586

Кэприянский монастырь как объект туризма

Несколько лет назад я побывала в Кэприянском монастыре. Обитель выглядела скромно, как и подобает жилищу людей, решивших отказаться от всего мирского. В этом году, 28 августа, на освящении церкви Святого Георгия после реконструкции все было совершенно иначе: монастырь преобразился. У монахов прибавилось роскоши, приковывающей к земле. Церковь Святого Георгия блестела золотым иконостасом и блистала изумительной росписью стен. Это вовсе не фреска, как могут подумать посетители, малознакомые с монументальной живописью. Дело в том, что слово «фреска» часто неправильно применяют для определения любой стенной живописи. Это слово происходит от итальянского «al fresco», что означает «по свежему», «по сырому». Фреска пишется по сырой известковой штукатурке красками, разведенными в воде. Когда штукатурка высыхает, содержащаяся в ней известь выделяет тончайшую кальциевую корочку. Корочка прозрачна, она закрепляет находящиеся под ней краски, делает живопись несмываемой и очень прочной. Такие фрески дошли до нас через века, практически не изменившись. Иногда уже по сухой фреске пишут темперой - красками, разведенными на яйце или казеиновом клее. В церкви Святого Георгия использована темпера.Росписи - композиции с библейскими сюжетами и святыми – восхищают музыкальностью форм, чудесным подбором цветов, святые выглядят здесь словно живые. События, происходящие в разных местах и временах, соединились на стенах воедино. Мы разглядывали их, гуляя по церкви, как по музею – а никак иначе и не обозначить это место, экипированное позолоченными ценностями и красотами снизу доверху. Тут же стояли молящиеся и крестящиеся люди, сбивали с ног телевизионщики и журналисты, суетились рабочие... И в какой-то момент мне напомнило действо кадр из фильма Кустурицы «Жизнь как чудо». Как в реальности условно все...Мы прошлись по территории монастыря, по его вымощенным плиткой дорожкам, на которых стояли столы – в тот день состоялся храм села и религиозный праздник Успения Пресвятой Богородицы. И зашли в одно из зданий, где был организован небольшой музей. А настоящий музей сейчас возводится на территории монастыря. Как рассказала Елена Постикэ, заместитель директора Национального музея истории и археологии, первое письменное упоминание о монастыре датируется 1420 годом. «Некоторые легенды утверждают, что монастырь построен при Штефане Великом, однако письменные источники свидетельствуют о том, что первая деревянная церковь построена при Александре Добром. Первую каменную возвели при Штефане Великом, при Петре Рареше ее отстроили заново. Все великие господари Молдовы считаются покровителями этого монастыря: Александру чел Бун, Штефан чел Маре, Петру Рареш, Александру Лэпушняну. Петру Рареш подарил монастырю Евангелие, которое было обрамлено золотом и серебром. Потом его отвезли в Россию, сейчас хранится в Санкт-Петербурге». История монастыря тесно связана с митрополитом Бэнулеску-Бодони, при нем создана епархия. С 1815 по 1821 год здесь находилась резиденция митрополита, при нем открыта в Кишиневе первая типография, издано много книг. В музее можно увидеть книги, изданные в этот период, а также предметы, найденные во время археологических раскопок в монастыре: здесь обнаружено около сорока захоронений, в витрине представлены остатки разнообразной одежды. Один из самых ценных экспонатов – икона, найденная в склепе Бэнулеску-Бодони. Вот копия поминальной книги монастыря. В основном здесь экспонаты, хранящиеся в Национальном музее истории и археологии, их специально привезли на открытие расписанного собора Святого Георгия. Много икон 18-19 века русской школы живописи. Можно увидеть иконы евангелистов Луки, Иоанна, украшенные позолоченными лентами. Считается, что воплощением самых святых символов молдавской истории и культуры являются монастыри Хынку и Кэприяна, расположенные в сердце молдавских Кодр. Здесь как нельзя лучше сочетаются живописные места и архитектура монастырей. А Кэприянский мужской монастырь является одним из самых старых в Молдове. В Кэприянском монастыре хранилась и самая большая монастырская библиотека в республике с ценными дарами господарей. В советское время монастырь закрыли, он вновь открылся в 1989 году в числе первых.
0