Время сетей
В Кишиневе в фармацевтической рознице стали происходить события, которые операторы ожидали еще года два назад. Бизнес начал резко укрупняться за счет развития фирменных аптечных сетей. При этом в отрасль стали активно внедряться новые игроки: за последние полгода появились четыре сетевика, конкурирующих на отличиях. Два года назад в аптечном сегменте действовало не более десяти сетей, из которых выделялись «Феличия», «Ориент», «Фармачия Фамилией», «Три В Фарм», «Ариана» и «Каса Фарм». Кроме «Феличия», каждая сеть строилась на базе собственного оптового звена. Ожидалось, что рано или поздно многие оптовики пойдут тем же путем: выгода от альянса со своей розницей была очевидной. Но ряды оптовиков стали существенно редеть. В результате, из более 200 оптовых компаний, определилась десятка серьезных игроков, среди которых «Дита Фарм», «Тетис Интернешнл», «Рихпангалфарм», «Каса Фарм», «Винамекс», «Фармина», «Санфарм Прим». Учитывая, что «Дита Фарм» развивает сеть «Фармачия Фамилией», «Винамекс» - «Ориент», а «Каса Фарм» - одноименную сеть, конкуренты ждали ответных действий от «Тетиса», «Рихпангалфарма» и «Фармины». Госпредприятие «Санфарм-Прим» в роли ритейлера вызывало меньший интерес. Ожидания оправдались: в прошлом году «Тетис» запустил проект по созданию собственной сети аптек «Гиппократ». Сегодня сеть состоит из пяти фирменных точек, расположенных в Кишиневе, Яловень и Бэлць. Ряд объектов находятся в стадии реконструкции. Генеральный директор компании Игорь Перепелица отметил, что развитие сетей при оптовых структурах — мировая практика. Но в Молдове она стала набирать обороты именно в 2008 году. «Для любой компании это, во-первых, имиджевый проект, который поддерживает корпоративное имя. Внешний вид аптек очень важен, поэтому над интерьером точек «Гиппократ» работали профессиональные дизайнеры. Мы выбрали британский стиль: бело-зеленые тона, мебель, стилизованную под начало прошлого века, создав атмосферу надежности. Не копировали «Ригла» или «Бутс», разработали самостоятельный образ. Аптеки должны быть узнаваемы, как тот же «Макдональдс», иначе сетью их можно назвать только юридически. Во-вторых, наличие собственной сети — это устойчивый и контролируемый канал сбыта. Снижаются издержки, растет товарооборот и полностью отсутствуют задержки платежей. В таких условиях можно снижать цены и довольно существенно».Компания «Рихпангалфарм» до недавнего времени была единственной, но капиталоемкой инвестицией «Гедеона Рихтера». Несколько лет при его официальном представительстве работала всего одна аптека «Панацея», однако именно она обеспечивала наибольшие продажи лекарств венгерского производителя. Изучив ситуацию на молдавском рынке, венгерская сторона приняла решение открыть здесь собственную сеть, правда, с небольшим опозданием. В Кишиневе хорошие объекты давно на вес золота. Инвестор начал экспансию в Бэлць, где в начале лета открыл сразу пять точек. Затем последовали Орхей и Унгень. В Кишиневе за два последних месяца удалось открыть пять объектов. К запуску готовятся еще четыре аптеки в столице, три в Бэлць, по одной в Хынчешть, Теленешть и Унгень. Таким образом, к осени сеть «Гедеон Рихтер» будет насчитывать 22 аптеки по республике.Директор представительства «Гедеон Рихтер» Александр Дербенцев сообщил, что новая сеть позиционируется как социальная. «Данный бизнес предназначен для продвижения и реализации, прежде всего, продукции «Гедеон Рихтер». При полном ассортименте и прямых поставках. Наценка установлена до 10%, это позволит покрыть расходы, не более того. Здесь всегда будут установлены самые низкие цены при максимальном спектре услуг. К примеру, можно бесплатно измерить вес и давление. В качестве формата был выбран классический вариант, открытие фармамаркетов не рассматривали. Все предприятия выдержаны в едином корпоративном стиле. Дизайн и концепция разрабатывалась производителем для всех своих сетей, на разных рынках. К примеру, такая же сеть из 200 аптек есть в Румынии: по форме и содержанию она ничем не отличается от молдавской».Дистрибьюторская компания «Фармина» до нынешнего года сетевыми продажами не интересовалась. Несмотря на то, что предприятие владеет четырьмя аптеками, их развитие не было делом первостепенным. В этом году приоритеты изменились, и в марте начался запуск новой сети «Лумя Сэнэтэций». За полгода под одной торговой маркой открылось 8 аптек, старые аптеки также переводят под новый товарный знак и установленные стандарты. Сегодня «Лумя Сэнэтэций» насчитывает 12 торговых точек в Кишиневе, Бэлць, Кахуле, Комрате, Сороках и Бричень. По словам замдиректора Олег Мовчана, инвестиции в сеть осуществляются за счет собственных и кредитных средств. Он отметил, что сеть позиционируется как «аптека для всей семьи» и этот формат себя уже оправдывает. Несмотря на то, что новые объекты действуют несколько месяцев, рост продаж идет с опережением плана. При этом около 30% продаж приходится на гигиеническую и косметическую продукцию. Для многих операторов рынка стало неожиданным появление аптек «Элат Мед». До этого группа компаний бизнесмена Леонида Волнянского в фармацевтическом бизнесе не была замечена. Как сообщил директор «Элат Мед» Богдан Гуренко, идея пришла случайно. Учитывая, что в торговом центре «Элат» работают порядка 700 сотрудников, для их удобства решено было открыть аптеку на первом этаже здания. Дальше — больше. Под вторую точку выделили свободную площадь, арендуемую в торговом крыле комплекса «Краун Плаза». Там аптека заняла два этажа. Основная особенность предприятий — круглосуточная работа, акцент на товары для матери и ребенка (по ценам опта), присутствие косметических серий (в т. ч. и эксклюзивных), их выкладка по брендам.Г-н Гуренко рассказал, что формирование ассортимента в аптеках еще не завершено. Сейчас ведутся работы над интерьером, рассматриваются предложения производителей и поставщиков. «Я не стал бы пока называть «Элат Мед» сетью, мы только начали фармацевтическую деятельность. Как только в структуре будут фигурировать минимум пять точек, мы сможем рассматривать себя в роли сетевиков».Между тем свои позиции укрепляют лидеры рынка. Сеть «Феличия» сегодня насчитывает порядка 30 аптек и 8 маркетов, большинство из которых работают в Кишиневе. Сейчас завершается строительство еще двух фармамаркетов. Последние — фирменный знак сети, этот формат внедрила на рынке именно она. Последовать этому примеру пока решились только в «Фармачия Фамилией», остальные операторы считают это рискованным. По их оценкам, объем продаж в «прилавочной» аптеке составляет 85-90%, тогда как в формате самообслуживания этот показатель на уровне 60%. Руководство сети «Феличия» подобное мнение опровергает, уточняя, что в любом фармамаркете действуют закрытые рецептурные отделы. В компании сообщают, что классические «прилавочные» аптеки в сети «Феличия» больше открываться не будут. Только фармамаркеты. В сети «Ориент», напротив, запускать аптеки самообслуживания не торопятся. Хотя под этот формат уже приобрели несколько помещений. «Ориент» развивает свои социальные аптеки, которых к концу года будет за 40. Сетевик тоже заинтересовался регионами и недавно открыл фирменные точки в Бэлць, Унгень, Орхее и Кахуле. При этом ставка делается на собственные торговые площади. Видимо, по этой причине «Ориент» не представлен в торговых центрах: сегодня площадей в них никто не продает, а плата за аренду — величина непостоянная.По словам руководства, в нынешнем году розничные продажи сети составят не менее 220 млн леев, оптовые показатели будут таким же. В сумме около полумиллиарда леев. Весь розничный фармацевтический рынок операторы оценивают в $130 млн (по данным PMG он на четверть меньше). Генеральный директор сети Николай отметил, что «появление новых игроков сыграет на пользу общему делу. Бизнес может развиваться только в условиях конкуренции. И чем она жестче, тем интереснее работать. Есть мнения, что Кишинев перенасыщен аптеками: 500 фармацевтических точек — явный перебор. Были даже попытки ввести мораторий на открытие новых предприятий. Сколько нужно столице аптек — вопрос риторический. Столько, сколько нужно покупателю. Лишние уходят сами».