ЦЕНТРОБЕЖНОЕ РАЗВИТИЕ
Зоны свободного предпринимательства в Молдове вновь привлекают внимание потенциальных инвесторов. Причин тому несколько. Главная – принятые недавно поправки в профильный закон, вернувшие резидентам ЗСП право заниматься транзитными операциями и внешнеторговой деятельностью. Кроме того, сказался экстенсивный фактор развития. Семейство свободных зон пополнили транзитные центры в Джурджулешть и Мэркулешть. Первый из них преимущественно ориентирован на использование водных магистралей, второй – воздушных. Но и другие виды деятельности, включая промышленное производство, на территории свободных портов не противопоказаны. И, наконец, вдруг ожил производственный парк „Отачь-бизнес” - после долгой спячки и чуть ли не закрытия. И демонстрирует бурные темпы роста. - Если в последние годы новости о появлении новых резидентов в основном поставляла свободная зона в Унгень, то в течение первого полугодия интересные инвестиционные предложения и конкретные проекты появились практически во всех ЗСП, - отметил для „ЛП” начальник управления инвестиционной политики минэкономики Владимир Кривчун. - Особенно радует нас свободная зона в Отачь, где новые резиденты появляются в последнее время постоянно. И что главное – все в сфере промышленного производства и переработки. В прошлом году там начали выпускать швейные изделия и обувь, в этом наладили деревообработку и изготовление мебели, скоро должен вступить в строй завод по производству биотоплива. Хотелось бы отметить, что предприятие по деревообработке применяет самые современные ноу-хау, это наукоемкое производство с высокой добавленной стоимостью. Именно таких инвесторов мы ищем в первую очередь для ЗСП. Важно также отметить, что резиденты „Отачь-бизнес” очень серьезно подходят и к решению социальных проблем населенного пункта, внося свой вклад в его развитие. А это было одним из основных аргументов создания свободных зон в республике.В „Унгень-бизнес” скоро начнет свою деятельность предприятие по производству металлоизделий для строительства. Молдавский инвестор уже вложил в новый проект свыше 600 тыс. евро. Выпускаемая продукция востребована как на местном рынке, переживающем строительный бум, так и в соседних странах. Потому в соответствии с требованиями закона порядка 70% производимых металлоизделий будет поставляться на экспорт. Таковы же намерения нового резидента промышленного парка „Валканеш”, который намерен заняться производством печного топлива высокого качества. Сырье он будет завозить из Украины, а после его дополнительной очистки и переработки готовый продукт будет отправляться в страны Европы, где отмечается повышенный спрос на топливо высокого качества для обогрева частных домов. Международный свободный аэропорт в Мэркулешть еще на стадии юридического становления, но интерес к воздушному „хабу” уже ощущается. Как сообщил Владимир Кривчун, молдавско-российская авиакомпания готовит документы на право стать резидентом. В ее планах – масштабные авиаперевозки грузов по всем направлениям с их транзитным обслуживанием в Мэркулешть. Представитель компании Владимир Селезнев сообщил „ЛП”, что в основном будут осуществляться поставки из стран СНГ и Китая в Европу. В Молдове планируется эти потоки грузов сортировать, разбивать на более мелкие партии, маркировать и отправлять дальше по назначению. К концу нынешнего года авиакомпания уже намерена получить разрешение и начать свою деятельность. В минэкономики отмечают, что это далеко не единственный претендент на резиденство в Мэркулешть. Тем временем в Джурджулешть свободный порт уже обрел 18 резидентов и готовится к полномасштабной деятельности. В конце июля владелец и оператор свободного порта Джурджулешть Danube Logistics заключил контракт на совместную деятельность с молдавским инвестором Proinovatie ООО. Компания будет осуществлять деятельность в сфере торговли строительными материалами, преимущественно из Италии. Как сообщила „ЛП” специалист по связям с общественностью Danube Logistics Олеся Кожушко, инвестиции непосредственно владельца в развитие порта составили около $34 млн. Уже принимает танкеры с ГСМ нефтеналивной терминал, в скором времени заработают грузовой и пассажирский порты, зерновой терминал. По словам Олеси Кожушко, уникальное месторасположение на границе с Румынией и Украиной, доступ к трёхмодульной транспортной инфраструктуре с выходом к Дунаю и к морю, а также железнодорожному и автомобильному сообщению национального и европейского стандартов, создают для инвесторов крайне благоприятные условия для развития промышленного производства и экспорта товаров. Как и других видов деятельности. Danube Logistics предоставляет для этого все условия: сдает в аренду участки земли для производственных целей, готовые офисные помещения, оказывает широкий спектр логистических услуг. Если у вновь созданных или возрождаемых ЗСП главная проблема – привлечь новых резидентов, то у „Экспо-бизнес-Кишинэу” другие заботы. „Интерес инвесторов к нашей зоне не ослабевает, заманчивые предложения появляются чуть ли не каждый день, - отметил для „ЛП” первый заместитель главного администратора кишиневской свободной зоны Петр Кожокару. Территория в 23,7 гектара у нас уже вся занята, а потенциальные резиденты просят участки под склады, промышленное производство. У нас сегодня самая маленькая ЗСП по занимаемой площади, но самая эффективная по перечислениям в бюджет. Пытались с городским советом Сынжеры договоритьс о расширении территории ЗСП за счет прилегающих пустырей, но пока не получили поддержки. В прошлом месяце у нас появились два новых резидента, которые будут заниматься внешнеторговыми операциями. Это тоже неплохо, но очень жаль, что у нас ограничены возможности развития промышленности. Тем не менее, к концу года на территории зоны начнет производственную деятельность завод по производству облицовочной плитки, инвестиции в который составили около 3 млн евро. Новые инвесторы нашли общий язык с уже действовавшим у нас резидентом, благодаря чему и стал возможен этот проект”. В подготовленной министерством экономики и торговли информации о деятельности свободных экономических зон в первом полугодии отмечается, что общее количество резидентов в них достигло 141, а суммарный объем инвестиций составил $104,2 млн. Из них в этом году – $3,4 млн. В эти суммы не входят капиталовложения в развитие порта в Джурджулешть. Но исходя из заявленных проектов и намерений в минэкономики ожидают очередного инвестиционного всплеска в свободные зоны если не в этом году, то в начале следующего. В январе-июне текущего года во всех ЗСП произведено промышленной продукции на сумму около 650 млн леев, что составялет 7,4% от общего объема промышленного производства по стране. При этом 74,1% выпущенной в зонах продукции отправляется на экспорт. Владимир Кривчун отметил, что рост промышленного производства обеспечили все шесть действующих в стране ЗСП. В немалой степени этому способствовало возобновление активной деятельности винодельческих предприятий в свободных зонах в Кишиневе, Твардице и Вулканештах. Но в то же время нельзя не отметить заметное расширение асортимента производимой в ЗСП продукции. Только в этом году список таких товаров пополнили электронные модули, промышленные лаки и краски, альтернативное топливо и т.д. Производство мебели увеличилось в 4,3 раза, лаков – в 2,6 раза, швейных изделий – в 1,2 раза. Активизация деятельности многих резидентов и появление новых инвесторов сказались на увеличении налоговых поступлений и обязательных платежей, что играет важную роль для местных бюджетов в районах расположения ЗСП. Общая сумма налоговых сборов составила в первом полугодии 66,5 млн леев, что на 27,4% больше прошлогоднего. Около 72% этих поступлений обеспечила ЗСП „Экспо-бизнес-Кишинэу”.