его составлении макроэкономический прогноз минфин называет предварительным. Более того, в нем отсутствовал показатель закладываемого в расчеты курса национальной валюты (для бюджета-2009 он составляет 9,2 леев за один доллар). Министерству экономики и торговли было дано задание «в сжатые сроки» совместно с НБМ актуализировать макроэкономические показатели на среднесрочный период. На их основе минфин разработал новый вариант прогноза расходов на 2009-2011 гг. и 3 сентября направил его в правительство. Документ содержит развернутый анализ внутренних макроэкономических показателей, опирающийся на основные тенденции развития мировой экономики. Минфин приводит цифры экономического роста в США, Индии, Китае и ЕС (зоне евро), СНГ, а также у наших основных торговых партнеров – Украины, Румынии, России. «Текущий прогноз развития мировой экономики сопряжен со значительными рисками, и по этой причине очень приблизителен», - говорится в документе. Главный фактор риска – кризис мирового финансового рынка: есть вероятность, что он будет углубляться и продлится дольше, чем предполагают сегодня международные эксперты. Другой – укрепление европейской валюты по отношению к доллару – может привести к снижению конкурентоспособности и, как следствие, деловой активности в зоне евро. Показатель инфляции в мире будет обусловлен ростом цен на энергоносители и продовольствие, а также ускоренным ростом заработной платы в связи с нехваткой квалифицированных специалистов на мировом рынке труда. Прогноз местных специалистов получился вполне оптимистический. По их оценкам, в предстоящем среднесрочном периоде ВВП будет ежегодно расти не менее чем на 6%, промышленное производство - на 7%, сельскохозяйственное – на 3%. Инвестиции в основной капитал будут опережать рост ВВП в полтора раза. Как и в предварительном прогнозе, в новом документе нет курса национальной валюты на среднесрочный период. Но есть график «Курс валюты и уровень инфляции», в соответствии с которым к 2011 году курс подойдет к отметке 8 леев за 1 доллар. Как и сейчас, тенденция к укреплению молдавского лея будет базироваться на росте валютных поступлений извне: от иностранных инвесторов и гастарбайтеров. Годовой показатель инфляции еще в этом году удастся снизить до менее 12%, а к 2011 году довести до 6%. Среднемесячная зарплата по экономике к концу среднесрочного периода составит 4100 леев. Дефицит торгового баланса, который в 2007 году на 63,1% покрывался за счет внешних поступлений, в т.ч. от молдавских гастарбайтеров, сохранится на уровне 53-55% от ВВП. Экспорт будет расти ежегодно на 15%, импорт на 16%. Авторы прогноза считают, что росту экспорта будут способствовать беспошлинный режим ввоза молдавских товаров на рынки стран ЕС, Юго-восточной Европы и СНГ, а также качественный рост экспорта за счет инвестиций в расширение и обновление технологической базы отечественных предприятий. Большая часть импорта, как обычно, будет приходиться на энергоресурсы, а его рост будет обусловлен не только экономическим развитием потребляющих их предприятий, но и – в значительной степени – постепенным увеличением цены на газ. Другими факторами роста импорта останутся иностранные инвестиции и увеличение спроса на импортные товары, подкрепляемое поступлениями от гастарбайтеров. На этом фоне доходы национального публичного бюджета к 2011 году достигнут 35,7 млрд леев – это ни много ни мало удвоенный бюджет 2006 года. В 2007 году этот показатель составлял 22,3 млрд леев – на 25% больше, чем в 2006 году. В минфине предположили, что введение нулевой ставки налога на доходы юридических лиц приведет к замедлению роста доходов бюджета до 10-11% в 2008-2009 гг. и 13-14% в 2010-11 гг. К концу среднесрочного периода налоговая составляющая доходов бюджета подойдет к 90%-ной отметке (в 2007 году – 80%). При этом доля прямых налогов в общей сумме налоговых доходов бюджета снизится в 2011 году до 39% по сравнению с 45% в 2007 году. Доля косвенных налогов, наоборот, вырастет до 61% по сравнению с 55% в 2007 году. Главной базой оптимистического макроэкономического прогноза надо считать, по-видимому, стабильные налоговые правила. Все, что запланировано на среднесрочный период в области налогов, отражено в законопроекте о бюджете на 2009 год. Обещанные правительством при обсуждении налоговой политики на 2009 год реформы не включены в его планы ни на 2009-й, ни на 2010-11 гг. Остается надеяться, что при обсуждении очередного среднесрочного документа новый состав кабинета министров рассмотрит и выполнит обещания нынешнего. Так, в соответствии со среднесрочным прогнозом на 2008-2010 гг., бизнес вправе рассчитывать в 2010 году на «рассмотрение возможности снижения базовой ставки по НДС». В еще более ранних среднесрочных документах мы найдем такие же планы на 2009 год. В новом прогнозе расходов рассмотрение этой возможности не упоминается. В России, например, обсуждали снижение базовой ставки НДС до 10%. Сейчас новости на эту тему иссякли: в России консультации могли быть приостановлены по той же причине, что у нас – мировой финансовый кризис, признают специалисты. И это притом что Россия располагает приличным стабилизационным фондом, из средств которого может «залатать» возникающие вследствие этой либеральной меры бюджетные дыры. Нам живется не так роскошно. А надежды на значительные инвестиции в развитие и хорошую отдачу от них еще должны оправдаться. Именно по этой причине минфин не предусматривает и возмещение НДС по капитальным инвестициям в Кишиневе и Бэлць: надо проанализировать результаты возмещения в регионах. Техническое переоснащение предприятий в условиях отсутствия льготы по НДС на оборудование будет происходить так же медленно, как и сейчас, говорят представители бизнеса. Сэкономленные от введения нулевой ставки подоходного налога средства не сделают погоды морально устаревшим отечественным предприятиям. Если что-то нам и удастся продать, так это ТЭЦ-ы, считают эксперты. Их могут купить и с долгами, потому что они рентабельны в перспективе. Доходы нашего бюджета и дальше будут расти пропорционально росту потребительских расходов вследствие увеличения цен, особенно на энергоносители, говорят они. Но в условиях, когда нормальной практикой становится одновременное увеличение тарифа на все виды энергии с ростом закупочной цены на газ, встает вопрос о доходах населения. Сегодня, например, у многих пенсия ниже стоимости одной гигакалории тепловой энергии. Впрочем, при наших ценах на продукты питания и тарифах на коммунальные услуги зарплата в 4100 леев тоже не спасет. Пенсионную реформу авторы среднесрочного прогноза не упоминают. При обсуждении налоговой политики правительство обещало рассмотреть предложение Конфедерации патроната о регрессивной ставке взносов в соцфонд при увеличении фонда оплаты труда. Даже если действующее правительство и не успеет начать реформу до предстоящих парламентских выборов, оно могло ее запланировать: другое правительство пусть отказывается. Но кабмин решил иначе. Он принял предложенное консервативным минфином постепенное перераспределение налоговой нагрузки между работодателем и работником. Ставка платежей в соцфонд снизится всего на 1 п.п.. Вместо действующего соотношения 24%+5%, на 2009 год запланировано 23%+6%, на 2010-11 гг. – 21%+7%. Ставка взносов в фонды обязательного медицинского страхования в течение всего прогнозируемого периода будет составлять 7%: по 3,5% от работодателя и работника. Суммируя «социальные» ставки, мы получаем консолидированную 35%. Но все еще не можем позволить себе ни достойных пенсий, ни приличного медицинского обслуживания. Предложение о введении единой ставки налога на доход физических лиц минфин проигнорировал, как и идею вычета расходов на образование и строительство жилья для граждан. Двухступенчатая шкала и порог налогообложения доходов физических лиц сохранится в течение всего среднесрочного периода. Только в 2011 году порог изменится: по ставке 7% - годовой доход менее 27600 леев, 18% - более 27600 леев. Сумма годового освобождения для работающего будет увеличиваться каждый год на 900 леев: 7200 в 2009-м, 8100 леев в 2010-м и 9000 леев и 2011 гг. Освобождение на иждивенцев составит, соответственно, 1680 леев, 1800 леев и 1920 леев. Доходы гастарбайтеров облагаться не будут. В условиях, когда лей крепчает, а цены растут, это и не нужно: их «тяжелые» деньги и так выжимают «по полной программе».* * *Сегодня на учете в Нацкассе социального страхования состоит 771,9 тыс. получателей различного рода социальных выплат:пенсий – 619,3 тыс. чел.;государственных социальных пособий – 47,7 тыс.;пособий семьям с детьми – 104,9 тыс. семей.Одновременно 293,9 тыс. граждан дополнительно к указанным социальным выплатам, получают из средств госбюджета:адресные компенсации – 252,9 тыс. чел.;ежемесячные пособия – 14,6 тыс.;ежемесячные пособия за особые заслуги перед государством – 24,3 тыс.;компенсации лицам, пострадавшим при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС – 2,2 тыс. человек.
0