858

Горшки обжигают, как Боги

Мы ехали в музей «Casa Parinteasca», что в селе Паланка Кэлэрашского района, на первый международный пленэр керамистов, и, трясясь по разухабистой дорогое, пытались придумать, чем можно сюда завлечь иностранных туристов. «Casa Parinteasca» с первого свидания удивил необычными красками и запахами молдавского подворья. Правда, разукрашенная цветами телега и разрисованная собачья будка смотрелись немножко картинно, но это не искажало общий дух. Настоящая печь, в которой готовили плацинды и голубцы к торжественному открытию пленэра, рядом – под навесом – большой стол с крытыми молдавскими коврами скамьями. Огромный двор, на котором недавно отстроили деревянную мансарду, наверху спали керамисты, а днем под навесом, творили кувшины, вечные, как сама крестьянская жизнь. А сидящие на лавочке медсестры из соседнего санатория в национальных костюмах смотрелись столь живописно, что с ними захотелось сфотографироваться. Лучшего места для пленэра, чем «Casa Parinteasca», во всей республике не нашлось, сказал координатор проекта Бернард Конечны. Он, австриец, приехал в Молдову несколько лет назад и тут остался. И женился на хрупкой девушке Ольге, для которой гончарное дело – не просто профессия, а образ жизни. Теперь занимается менеджментом мастерской Ольги Кошель, невзирая на все препоны законодательства. «Важно определить, где можно прибыльно работать в нашей области. В массовом производстве это нереально, там станешь конкурировать с крупными компаниями – шансов никаких. Наша стратегия другая – ручная работа. Надеемся следующий пленэр провести совместно с первым этническим фестивалем в Молдове». Собственно гончарным делом Ольга Кошель занимается два года, керамикой – больше. «Керамика подразделяется на лепку и гончарное дело. На гончарном круге скульптуру не слепишь. Гончарное дело – одно из самых сложных видов народных промыслов, там практически невозможно что-либо исправить. Можете себе представить: два килограмма бесформенной глины, которые вращаются со скоростью 300 оборотов в минуту? Там нужна сила, которую еще надо правильно применить и сделать сосуд, который будет приятно держать в руках. Теперь понимаю: это мое любимое дело. Но когда начинала им заниматься, еще ничего не знала. А потом, когда чуть голову поднимаешь – оказывается, у любимого дела большие проблемы. И их надо решать, потому что оно погибает: мастеров осталось мало, и с каждым годом все меньше: я знаю человек десять, по всей республике их наберется около тридцати».В педагогическом университете, который закончила Ольга – художественно-графический факультет – часы по керамике сокращают. «Сейчас осталось два часа в неделю. Когда я училась, было чуть больше, но за это время мы освоили многое. А ведь только знакомились с керамикой, учились лепить. К печам нас не подпускали вообще: никто не знал, что такое обжиг, что такое глазурь и из чего она состоит, почему можно покрывать этим цветом, а не другим. Видите, на кувшине – прозрачная глазурь, но до обжига вы не знаете этого: покрываете кувшин – глазурь белая, а после обжига – прозрачная. Добавляешь в прозрачную глазурь пигмент, к примеру, оксид меди, только его крапинки видно – а сам белый. А после обжига – становится зеленым. А если произвести обжиг на дровах – получается вообще цвета меди. То есть абсолютно непредсказуемая вещь, этим гончарное дело и прекрасно: очень завораживает, нет никаких ограничений в творчестве. И часто бывает так, что не знаешь, что выйдет». Теперь, став спецом, она об одном сожалеет: то, что делает сейчас – повторить можно, а ранние работы – нельзя. «Теперь не можешь так наивно к ним подойти. Быть может, это какая-то ступень в развитии. Но куда ушла легкость? Было и страшное нарушение технологии, но тогда я этого не боялась. А теперь опасаешься: вдруг что-то треснет или не выйдет вообще?» - А как делается знаменитая черная керамика?- Смотря, как она обожжена. Если на дровах, задымлением, то это японская керамика. Мы проводили мастер-класс на «Молдэкспо»: обжигали изделие вначале в печи при температуре 1050 градусов, затем раскаленное бросали в железное ведро с опилками, засыпали сверху и закрывали крышкой. Оно там коптится и получается черная керамика. Бывает глина с большим количеством марганца, она получается цвета жареного кофе.Не так давно Ольга ездила на пленэр керамистов в Белоруссию, в деревню Городная. Когда–то здесь был мощный гончарный центр, городнянскую посуду продавали в зарубежных магазинах, один из них был в Варшаве, а другой — в Кракове. Здесь в XIX веке жили 300 гончаров, а теперь осталось не больше десяти. Правда, молодежь приходит к ним обучаться. Глину, кстати, добывают тут же, на месте, слой ее залегания достигает в некоторых местах 18 метров. Городнянская глина после обжига прочна, ни жара, ни мороза не боится, раньше из нее даже делали особый морозоустойчивый кирпич. Белорусское правительство решило возродить традиции и собрало профессионалов из разных стран. «Я много интересного там узнала, рассказывает Ольга. - Грузинский керамист показал, как делать специфические блюда, тарелки. Он, кстати, один из первых открыл гончарную мастерскую в Грузии, а затем, когда по его примеру другие занялись этим делом, видя, что оно приносит неплохую прибыль, уехал в Москву. Сейчас у него в Москве мастерская в 500 кв. метров. У россиян научилась крутить кольца – бублики, пустые внутри, к ним можно приделать горлышко, и будет бутылка. Кольца – одно из самых сложных изделий. В Белоруссии гончарное дело поддерживает правительство, оно же и организовало пленэр. Представляете, у его участников даже учитывали вкусы: кто что любит на завтрак». Теперь в мастерской Ольги Кошель есть «ракетные технологии» - современные печи из Германии, температура в которых регулируется компьютером. В них толщина изоляционной стенки – около 10 см, внутри 1050 градусов, а снаружи можно к печи прикоснуться рукой. Две такие печи стояли в «Casa Parinteasca», отчего смотрелись чересчур импозантно. Однако время такое: народные промыслы без современной техники представить нельзя. Не менее внушительно выглядели компьютеры в музее «Casa Parinteasca» рядом со старинной мебелью и утварью наших прадедов. Хозяйка «Родительского дома» Татьяна Попа давно обеспокоена тем, что народные ремесла уже должны были занести в «Красную книгу», если бы таковая имелась. И решила обычаи и традиции восстановить. Начала работать с детьми из бедных семей, постепенно создала неправительственную организацию «Центр народных промыслов». «Три года назад мы зарегистрировались как туристический объект, - рассказывает Татьяна. - Теперь наладили связи с туристическими фирмами, к нам приезжают гости, правда, не так много. Проводим однодневные тренинги, на большее время оставить гостей не можем, так как негде их разместить. Край очень благоприятный, окружен четырьмя монастырями, они интересны туристам. Кормим их вкусным обедом, прямо из печи. Это – первый пленэр такого уровня. Ранее мы провели творческую лабораторию совместно с Союзом народных мастеров во главе с Ионом Болтяну, мастера жили в палатках и восстанавливали деревянные колонны дома-музея». В доме-музее «Casa Parinteasca» мы познакомились с множеством неведомых вещей. Расскажу о парочке. Во-первых, это уникальная технология изготовления ковра – рельефного, как массажный коврик. «В народе его называют «девичья грудь и козье вымя», - говорит Тамара Суворова, преподаватель технологического воспитания лицея Спиру Харет. На вешалке в прихожей родительского дома висели удлиненные вышитые рубашки-платья, которые захотелось примерить и купить. Сумочки, платки, полотенца... Тамара показала нам платок, который вышивают девочки с 4 до 14 лет. Начинают с краев: разноцветные узорчики-цветочки, как темные и белые полосы в жизни. И заканчивают серединой: ягодами вишни. Это народная примета такая: сколько вишенок – столько и детей будет. Говорят, сбывается все.В субботу 23 августа в 11-30 в Музее археологии и истории Молдовы состоится открытие выставки работ участников пленэра. Пленэр проводится при поддержке Союза народных мастеров.
0