Вся власть советам
В парламент поступил законопроект о внесении поправок в Закон № 257-XVI от 27 июля 2006 г. об организации и функционировании рынков сельскохозяйственной и агропродовольственной продукции. Поправки призваны упростить процедуру созыва советов по товару — совещательных структур, основных партнеров минсельхоза в профессиональном диалоге. Правда, объединения по интересам, похожие на советы по товарам, иногда собираются и дискутируют с минсельхозом по насущным отраслевым проблемам. Но советом называет себя лишь одно формирование — по товарной линии «сахарная свекла и производные продукты». Его очередное заседание состоялось на прошлой неделе. Однако, чтобы решения этого формирования обрели законную силу, вероятно, сначала должны быть приняты поправки к закону.В своей нынешней редакции закон определяет совет по товару, как «организационную структуру на общенациональном уровне, не являющуюся юридическим лицом, состоящую из представителей межпрофессиональных организаций по товару или группе товаров и представителей Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности, Министерства финансов, Министерства экономики и торговли, Национального агентства по защите конкуренции и, при необходимости, других органов и учреждений центрального публичного управления». В свою очередь, межпрофессиональная организация — это «публичное юридическое лицо частного права профессионального характера с правовым статусом некоммерческой ассоциации», создается она путем «объединения профессиональных организаций в линии производства, переработки, перевозки, хранения, распределения и реализации агропродовольственной продукции». Увы, на данный момент ни одно из действующих формирований не способно в полной мере соответствовать категории «межпрофессиональной». Вплотную к ней по совокупности признаков приближается Союз сахаропроизводителей РМ (помимо сахарных компаний его полноправным членом является крупная торговая фирма). Но в этот союз не входит одно из важнейших звеньев товарной линии — свекловоды, они создали свою собственную ассоциацию. Юридическое слияние союза и ассоциации в межпрофессиональную организацию так и не произошло. Кроме того, в качестве одного из критериев межпрофессиональных организаций закон устанавливает такие расплывчатые признаки, как «минимум представительства», который составляет «значительную часть производства» и т.п. В общем, официальная регистрация межпрофессиональной организации представляется очень проблематичной задачей даже в таком «верном случае», каковым является свеклосахарный комплекс. Соответственно, хоть совет по товарной линии «сахарная свекла, сахар и продукты переработки» де-факто существует и исправно действует, но де-юре советом считаться не может.Чтобы легализовать этот и другие «почти советы» по товарам, авторы законопроекта (в их группу входят специалисты Союза сахаропроизводителей и Союза ассоциаций сельхозпроизводителей «УниАгроПротект») предлагают в тексте действующего закона об организации и функционировании агропродовольственных рынков заменить понятия - «межпрофессиональные организации» на «профессиональные».По словам вице-председателя «УниАгроПротект» Александра Слусаря, было бы лучше, если бы в законопроекте профессиональные организации трактовались широко — как объединения сырьевиков и переработчиков. Такие заведомо неконфликтные объединения в рамках советов по товарным линиям могли бы выступать единым фронтом, им было бы легче находить консенсус с властными структурами. Однако, в окончательной версии законопроекта, согласно пояснительной записке, профессиональная организация — это, например, союз сахаропроизводителей или ассоциация свекловодов, по отдельности. В такой ситуации у минсельхоза есть верный шанс оказаться не просто одним из участников профессионального диалога, но по традиции - третейским судьей и/или адвокатом одной из сторон. Задач у совета по товарной линии, согласно закону, много - восемь пунктов. В частности, изучение рынка: определение спроса и предложения на основные виды продукции, ежегодное определение производственного потенциала, расчет себестоимости и цен - «внутрирыночных», «индикативных», «интервенционных» и «справочных». Сведения о ценах, ежегодном производственном плане по основным сельхозкультурам и видам животных, консультациях по проектам профильных нормативных актов содержатся в соглашениях, которые заключает совет по товару с минсельхозом. Эти соглашения должны быть официально опубликованы, а министерство должно отслеживать их реализацию.Между прочим, на последнем заседании совета по товарной линии «сахарная свекла, сахар и продукты переработки» вопрос об объемах производства (законтрактованных площадях) сахарной свеклы в 2009 году и о ценах на продукцию будущего урожая обсуждался. Информацию о планах и о продвижении процесса контрактации площадей, а также о закупочных ценах на свеклу-2009 (порядка 500 леев/т) совет принял к сведению. Равно как и ряд других предложений: по возмещению НДС, согласованию тарифа на газ для обеспечения работы сахарных заводов и тарифа на электроэнергию, поставляемую сахарными заводами в распределительные сети.По инициативе союза сахаропроизводителей отдельным пунктом в рабочую повестку совета был включен вопрос о заключении договора о защите технических кредитов, выданных сахаропроизводящими компаниями свеклосеющим хозяйствам под залог урожая-2008. Такой договор предполагает взаимное открытие сахарными компаниями доступа к регистрам кредитования под залог. А также взаимные обязательства не принимать на переработку продукцию, законтрактованную конкурирующей компанией, и санкции в случае нарушения этого обязательства.Ничто не мешало сахарным компаниям — конкурирующим в вопросах заготовки сырья и продажи готовой продукции, но одинаково заинтересованным в возвращении своих кредитных ресурсов — договориться в этом вопросе напрямую. Однако в таком случает действия сахаропроизводящих компаний Национальное агентство по защите конкуренции смогло бы трактовать как картельный сговор. Поэтому предложение заключить договор надо было вынести на публичное обсуждение партнеров совета по товарной линии. Единогласным решением участников заседания совет постановил создать рабочие группы по подготовке пакетов документов по предложениям товаропроизводителей, в т.ч. проекта договора о защите и возврате технических кредитов.Все это, по сути, и есть соглашение совета по товару. Оно, как требует закон, должно быть опубликовано в Официальном мониторе. Более того, представители сельхозпроизводителей в совете по товару утверждают, что будут добиваться, чтобы соглашение и в самом деле было официально опубликовано. Очевидно, их, прежде всего, интересует широкая и авторитетная огласка сведений о закупочных ценах на сахарную свеклу, установленных сахаропроизводителями. И действительно, как только закон об организации и функционировании агропродовольственных рынков будет поправлен, никаких препятствий для распространения этой информации не останется.И тогда звеньям товарной линии придется выполнять договоренности. Но что случится, если это не произойдет? В случае несоблюдения одной из организаций условий соглашений, ее представительство в совете по товару, согласно закону, прекращается. Вроде бы это либеральная мера, для несогласных всегда открыт выход. Но, с другой точки зрения, исключение из совета следует рассматривать, как потерю одним из участников товарной линии возможности повлиять на принятие решений важных для отрасли. Об имиджевых потерях в такой ситуации и говорить не имеет смысла. Один против всех — решиться на такое всегда тяжело, а выполнить тем более.