933

Молдавские виноделы не спешат регистрировать наименования по месту происхождения

В конце июля в Молдове был опубликован Закон об охране географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов №66-XVI, принятый 27 марта 2008 года Парламентом РМ.Презентацию нового документа, который вступит в силу 25 октября 2008 года, пранируется провести уже в этом месяце, в ходе встречи с виноделами и ведущими энологами республики.Как сообщает официальный сайт Государственного агентства по интеллектуальной собственности (AGEPI), разработка нового законопроекта была обусловлена, во-первых, необходимостью согласования норм обеспечения охраны европейским стандартам, предусмотренных Планом действий Республика Молдова - Европейский союз, а во-вторых, необходимостью урегулирования расхождений между положениями старого закона и реалиями, возникшими в ходе его применения.Дело в том, что до сих пор у нас не существовало отдельного акта, который регулировал бы охрану географических указаний, наименований мест происхождения и гарантированных традиционных продуктов. Законодательство предусматривало только охрану наименований мест происхождения (после подписания Лиссабонского соглашения), а географические названия охранялись косвенно — посредством закона №588-XIII от 22 сентября 1995 года о товарных знаках и наименованиях мест происхождения товаров.Документ, разработанный специалистами AGEPI, в первую очередь, касается местных производителей. Однако широкого резонанса он пока не вызвал, так как производитель еще плохо знаком с такими понятиями как "географические указания" и "гарантированные традиционные продукты".В наследство от лиссабонского членства, нам досталось 810 наименований мест происхождения, таких как "Пилснер", "Карловарские воды", "Богемское стекло", "Семичевьске пиво" и проч. По национальной процедуре в Молдове зарегистрировано лишь семь наименований: пять от иностранных заявителей ("Будвайзер", "Карловарска горка") и два от молдавских ("Чумай", "Ромэнешть"). Остальные производители интереса не проявили.Генеральный директор AGEPI Дориан Кирошка считает, что те же виноделы просто недооценивают свои перспективы. "Я был в Бургундии, где есть местность с т. н. золотой косой, она защищает от ветров 20 га винных плантаций. Через каждые 500 м виноград приобретает особые свойства, соответственно производится разное вино, но качество его неизменно. Все виноделы, владеющие этими участками, зарегистрировали наименование места происхождения, которое знает вся Европа. Для Молдовы этот опыт показателен. К примеру, в Олэнешть есть несколько винодельческих компаний, которые смогли бы объединиться и подать такую же заявку. Один может выпускать "Рошу де Олэнешть", другой - "Роз де Олэнешть" и т. д. Важно, чтобы плантации, сырье, производство — все находилось в этой географической зоне, вплоть до розлива. А продукт обладал особой органолептической характеристикой, обусловленной географической средой. Качество должно быть неизменным, только тогда на его этикетке может появиться соответствующая надпись. Это важно как для местного, так и для европейского потребителя", - сообщает Кирошка, цитируемый изданием ЛОГОС-ПРЕСС.Пока неясно, кто войдет в состав комиссии, которая должна анализировать заявки предприятий и контролировать качество продукта. Вполне вероятно, контроль вина возьмет на себя Союз энологов РМ.Отчасти решен и материальный вопрос. После того, как AGEPI выиграло грант в 1 млн. евро, можно приглашать европейских экспертов-консультантов.После завершения всех подготовительных работ обладателями охраняемого наименования места происхождения вначале станут виноделы. Потом наступит очередь молочной, мясной промышленности, изделий народного творчества.Уже сейчас понятно, что известные во всем мире комбинаты "Cricova" и "Milestii Mici" к этой категории причислены не будут, поскольку сырье они получают из разных регионов республики. Однако подобные предприятия могут претендовать на охраняемое географическое указание. Здесь главное — обладать репутацией и иметь в указанной местности хотя бы одно из звеньев производства.
0