526

Трудовая миграция под контролем

Новый закон «О трудовой миграции» вступит в силу с 1 января 2009 г. Закон регулирует временное пребывание иностранных граждан, работающих в Молдове, а также условия временного трудоустройства наших граждан за рубежом. Иностранным инвесторам государство предоставляет льготный режим временного трудоустройства. Спортсмены-иностранцы тоже всегда желанная «рабочая сила» на молдавской земле. Всем остальным придется доказывать свою необходимость на рынке труда республики. Под действие настоящего закона не подпадают персонал дипломатических представительств, консульских учреждений, международных организаций и члены их семей, аккредитованные иностранные журналисты, деятели искусства и работники культуры, прибывшие на кратковременный период (до 90 дней), лица свободных профессий, моряки, лица, прибывшие на учебу, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РМ, граждане Республики Молдова, постоянно проживающие за рубежом, а также служители и работники религиозных культов. По словам начальника управления миграционной политики Министерства экономики и торговли Екатерины Бурачек, режим пребывания иностранных граждан на территории республики не ограничивается только целью трудоустройства и будет регулироваться также новым законом о статусе иностранцев в РМ, который разрабатывает МВД. Таким образом, ожидается, что одновременное вступление в силу этих двух документов заменит с нового года устаревшее законодательство в этой области. Работодателям, привлекающим рабочую силу из-за рубежа, придется подумать об этом заранее. С одной стороны, иммиграционные положения были либерализованы. С другой, введены дополнительные ограничения для защиты местного рынка труда. Прежде всего, изменения коснулись ежегодных иммиграционных квот. Ежегодная квота, которую утверждало правительство, не менялась и составляла 0,05% от численности населения, постоянно проживающего в стране. Сюда попадали и иностранные студенты, и члены воссоединенных семей, и, конечно, трудовые иммигранты. Со следующего года правительство будет устанавливать квоты только для трудовых иммигрантов по представлению минэкономики. В количестве, отвечающем потребностям национальной экономики, намечающихся инвестиционных проектов, для которых необходимо привлекать иностранных экспертов и рабочую силу на временной основе. Каждый год, в зависимости от ситуации, эта цифра будет корректироваться. «Это не означает, что будут сняты все ограничения для желающих воспользоваться наемной рабочей силой из-за рубежа, – говорит Екатерина Бурачек. – Автоматической выдачи разрешений не предвидится – государство будет защищать свой рынок труда. При соответствующем же экономическом обосновании, не будет преград для привлечения опытных специалистов. В 2007 г. Национальное агентство занятости выдало 1134 разрешения на трудоустройство. В первом полугодии 2008 г. – 561 разрешение». Разрешения выдаются сроком на один год с правом продления. Госпошлина для получения первичного разрешения на привлечение одного иммигранта составляет 720 леев, продление – 360 леев. Дожидаться выдачи разрешения можно в течение месяца. Одновременно органы МВД оформляют иммиграционное свидетельство. На основании разрешения на трудоустройство и иммиграционного свидетельства подразделения МИРа оформят иммигранту вид на жительство. Со следующего года процедура прохождения инстанций изменится. «Работодатели в самом тексте закона получили полный перечень документов и этапы прохождения процедуры ввоза иностранной рабочей силы, - пояснила Екатерина Бурачек. – Вводится понятие «единого окна» - документы в 2-х экземплярах предоставляются только в соответствующее подразделение МВД. Агентство занятости выносит свое решение в выдаче разрешения о праве на трудовую деятельность или отказе, не контактируя с соискателем, и передает его МВД. МВД, в свою очередь, издает решение о предоставлении права на временное пребывание с целью трудовой деятельности или отказе в этом. МИР на основании решения о предоставлении права на трудовую деятельность и решения о предоставлении права на временное пребывание выдает в установленном порядке временный вид на жительство с целью трудовой деятельности. Но прежде чем обратиться с подобным ходатайством, работодатель должен доказать, что на местном рынке труда он не нашел соответствующего специалиста. Для этого регистрируется вакантное рабочее место в территориальном агентстве занятости, публикуется вакансия в СМИ. И только после этого (если агентство не нашло специалиста и никто не откликнулся) у работодателя появляются аргументы для привлечения кадров из-за рубежа. Естественно, соответствующие доказательства входят в перечень представляемых документов для получения разрешений». Право на трудовую деятельность не предоставляется несовершеннолетним и иммигрантам, зачисленным в учебные заведения РМ, на срок обучения. А вот иностранным спортсменам пошли навстречу – для них оформление права на «трудовую деятельность» в местных командах не потребует заключения агентства занятости. «Повезло» и иностранному менеджменту местных предприятий. Им, в отличие от рядового трудящегося-иммигранта, не надо доказывать свою необходимость местному рынку труда. Есть и другие «льготы». Иностранному гражданину, пайщику или акционеру, занимающему должность администратора предприятия, или представителю иностранного юридического лица, которые осуществили инвестиции в размере не менее $10 тыс., предоставляются право на трудовую деятельность и право на временное пребывание с целью трудовой деятельности на срок до двух лет с возможностью продления на новые сроки. Инвестировал более $100 тыс. – можешь без ежегодного продления работать три года. А уж с инвестициями более $250 тыс. вы сможете остаться в Молдове до пяти лет. Если захотите. И разрешение вам выдадут в более короткие сроки. Еще одно немаловажное дополнение. Иностранцы не могут занимать руководящие должности на предприятии, действующем в области трудоустройства граждан РМ за рубежом. На всякий случай. Условия лицензирования трудоустраивающих фирм тоже несколько изменятся. Теперь им необходимо не только тщательно готовить выезжающих за рубеж на заработки, но и отслеживать их дальнейшую судьбу и отчитываться об этом перед ответственными органами. Задача – подчас неподъемная. Даже статистика признает, что сведения о миграционных потоках молдавских граждан, взятые из анкет рабочей силы, являются единственным, но далеко не исчерпывающим источником информации. Выборочные обследования рабочей силы проводятся ежеквартально и отражают состояние трудовой эмиграции на определенный момент времени. Так, по итогам прошлого года, среднее количество эмигрантов составило 334 тыс. человек. К лету их количество снижается – по итогам первого полугодия 2008 г. сообщается о 253 тыс. перманентных эмигрантов, из них 60 тыс. человек удалось застать дома, но они собираются пополнить список временно выбывших. Сезонные колебания «маятниковой миграции» населения не коснулись стран пребывания. На первом месте, как и прежде, Россия – в 2007 г. объявили о временном трудоустройстве 209 тыс. сограждан. Это 1/3 всех эмигрантов. Далее следует Италия – 62 тыс. чел. (в 2008 г. квота для Молдовы составила 6,5 тыс., в прошлом – 5 тыс.). Турцию и Украину, как страны пребывания, продекларировали по 10 тыс. чел., Португалию – свыше 7 тыс., Грецию и Израиль – по 5 тыс. наших сограждан.
0