696

«Государственные вложения в развитие компании уже окупаются»

Интервью с генеральным директором Air Moldova Василием БотнарьЧто представляет собой авиапарк Air Moldova и рассматриваются ли перспективы его пополнения? - Сегодня в активе компании два типа воздушных судов: Airbus и Embraer. Также мы располагаем самолетами советского типа, которые, правда, уже не эксплуатируются. Политика Air Moldova направлена на то, чтобы со временем отказаться от эксплуатации этих судов и, соответственно, увеличить количество полетов на самолетах европейского типа. Embraer был приобретен в 2001 году, а в 2006-ом году, посредством финансового лизинга приобрели Airbus А320, и дополнительно подписали операционно-лизинговый договор на эксплуатацию еще одного такого самолета. В январе 2008 года был заключен договор на прямую покупку Embraer 190. Эти модели отличаются высокой безопасностью, практичностью. Авиапарк компании позволяет в полном объеме удовлетворять потребность в перевозках или приходится дополнительно арендовать суда? - График полетов тщательно разрабатывается заранее и соответствует операционным нуждами и потребности рынка. Для оптимизации затрат мы применяем принцип ротации авиалайнеров. Например, если утром он летит в Москву, вечером - в Стамбул. Благодаря этому принципу эксплуатации потребности компании полностью удовлетворяются существующими судами.Исключение составил летний сезон 2008 года. Мы начали готовить рынок для запуска в работу нового Embraer 190. На первом этапе мы увеличили частоту полетов по ряду направлений. Для этих целей на апрель-октябрь мы арендовали дополнительно один самолет. За семь месяцев мы перевезли около 205,2 тыс. пассажиров. По сравнению с тем же периодом 2007 года пассажиропоток вырос на 17%. Рост обусловлен, в первую очередь, развитием сети полетов. Только в 2008 году мы открыли два новых направления – на Мадрид и Санкт-Петербург, введен вечерний рейс на Москву. Самый высокий спрос зарегистрирован на Москву (61,2 тыс. человек), Франкфурт (31,5 тыс.), Стамбул (28,3 тыс.). Не менее популярны Рим, Санкт-Петербург, Ларнака, Лиссабон, Афины. В последнее время у авиаперевозчиков возникли серьезные проблемы из-за высоких цен на топливо. - Стремительный рост цен на нефтепродукты на мировом рынке не мог не сказаться на отрасли авиаперевозок. Несмотря на то, что за последние недели на рынке наметилась некоторая стабилизация цен, рост, произошедший с конца 2007 года, продолжает негативно отражаться на отрасли. Аналитические данные о состоянии международных авиаперевозках свидетельствуют о том, что прибыли крупнейших операторов резко упали. В то же время, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) предупреждает, что ситуация и далее будет ухудшаться из-за снижения покупательской способности и высоких цен на топливо. Становится ясно, что от проблем не застрахован и национальный молдавский авиаперевозчик. Но мы делаем все возможное, чтобы противостоять этой негативной тенденции.Несколько слов о тенденции. Если в предыдущие годы на топливо приходилось в среднем 11% операционных расходов Air Moldova, то сегодня - 38%. Цена авиакеросина достигла $1,5 тыс. за тонну по сравнению с $760 в минувшем году. Учитывая реальную покупательную способность граждан страны, Air Moldova не может допустить резкого роста цен на перелеты. Поэтому мы пошли, вынужденно, на сокращение количества билетов, продаваемых по самому низкому тарифу. Чтобы хоть как-то смягчить влияние неблагоприятные факторов работаем над повышением эффективности рейсов, что позволяет сокращать издержки. Такие шаги уже предприняли крупные мировые компании. Мы хорошо понимаем, что в сезон отпусков спрос на авиабилеты традиционно высок и в расписании полетов изменений в этот период не предвидится. Вместе с тем, в «тихие» периоды, которые приходятся на октябрь-ноябрь и январь-февраль, пассажиропоток резко падает. Сокращение рейсов по некоторым направлениям в это время никак не скажется на удобствах для пассажиров, но, тем самым, позволит удержать на нынешнем уровне действующие тарифы. Некоторые пассажиры жалуются на то, что авиабилеты в Молдове дороже, чем за границей. Почему так получается?- Эти утверждения необоснованны. Мы применяем классический метод построения тарифной политики, как и большинство авиакомпаний в мире. Сегодня наше предложение включает широкий спектр тарифов, уровень которых определяется несколькими составляющими. Представьте себе салон авиалайнера, который в любой авиакомпании разделен условно на классы бронирования. На борту самолета пассажир фактически «сталкивается» с двумя классами – бизнес и эконом. При этом и первый, и второй, включает в себя несколько классов бронирования с различными уровнями тарифов. Каждый тариф предполагает различные правила его применения. Это и сроки приобретения билета, и возможность изменения даты полета без или с дополнительной доплатой, и возможность отказаться от вылета, получив при этом, полную стоимость авиабилета. Не стоит забывать и о наличии открытой даты вылета, возможности бесплатного провоза дополнительного багажа, и права воспользоваться VIP-залом аэропорта. Все эти правила авиакомпании формируют именно для того, чтобы удовлетворить потребности любой категории пассажиров. В случае, если клиент планирует свою поездку заранее (за несколько недель), в нашей компании он может приобрести дешевый билет. Ближе к дате вылета количество мест по таким тарифам уменьшается. Кстати, не только классические авиаперевозчики, но и компании Low Cost, пришедшие на рынок, применяют этот метод. Попробовав забронировать билет в такой компании, вы убедитесь, что от даты приобретения очень многое зависит (формирование цены).Как Air Moldova работает с агентствами по продаже билетов? - Мы создала развитую сеть по продаже билетов. На собственные агентства приходится около 33% внутренних продаж. Подписаны контракты с независимыми агентами, на долю которых приходится около 46% продаж, 21% - приходятся на BSP-агентства. Внешние продажи осуществляются посредством наших представительств за рубежом (их 15) – 10% и BSP-агентств - 90%. Еще в прошлом году мы внедрили Интернет-продажу электронных билетов. Это электронная версия бумажного авиабилета. Информация о путешествии, отражаемая в нем, теперь не печатается на бумажном бланке, а хранится в базе данных компании. Пассажиру выдается «маршрутная квитанция», в которой содержится полная информация о перелете и стоимости билета. В прошлом году государство внесло в уставный капитал Air Moldova порядка 90 млн леев. Деньги уже освоены?- Эти средства были направлены на приобретение авиалайнера Airbus A320, о котором я упоминал ранее. Данная сумма была внесена в уставной капитал компании. В этом проекте мы участвовали и собственными средствами: около 108 млн леев. Государственные вложения в развитие компании уже окупаются. Только в 2007-2008 гг. Air Moldova перечислила в госбюджет платежи (дивиденды, налоги) в сумме 90 млн леев.Какие меры предпринимаются в компании для повышения безопасности полетов? Пассажиры могут быть спокойны?- Все наши суда проходят регулярное техническое обслуживание в строгом соответствии с требованиями завода изготовителя и общими европейскими нормами по техническому обслуживанию (EASA). Самолеты Air Moldova проходят техническое обслуживание во Франции в организациях, утвержденных европейскими авиационными властями. К примеру, в Europe Aviation (аэропорт Орли, Париж). Регламент технического обслуживания нашего флота предусматривает ежедневное, еженедельное, двух- и двадцатимесячные осмотры, тестирования.Безопасность полетов обеспеченна также высококвалифицированным летным составом. В компании 40 пилотов, которые регулярно проходят курсы повышения квалификации в авторизированных центрах по подготовке пилотов в Италии и Франции. Все экипажи Airbus-320 допущены к полетам в сложных погодных метеоусловиях - по второй и третьей категории ИКАО. Технический персонал проходит сертификацию на заводе Airbus и Embraer, а бортпроводницы – регулярные тренировки по обеспечению безопасности пассажиров, в том числе в случае возникновения нештатной ситуации. Постоянно проводится анализ, 100-процентная расшифровка полетов, оценка работы техники и экипажей на соответствие требованиям. Мы успешно прошли полную процедуру международного аудита на соответствие стандартам эксплуатационной безопасности и внесение в регистр операторов IOSA, что является признанием авиакомпании как безопасного перевозчика, соответствующего международным требованиям. Господин Ботнарь, между операторами рынка пассажирских авиаперевозок складываются партнерские или все-таки конкурентные отношения? - Молдавский рынок авиаперевозок сам по себе небольшой и, учитывая это, оперирующим компаниям приходится сотрудничать. На молдавском рынке присутствуют 14 авиакомпаний. Рынок настолько тесен, что не всем выгодно работать на отдельных рейсах. Есть компании, которые получили право осуществлять прямые авиаперелеты, но предпочитают осуществлять их в партнерстве с нами. Например, на Милан мы летаем в партнерстве с итальянской компанией Meridiana.На уровне международного сотрудничества мы подписали выгодные соглашения с крупными авиакомпаниями. Существуют несколько типов соглашений: Интерлайн-соглашения, о специальных прорейтах (SPA), о совместной эксплуатации рейса (Code share). Заключая Интерлайн-соглашения, каждая из сторон получает право продавать перевозки по маршрутам другой. Пассажир может приобрести единый билет на перелет из любого пункта маршрутной сети Air Moldova в города, охваченные географией полетов авиакомпании-партнера. На данный момент такие соглашения являются основой нашего сотрудничества с 77 зарубежными компаниями. Code share мы заключили с пятью крупными операторами – Austrian Airlines, Rossya, Tarom, Cirrus Airlines, Meridiana. Выгода авиакомпаний здесь очевидна. Это большая экономия: сокращается количество собственных рейсов за счет партнерских. Проще говоря, действует следующий принцип: «утром летишь ты, вечером - я». Такова практика лимитированных рынков, к которым относится и Молдова. У пассажиров тоже целый ряд преимуществ. Если в силу тех или иных причин вы «привязаны» к определенной авиакомпании (бонусная программа, политика работодателя), то Сode-share - прекрасная возможность выбрать более удобный рейс для полета, не «изменяя» своей авиакомпании. Какой бы Вы хотели видеть компанию Air Moldova, скажем, через пять лет?- У Air Moldova большие планы на будущее. Акцент сделан на модернизации флота. Наша главная цель - стать первыми при выборе авиалиний для пассажирских и грузовых перевозок, по всем прямым и стыковочным маршрутам. Не менее приоритетной задачей является обеспечение безопасности и надежности авиакомпании на уровне международных стандартов. Будем прилагать усилия для достижения показателей ведущих мировых авиакомпаний по пунктуальности, регулярности выполнения рейсов, сохранности багажа. Мы хотим стать узнаваемыми как современная авиакомпания международного класса с комплексным обслуживанием, обеспечить высококачественную заботу о клиенте на каждом уровне авиа услуги. Сделаем все возможное, чтобы получить более широкий доступ к международной системе маршрутов и, тем самым, повысить показатели перевозок. Если говорить языком цифр – то это увеличение пассажиропотока до 550 тыс. человек к 2013 году. А вот 2008 мы планируем закончить с показателем в 358 тыс. пассажиров.
0